Жизнь крутится по спирали
Не стареют только темы газетных выступлений
Шёл 1976 год. Именно в этом году 19 февраля я получила удостоверение внештатного корреспондента газеты «Восточно-Сибирская правда», сотрудника общественной приёмной редакции. Мне было тогда 39 лет. А 26 декабря 1986 года меня пригласили на встречу, посвящённую 25-летию общественной приёмной. Простой подсчёт показывает, что год рождения юбилярши – 1961. Помню, мои новые коллеги, работавшие в общественной приёмной с её основания, – Раиса Архиповна Андреева, Лидия Ивановна Тамм, Мария Наумовна Новак, Николай Александрович Турченко, Александр Георгиевич Сарваниди, Виктор Григорьевич Фридман, Александр Александрович Вендрих, Елена Александровна Татаринова – показались мне уже довольно старыми, хотя вряд ли им в то время было больше лет, чем мне сейчас.
Жизнь в общественной приёмной буквально кипела! Каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 14 до 18 часов вели приём сотрудники по графику, а по вторникам в это же время консультировали ещё и юристы. По жалобам и заявлениям посетителей проводились различные рейды, результаты которых публиковались в газете. Кроме того, отдел писем редакции частенько направлял к нам людей, которым требовалась серьёзная помощь. И ни одно из обращений, хоть в письменной форме, хоть в устной, мы не оставляли без внимания.
Теперь уже не сохранились журналы учёта обращений в общественную приёмную, «талмуды» ответов на запросы, направленные в исполкомы народных депутатов и другие, как теперь говорят, властные структуры. В своей работе мы пользовались не только телефоном и почтой, но частенько встречались с руководителями различных организаций, от которых зависела судьба конкретного человека или решение проблемы. Раз в полугодие каждый сотрудник отчитывался о проделанной лично им работе. Надо ли говорить, что зарплаты нам не полагалось, работали мы на общественных началах. Самой большой наградой было чувство удовлетворения, когда удавалось помочь кому-то из униженных и обделённых.
У меня сохранились газетные вырезки публикаций тех лет. Иногда я их перечитываю и удивляюсь: как много перемен произошло за эти десятилетия в городе, но людские проблемы остаются прежними. Жизнь развивается по спирали, повторяя то, что уже было, хотя и на несколько другом уровне.
«Городские водопады» – название одной такой публикации, организованной рейдовой бригадой общественной приёмной газеты в 1979 году. Речь в ней шла о загрязнении рек Ангары, Иркута, Каи, Ушаковки сточными водами предприятий города. Конечно, за прошедшие 35 лет многое изменилось: закрылись предприятия, появились автомойки, реконструированы старые и построены запланированные канализационно-насосные станции. Тем не менее проблема загрязнения природных водоёмов не решена до сих пор. Растут коттеджи в водоохранной зоне, застраиваются берега заливов, обещания власти справиться с «точечной» застройкой не выполняются. Избежать аварийных сбросов всё как-то не удаётся. В своё садоводство «Пенсионер» приходится идти мимо областного тубдиспансера – и всегда хочется задержать дыхание: довольно часто идёт утечка канализационных вод, перебивающих запах сосновой рощи. Скоро из-за таких утечек образуется овраг рядом с рощей, в случае весенних пожаров пожарные машины не смогут подъехать к горящей обшивке труб, идущих от Ново-Иркутской ТЭЦ. Кстати, не лишним было бы обкашивать траву около этих труб, чтобы избежать весенних пожаров. Когда-нибудь и знаменитая реликтовая роща может сгореть, да и обшивка труб не кислород выделяет при горении, увы! Вот вам тема для рейда – пусть не сотрудников давно исчезнувшей общественной приёмной, но, может быть, внештатных корреспондентов газеты, студентов журфаков.
А в заключение хочу затронуть проблему, которая не только не потеряла актуальности за прошедшие десятилетия, но ещё более обострилась. Речь пойдёт о работе транспорта. В областном центре теперь много коммерческих маршрутов. И ждать на остановках приходится в основном тем, кто пользуется услугами муниципальных автобусов. То есть старикам, как это ни обидно. Всю свою жизнь я езжу на автобусе № 11. Сегодня дождаться его – большое везение: то он сломался, то опаздывает из-за пробок в городе, а по воскресеньям вообще не ходит, отдыхает. Говорят, убыточный маршрут. Как такое возможно, если это до сих пор единственный автобус, соединяющий огромную часть Глазковского предместья выше улицы Лермонтова с другим берегом Ангары? Местные жители, люди в возрасте, помнят времена, когда от бульвара Постышева до улицы Чайковского регулярно и чётко по расписанию ходили два автобуса 11-го маршрута и на недостаток пассажиров никто не жаловался. В своё время общественная приёмная редакции мимо подобных городских проблем не проходила. Вот вам новый виток жизненной спирали.