издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Во всяком мудреце довольно простоты

«Меня к такому жизнь не готовила! Физику надо было в школе лучше учить!» – панические мысли не раз посещали меня за четыре года работы в «Сибирском энергетике». Когда три старших класса и пять курсов университета посвящены исключительно гуманитарным специальностям, перспектива писать про сугубо техническую отрасль пугает неимоверно. Но страхи развеяли маститые учёные, которые, совершенно не кичась громкими званиями и внушительными наградами, простым языком объясняли сложные вещи сидящему напротив журналисту.

Первым экспертом с большой буквы, с кем довелось встретиться на заре корреспондентской карьеры, оказался директор Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Николай Воропай. Выслушав напутствие редактора («Поговори о том, в каких проектах сейчас участвует институт»), направился в здание на улице Лермонтова. Надо отдать должное Николаю Ивановичу, который терпеливо отвечал на довольно наивные вопросы тогда ещё вне­штатного корреспондента регионального информагентства касательно Энергетической стратегии России до 2030 года и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Так или иначе, разговор состоялся, и в тот же день вышли две коротенькие заметки, посвящённые стратегии развития российской энергетики и той роли, которую в ней играет ИСЭМ СО РАН. 

А доктор технических наук, член-корреспондент РАН, обладатель множества званий и наград Николай Воропай стал одним из тех ньюсмейкеров, к которым запросто можно обратиться за объёмным интервью или предельно коротким комментарием, понятным не только специалисту, но и рядовому, далёкому от энергетики читателю. 

Два с половиной года спустя, когда мы искали персону очередного номера «Сибирского энергетика», выбор пал на человека-легенду – научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, председателя президиума Кемеровского научного центра СО РАН, заслуженного геолога РСФСР и проч. и проч. Алексея Конторовича. Пока глаза боялись длинного списка регалий на экране компьютерного монитора, руки набрали номер рабочего телефона… Алексей Эмильевич ответил после второго или третьего гудка и, выслушав просьбу журналиста газеты из Иркутска, предложил: «Позвоните мне домой в семь вечера». Телефонное интервью оказалось рекордно коротким по длительности (всего 23 минуты с небольшим), но самым большим по объёму – оно заняло всю полосу газеты без остатка. И ни одна строчка из гигантского текста не была лишней, значение ни одного термина не пришлось искать в Интернете – учёный с мировым именем всё рассказал предельно просто и понятно, не удержавшись пару раз от «вкус­ных» язвительных ремарок. 

Гидротехник Анатолий Епифанов, без малейшего преувеличения знающий всё о Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, оказался человеком безо всяких предубеждений: выслушав традиционное приветствие («Здравствуйте, с вами говорит корреспондент газеты «Сибирский энергетик» из Иркутска…»), пригласил в гости в свою квартиру в Красноярске, где я был буквально несколько часов проездом. И за чашкой чая на пальцах объяснил вещи, понятные, наверное, лишь тем специалистам, которые посвятили своему любимому делу не один год. И в этом смысле Анатолий Павлович оказался ещё одним из тех великих людей, кто с лёгкостью делился мудростью с журналистом, постепенно набирающимся опыта в столь непростой науке – энергетике. Для того чтобы перечислить все их имена, не хватит короткой колонки, занимающей небольшую часть полосы. Скажу лишь, что едва ли не все, у кого довелось брать интервью за последние четыре-пять лет, оказались самыми настоящими учителями, методично восполнявшими пробелы в моём школьном и университетском образовании. И в голове сформировался некий критерий учёности: чем проще слова, которыми тебе рассказывают о предмете беседы, тем больший специалист в своём деле сидит напротив тебя. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры