издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело врача

В благодарность за фиктивные больничные пациенты помогли доктору отправиться на скамью подсудимых

Пять лет лишения свободы условно, штраф 200 тысяч рублей и лишение права занимать должности в государственных, муниципальных и коммерческих лечебных учреждениях – такой приговор вынес Ангарский городской суд участковому врачу-терапевту городской больницы №1 Ирине С. за взятки и служебный подлог.

56-летняя женщина, как видно из материалов уголовного дела, выдавала здоровым людям больничные листы. По прейскуранту, который она ввела сама, услуга, пользующаяся в городе нефтехимиков немалым спросом, стоила 500 рублей за один день симуляции. Клиентов доктору поставляли посредники. По уголовному делу проходит одна такая «подруга» – бывшая медсестра этой же больницы Б., которая и стала на суде главным свидетелем обвинения. Когда посредницу вызвали в полицию, она сдала приятельницу, с которой дружили семьями, отмечали вместе дни рождения и ходили в сауну, что называется, с потрохами. А иначе самой пришлось бы занять место на скамье подсудимых за участие в криминальном бизнесе. Посреднице полагался за старания по подбору клиентов немалый процент, иногда половина из вложенных в медицинскую карточку симулянта денег переходила в её карман. «Меня бы не выпустили из полиции, если бы я не согласилась сотрудничать с оперативниками», – честно призналась подсудимой её «заклятая подруга», которая, видимо, не пропустила ни одной серии про ментов по телевизору и имела представление о царящих в полиции методах «убеждения». 

В свидетели из подозреваемых по делу перешли и взяткодатели. По той же причине: чтобы избежать уголовной ответственности за свои поступки, содержащие состав преступлений. В Уголовном кодексе РФ сказано, что для этого достаточно лишь «добровольно сообщить органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки». Состав взяткодателей, переметнувшихся в свидетели, вообще впечатляет. К примеру, Ч. служит приставом. На предварительном следствии он пояснил, что в июне 2012 года был в отпуске, но отдохнуть толком не получилось из-за семейных обстоятельств. Тогда-то ему и пришла в голову мысль продлить отпуск с помощью фиктивного больничного. За помощью он обратился к своей знакомой Б., которая ему когда-то говорила, что имеет нужные связи. Вся операция прошла так гладко, что Ч., отдохнув на больничном неделю, решил сделать повторный «заказ» и продлил бюллетень ещё на три дня. Всего за 10 дней дополнительного отпуска мнимый больной заплатил пять тысяч рублей. Больших хлопот от него врач не потребовала: пришлось, правда, сделать флюорографию и кардио­грамму. Но без очереди – доктор любезно провела его в нужный кабинет. А выписанные лжебольному направления на анализы мочи и крови отправились в мусорную корзину, листок нетрудоспособности Ч. выдали и без них. С заявлением в УМВД России по городу Ангарску Ч. обратился, по его словам, «осознав, что неправильно поступил». Когда был выявлен факт получения им фиктивных больничных листков, он решил «добровольно сотрудничать с правоохранительными органами и оказать им всяческое содействие в изобличении врача С.».

Подобные показания дал и Н., заплативший через ту же посредницу Б. две тысячи рублей за четыре дня отдыха. Как поняла подсудимая, молодому человеку не дали на работе отпуск, чтобы сдать сессию. Ещё одна свидетельница показала суду, что работала в ООО «Форд» и ей нужно было найти способ отложить судебное заседание по гражданскому делу. Вот тогда-то знакомые и посоветовали ей взять липовый больничный. Кстати, позднее выяснилось, что в то время Ш. действительно недомогала и могла оформить листок нетрудоспособности законным путём, но решить вопрос за деньги ей показалось проще. Видимо, сказались привычки деловой женщины.

Вообще в этом уголовном деле много ярких штрихов, которые, дополняя друг друга, дают характерную картину современных нравов. К примеру, оказалось, что взятки через посредников за фиктивные больничные листы Ирина С. давала систематически знакомым и незнакомым людям и, по словам заместителя главного врача больницы, такие факты выявлялись и в предыдущем году. «Подруга» – посредница Б. – даже уточнила, что они вместе с подсудимой занимались этим «бизнесом» с 2006 года. Разумеется, в лечебном учреждении о такой «деятельности» знали многие, что не мешало участковому врачу-терапевту спокойно получать дополнительный доход. Мало того, Ирина С. явно пользовалась уважением в коллективе и городе. В больнице №1 она работала в должности врача-терапевта почти четверть века. Да и в Ангарске, видимо, слывёт человеком известным, раньше имела мандат депутата городской Думы. Медсестра, работавшая с подсудимой в одном кабинете, рассказала о слухах, бродивших по больнице: будто у них в кабинете ведётся видеозапись, и это связано именно с тем, что С. баллотируется в депутаты. Защитники на суде тоже приводили довод о спланированной акции в отношении их клиентки «в связи с занятием ею депутатской деятельностью». 

Теперь трудно сказать, почему именно в 2012 году в органы поступила «оперативная» (а на самом деле обросшая бородой) информация о том, что врач первой городской больницы берёт взятки и занимается служебным подлогом. Возможно, тут действительно имели место происки политических конкурентов. Но разрешение установить в кабинете врача видеокамеру было получено в суде, и на записи видно, как доктору на стол кладут медкарту больного с вложенными в неё деньгами и она перекладывает часть купюр в карман халата. 

В уголовном деле собран и характеризующий материал на подсудимую. Ни к уголовной, ни к административной ответственности Ирина С. не привлекалась, по месту жительства и работы имеет положительные отзывы, живёт в семье и помогает содержать пять человек, в том числе на её плечах маленькие внуки. Отмечены и преклонный возраст, и длительный стаж работы, и депутатская деятельность, и два высших образования подсудимой. Но, несмотря на то что по одному предъявленному следствием эпизоду суд Ирину С. оправдал, а по другому факту прокурор отказался поддерживать обвинение, доказательств вины врача в должностных преступлениях хватило для достаточно сурового приговора. 

Ангарский городской суд признал Ирину С. виновной в трёх эпизодах получения взятки должностным лицом (ч. 3 ст. 290 УК РФ) и служебного подлога (ч. 1 ст. 292 УК РФ). Ей определено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно и штрафа в размере 200 тысяч рублей с рассрочкой выплаты на 50 месяцев (по четыре тысячи в месяц). В первой городской больнице С. уже не работает, перевелась в медсанчасть. Но и этой возможности она теперь лишится на три года: суд лишил её права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными функциями, не только в государственных, муниципальных медицинских и лечебно-оздоровительных учреждениях, но также в частных и коммерческих медучреждениях. То есть, по сути, на работу врачом наложен запрет. 

Кстати, на сайте первой городской больницы Ангарска и сегодня висит объявление о вакансиях врачей. Больше всего требуется участковых терапевтов – их в медучреждении не хватает 12. Возможно, непопулярность профессии связана с тем, что её обладателям полагается самая низкая среди коллег с высшим медицинским образованием зарплата: от 24 тысяч рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры