Сергей Ерощенко: «Если у власти нет позиции, начинаются спекуляции»
Большая предновогодняя пресс-конференция губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко состоялась на прошлой неделе в большом зале регионального правительства. По традиции на ней собрались журналисты из более чем сорока СМИ из всех районов Приангарья, чтобы подвести итоги прошедшего года и задать главе региона вопросы, которые волнуют жителей области.
Приангарье – опорная территория
Сергей Ерощенко пришёл на итоговую пресс-конференцию «прямо с совещания по Братску», которое состоялось сразу после прибытия главы региона с Госсовета. Неудивительно, что и беседа началась с тезиса, который был озвучен на федеральном уровне. Развитие Сибири и Дальнего Востока объявлено задачей века. Но какая роль отводится в этом макропроцессе Иркутской области, способна ли она стать территорией опережающего развития – вот что волновало журналистов на этой встрече больше всего.
– Приангарье уже является опорной территорией, – заверил Сергей Ерощенко беспокойных репортёров и для убедительности сравнил Иркутскую область по темпам экономического роста с некоторыми странами Запада. Даже на их фоне регион выглядит неплохо, не говоря уже о российских территориях. Ещё относительно недавно Приангарье занимало 70-е место во всероссийском рейтинге, а теперь как минимум входит в первую «двадцатку». Очень важно, что регион получил право создавать режим наибольшего благоприятствования для инвесторов. В частности, имеется в виду возможность вводить налоговые льготы для ресурсодобывающих компаний. Одной из них является Иркутская нефтяная компания.
– Это предприятие зародилось в Иркутской области и получило развитие при поддержке правительства региона и федерального центра, – заметил губернатор. – Теперь мы имеем производство, которое отчисляет 3 миллиарда рублей в региональный бюджет и 30 миллиардов – в федеральный. Нефтедобывающая отрасль для многих кажется неким Клондайком, где зарабатываются лёгкие деньги. Но у нас трудноизвлекаемые запасы углеводородов, поэтому на старте компаниям необходима поддержка, которую мы и оказываем. Теперь это предприятие стало опорой для развития целой отрасли. Иркутская нефтяная компания является партнёром правительства по газификации Усть-Кутского района. В 2015 году там планируется начать строительство газохимического комплекса. Помните, сколько мы говорили о газификации Иркутской области? Так вот, труба никогда не придёт, если мы не сделаем конкретные шаги. У нас впереди очень много работы.
Речь идёт не только о поддержке предприятий, но и о решении вполне «социальных» проблем, которые по большому счёту преимущественно и заполняют будни представителей региональной власти. Это строительство новых садиков, школ, поликлиник, дорог и прочей «социальной инфраструктуры». Комфортные условия жизни для населения – это тоже важная составляющая инвестиционной привлекательности региона. Потому что невозможно строить новые предприятия и заставлять людей жить в малопривлекательных условиях.
«Мне бы хотелось, чтобы вы занимали по-хорошему агрессивную позицию»
Именно на решение социальных задач в ближайшие три года и будет направлена львиная доля доходов областного бюджета. А если собственных денег не хватит, регион готов прибегнуть к заимствованиям и снова влезть в долги. Журналистов, «как людей консервативных», по замечанию одного коллеги, эта ситуация не может не волновать. Тем более что простой житейский опыт подсказывает нехитрую истину – жить нужно по средствам.
– Не думал, что журналисты – люди консервативные. Мне бы хотелось, чтобы вы занимали по-хорошему энергичную, может быть, даже агрессивную позицию, – заметил на это Сергей Ерощенко. – Конечно, мы могли бы принять бездефицитный бюджет и спокойно жить. Можно было бы в отпуск пойти, позагорать и перед телекамерами рассказать, что всё у нас хорошо в регионе, нет ни долгов, ни заимствований. Но это было бы нечестно. Слишком много накопилось забытых и отложенных обязательств перед людьми, которые сегодня для региональных властей сформулированы в форме указов президента. Мы будем увеличивать и вложения в социальную сферу, не раскручивая маховик затрат.
Мы приняли очень хороший бюджет, которым можно гордиться. Это бюджет развития. Формировали его, исходя из пессимистического сценария развития, тем не менее оставили возможность для роста. Есть показатели, в том числе по экономике, инвестициям, социальной сфере, которыми можно гордиться. Я бы сказал, стартовая позиция у нас была довольно сложная. Если в этом году мы построили 20 садиков, то в следующем планируем построить 35. Может быть, получится построить ещё больше, если подключатся предприятия. Принято решение по расширению Байкальского тракта до восемнадцатого километра. Работы начнутся уже в следующем году. Есть серьёзные проекты по строительству нового аэропорта, развивается внутрирегиональная сеть авиаперевозок.
Помните, когда я пришёл на этот пост, на одной из первых пресс-конференций сказал, что мы будем отчитываться перед людьми не цифрами, а конкретными делами – школами, дорогами, больницами. Мы так и делаем. Если подняться на вертолёте, то сверху очень хорошо видно, как меняется территория, на которой построены новые, современные социальные объекты. Я вам рекомендую поехать и посмотреть, как меняется жизнь в Булусе, в Тургеневке, в Култуке. Мы строим школу, и вокруг неё меняется пространство, меняется весь посёлок, его жизнь. Надеюсь, люди оттуда уже не будут уезжать. Важно, чтобы потом эту школу или садик берегли, относились как к своему дому. Мы же понимаем, что, вкладывая деньги в социальную сферу, в зарплату учителей, воспитателей, мы вкладываем их в будущее нашего региона. Дети, которые придут в новую школу и получат там хорошие знания, – они и есть наше будущее.
Когда мы говорим о патриотичном отношении к своей земле, это не просто слова. Очень часто проблема заключалась в том, что все стратегии начинались и заканчивались в стенах этого здания, в кабинетах чиновников. Нужно расширять границы, я вам это искренне советую. Нужно ездить на территории, посещать предприятия, встречаться с людьми.
Говоря о состоянии дел в муниципалитетах, Сергей Ерощенко неожиданно раскритиковал «систему, при которой избираются абсолютно все органы власти».
– У нас очень демократичное государство, выбираются все органы власти, – заметил губернатор. – Ни в одной стране мира такого нет. Но зачастую, как только люди победили на выборах, тут же забывают о своих обещаниях и нам приходится брать их обязательства на себя. В последнее время на региональный уровень переданы многие муниципальные полномочия. Это ведь сделано не случайно. Слишком часто бюджетный рубль не доходит до конкретного человека. Взять хотя бы строительство детских садов. Мы недавно проводили совещание с мэрами по детским садам. И что же? Только мэр Куйтунского района выделил участок под строительство детсада. В этом году мы построили 20 садиков, но иногда делали это не благодаря, а вопреки действиям некоторых органов власти.
Это ведёт к тому, что называется «неэффективной работой с бюджетом». Многие муниципалитеты приняли профицитные бюджеты. Тем не менее по социальным объектам они отстают от других территорий. Я не занимаюсь критикой мэров, у меня на это времени нет. Других мэров не ищу, всех поддерживаю. Хотелось бы чувствовать такую же поддержку и с их стороны.
Неужели вас не приводят в шок деревянные школы или садики 1920-х годов постройки без тёплых туалетов? Я всё сделаю, чтобы этого не было в Иркутской области. Если мне не хватит пяти лет для этого, я снова пойду на выборы. Невозможно заниматься ремонтом этих зданий, построенных сто лет назад, нужно строить новое. Мы уже начали быстро и качественно строить социальные объекты, надеюсь, все это заметили. Нужно ещё до конца освободить бюджет от коммерциализации, потому что делать бизнес на детях и пенсионерах – это преступление.
В качестве негативного примера, на котором хорошо просматривается наличие коррупционной схемы, Сергей Ерощенко упомянул строительство школы в Качуге. Недавно он побывал на этом долгострое, после чего было принято решение вовсе отказаться от стройки из-за многочисленных нарушений в технологии. Гораздо безопаснее, быстрее и дешевле будет возвести новую школу.
Чтобы усилить влияние в муниципалитетах во время выборов, губернатор обещал «пойти в районы» и обязательно найти таких людей, которые «захотят работать и станут бороться за каждый клочок земли». «Будем разговаривать с людьми, консультироваться и уже после этого поддерживать какого-то кандидата, – добавил глава региона. – Зато потом у региональной власти появится моральное право публично обратиться к этому человеку в случае необходимости и призвать к ответу с полным на то основанием, имея за плечами поддержку людей. Сейчас, например, такие консультации идут по Братску».
– Если мэр не считает строительство садика или решение проблем многодетной семьи своим личным делом, значит, он не является и настоящим главой муниципалитета, – отметил губернатор. – Потом всё это выливается в недовольство населения властью, в протестные голосования. А вот протестные голосования – это реальная угроза безопасности России. Поэтому я очень благодарен мэрам, которые работают на своих местах, реализуют себя. Было бы очень странно, если бы пришёл новый губернатор и всё изменилось. Ничего быстро не изменится, но я и не буду ждать, когда что-то поменяется. Я буду делать всё для того, чтобы в этой обстановке реализовать свои полномочия. Многие мэры – очень инициативные, интересные и ответственные люди. Скоро Ассоциация мэров получит ещё и законодательную инициативу. Когда мэр один на один остаётся с лесниками, которые не платят налоги, разбивают дороги своими машинами, зачастую он ничего не может сделать. Мы хотим дать им в руки инструмент.
«Выборы будут тогда, когда закончатся мои полномочия»
– Эксперты спорят о том, будут ли в Иркутской области досрочные выборы? – был задан вопрос о политике. – Вы готовы пойти на выборы?
– Если бы я не был готов пойти на выборы, я бы не согласился на эту должность, – заверил Сергей Ерощенко. – Меня назначил президент, и моё положение абсолютно легитимно. У меня есть как минимум пять лет, чтобы заниматься той работой, которой я занимаюсь. Всегда забавно наблюдать за прогнозами и предположениями, которые рисуют разные политологи. Сейчас вот, например, рассуждают о том, что проще: пойти на досрочные выборы и спокойно переизбраться на волне ожидания или доработать и потом попасть в сложное положение из-за тяжёлого бюджета.
Отвечу так: если бы я не верил, что могу добиться результата, я бы не пошёл на эту работу. Я давно уже не принимаю опрометчивых решений. Я приходил сюда не на один год и не для того, чтобы просто занять кресло. Для меня не важна победа на выборах ради победы. Она нужна для того, чтобы работать, менять положение дел к лучшему. Поэтому выборы будут тогда, когда закончатся мои полномочия.
Мне есть с чем выйти к людям в любом посёлке или городе Иркутской области. Я знаю, что нужно делать, и эти помыслы вполне реализуемы. Могу спокойно пойти на выборы хоть сейчас, хоть через четыре года и сделаю это с удовольствием, потому что мне нравится общаться с людьми. Если бы я не верил, что жители меня поддержат, я бы с таким самозабвением не занимался той работой, которой занимаюсь сейчас. Важно, что я могу спокойно смотреть в глаза своим родителям и детям. Недавно мой младший сын сказал, что хочет стать губернатором. Мне очень важно, что мой ребёнок хочет стать таким же, как папа, ведь он меня фактически не видит дома. Я в своё время тоже хотел стать шахтёром как папа. Мои родители живут в Черемхове, дети – в Иркутске. Я всю свою жизнь делал то же самое, что сейчас, – работал на благо Иркутской области. Просто сейчас у меня многократно больше возможностей.
