Сибирь краше Венеции
Имя иркутского художника Алексея Муравьёва, как принято говорить, не на слуху у любителей искусства живописи, завсегдатаев вернисажей. Поэтому для многих выставка молодого художника, развёрнутая в одном из особняков музея-усадьбы Сукачёва, стала настоящим открытием. На суд зрителей живописец выставил работы последних лет. И даже беглого знакомства с ними достаточно, чтобы сказать: полку художников, талантливых последователей иркутской школы живописи, одной из сильнейших в сибирском регионе и не только, прибыло!
Основным жанром в творчестве Алексея Муравьёва является пейзаж, передающий подлинную атмосферу байкальских мотивов, неповторимость красок и впечатлений от посещения дальних стран (Алексей – заядлый путешественник). Виды Парижа, Венеции, Норвегии, Гонконга… И всё же главной, доминирующей нотой в пристрастиях живописца является наша сибирская природа, о которой Алексей повествует с величайшей нежностью и обожанием. «Байкал штормит», «Холода», «Зима в деревне», «Мангутай», «Осень», «Култук» – эти и многие другие работы Муравьёва свидетельствуют о творческом возмужании живописца, собственном, нетривиальном видении натуры.
«Произведения Алексея, – говорит заслуженный художник России Сергей Казанцев, – отмечены тонким лиризмом и выдержаны в свежей декоративной световой и цветовой гамме. Они передают подлинную атмосферу природных явлений всех времён года, хранят в себе особую прозрачность и мягкость колористического решения». А вот мнение великолепного мастера пейзажа заслуженного художника России Владимира Кузьмина: «С удивлением и радостью наблюдаю успехи Алексея в искусстве живописи. Его искренность, любовь к природе и работоспособность помогают создавать работы на высоком профессиональном уровне».
Творческая судьба Алексея Муравьёва, по словам искусствоведа Тамары Драницы, складывается счастливо и нетипично для художников его поколения. По институтскому диплому – физик, по творческому призванию – художник, по общественному статусу – успешный предприниматель. Профессиональные интересы Алексея можно объяснить своеобразной генетической, фамильной предрасположенностью к искусству: его мать Анастасия Алексеевна – бывший музейщик и известный галерист, отец Александр Михайлович – народный художник России, учитель – классик отечественной живописи Владимир Тетенькин. Материальная независимость, без сомнения, позволила художнику раскрыть и реализовать лирическую природу своего дарования, созвучного ностальгической потребности современного человека в эмоциональном и одухотворённом реалистическом искусстве.
Активное общение с такими мэтрами, как Владимир Тетенькин, Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин, конечно же, не могло не сказаться на пристрастиях их молодого коллеги, его творческой манере – свободной и самобытной. С 1990 года Алексей Муравьёв активный участник выставок различного уровня – городских, областных, международных, нескольких персональных. Нынешняя выставка – одна из наиболее полных. Наряду с пейзажами здесь можно увидеть работы, исполненные в жанрах натюрморта, портрета.
Думается, все, кто пришёл на открытие экспозиции, солидарны с мнением Сергея Казанцева, высказавшего уверенность в том, что Алексею Муравьёву при его творческом потенциале по силам достижение новых вершин в деле, ставшем для него смыслом и содержанием жизни.