– Вроде бы мы строим всё больше жилья, однако доступнее оно не становится, – поступил вопрос на житейскую тему. – Что нужно сделать, чтобы квартиры могли приобрести обычные люди: сантехники, рабочие, журналисты?
– Регион строит слишком мало жилья, чтобы оно стало доступным, – заявил губернатор. – Пока мы не начнём цивилизованную комплексную застройку с применением современных технологий, проблему доступного жилья не решить. Тут важна пресловутая «политическая воля». Если у власти нет позиции, начинаются невыполненные обещания и спекуляции. Так вот, относительно застройки территорий власть заняла позицию, и теперь мы будем её планомерно отстаивать. Сейчас ведётся подготовительная работа по созданию современной инфраструктуры и инженерии за счёт бюджетных средств. Затем начнётся комплексная застройка. Полагаю, уже в следующем году мы сможем представить своё видение развития того же Чертугеевского залива. Как только мы станем развивать территорию таким образом, сможем изменить ситуацию в Иркутске в целом.
Во время пресс-конференции не раз поднимались проблемы небольших городов и посёлков. Например, в Бирюсинске уже много лет строится котельная. Жители уверены, что и в будущем году она не будет введена в эксплуатацию. Министр жилищной политики и энергетики региона Евгений Селедцов, который присутствовал в зале, успокоил журналистов из Тайшетского района. Новую котельную в Бирюсинске планируется ввести в эксплуатацию в январе 2014 года. Она позволит решить вопросы, связанные с повышением надёжности и экономичности теплоснабжения потребителей города. Строительство теплоисточника велось с привлечением средств областного бюджета. Проектно-сметная документация была выполнена ещё в 2007 году.
Однако в 2012 году пришлось вернуться к разработке ПСД, так как ранее не были учтены работы по строительству внешних и внутриплощадочных инженерных сетей.
Планировалось завершить бирюсинский долгострой ещё в этом году. Но ввод объекта в эксплуатацию задерживается по вине подрядчика – из-за непоставки оборудования станции химводоподготовки. Предполагается, что станция будет смонтирована в январе 2014 года.
Жители ждут также, что будет наконец установлен единый экономически обоснованный тариф. Евгений Селедцов заявил, что подготовлена проектно-сметная документация по изменениям схемы теплоснабжения в Тайшете, в стадии готовности схема теплоснабжения посёлка Юрты.
– Ощущаете ли вы давление олигархических группировок? – журналисты снова перевели разговор в область большой политики.
– Я и сам из сферы немелкого бизнеса, – усмехнулся губернатор. – У меня нет смущения перед этими людьми. Можно сказать, что это всё мои друзья и товарищи. Так что слово «давление» как минимум некорректно. Более уместно слово «взаимодействие». Взаимодействие с хозяйствующими субъектами, присутствующими на территории, является одной из основных обязанностей губернатора. Это сложная работа, которая требует, кроме всего прочего, устранения противоречий, возникающих постоянно. Возьмём, к примеру, проект нового аэропорта – там столько интересов, которые до сих пор не были согласованы. Получается парадоксальная ситуация: интерес есть, а инвестиций нет. Наша задача – все интересы увязать и поддержать желающих развивать нашу территорию.
Закончилась пресс-конференция не точкой, а, скорее, запятой. И поставил её Сергей Ерощенко, пообещав, что в январе иркутян ждёт новый формат общения с главой региона – послание губернатора Иркутской области. Сохраняя интригу, губернатор лишь пообещал, что оно будет «публичным, с возможностью задать вопросы».
– В своих поездках по территориям я обязательно провожу встречи с жителями, – добавил Сергей Ерощенко. – Но иногда выходишь после такой встречи и понимаешь, что люди-то оказались «за забором», а все вопросы были срежиссированы, либо на встрече присутствовали только избранные. В моём понимании, это неправильно. Тогда и встреча становится бессмысленной. Поэтому послание для меня – возможность поговорить с людьми.