издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отдадим автобус в хорошие руки

Организаторы проекта «Покажите мне мир» собрали деньги на автомобиль для колясочников и нашли ему временного хозяина, но не теряют надежды вручить свой подарок родному городу

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Почти два миллиона рублей на автобус для людей с ограниченными возможностями собрали иркутяне в рамках акции «Покажите мне мир», причём денег хватило не только на сам автомобиль, где помимо посадочных мест достаточно пространства для трёх колясок, но и на осаго, каско и обклейку кузова логотипами спонсоров и самой акции. 18 декабря в 130-м квартале организаторы проекта передавали новенький «Форд» фонду «Оберег», демонстрировали работу электрического подъёмника, удивлялись отзывчивости иркутян, вручали благодарственные грамоты тем, без кого никакого автобуса не случилось бы. Все улыбались, радовались, аплодировали и повторяли, что добрые дела, оказывается, сделать можно. Было бы желание.

К сожалению, во вкусе этого по-настоящему сладкого мёда сложно не уловить явственные нотки дёгтя. Дело в том, что переданный на баланс «Оберега» «Форд» по договору в течение года будет обслуживаться фирмой «Авторесурс». И само по себе это плюс. Но что произойдёт с желанием «Авторесурса» содержать автомобиль спустя год и чем обернётся сотрудничество бизнеса и волонтёров, сейчас не знает никто. Активисты не теряют надежды рано или поздно передать автобус в надёжные руки властей. 

На вручении предновогоднего подарка в минувшую среду выступали спонсоры, организаторы, практически со слезами на глазах о своей благодарности говорила председатель организации инвалидов «Лотос» Ольга Карасёва. Нашлись тёплые слова и у начальника отдела по молодёжной политике администрации города Александра Шапочкина. Правда, в существующем контексте звучали они несколько странно. «Очень приятно, когда раз – и внезапно собралась такая команда молодёжи и сделала для другой молодёжи что-то приятное и полезное, – сообщил Шапочкин. – Администрация Иркутска, наш отдел по молодёжной политике и комитет по социальной политике и культуре всячески поддерживают такие начинания». В чём выражается поддержка, Шапочкин не уточнил, но добавил: «Хочется, чтобы подобных проектов было больше, больше и больше, наш город, существующий под лозунгом «Иркутск – город для жизни», действительно стал таким и чтобы всем жителям было легко перемещаться, общаться и встречаться друг с другом». 

Какую роль в этом процессе сыграют муниципальные и региональные органы власти, 18 декабря никто не говорил, да и не столь важным это было в праздничной суматохе. А вот на следующий день в приёмной уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина обсуждался именно этот вопрос. Поводом для дискуссии, кстати, стала ноябрьская заметка в нашей газете на эту тему.

По словам Лукина, после публикации он встречался с заместителем мэра, занимающимся вопросами транспорта, который обещал подумать над решением вопроса и проинформировать уполномоченного о результатах размышлений. «Пока не проинформировал, – признался Лукин, – но я решил собрать всех заинтересованных лиц на своей площадке».

Среди приглашённых значились замначальника городского департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта Юлия Гордина, заместитель министра областного минсоцразвития Лариса Ануфриева, начальник отдела по вопросам госполитики в сфере предоставления мер социальной поддержки инвалидам того же министерства Светлана Лабаева, а также руководитель инициативной группы Оксана Козец и наш корреспондент. Реальный состав слегка отличался: Светлана Лабаева прийти не смогла, со стороны активистов, помимо Оксаны Козец, присутствовала Ирина Екимова, а людей с ограниченными возможностями представлял Сергей Макеев из благотворительного фонда помощи инвалидам имени Преподобного Илии Киево-Печерского «Муромца».

Базой для обсуждения стало предложение Валерия Лукина. По его мнению, перевозки людей с ограниченными возможностями – обязанность муниципальных образований. Поскольку никто не может обеспечить инвалидам доступность общественного транспорта (ходит он редко, а добраться от двери собственной квартиры до остановки шансов нет почти ни у кого), наличие низкопольных троллейбусов и автобусов на маршрутах никак реализации этой обязанности не способствует. Следовательно, именно муниципалитету следует озаботиться решением вопроса с эксплуатацией купленного «Форда». 

На возражение об отсутствии денег у Лукина есть вполне конкретный контраргумент: компенсировать затраты, связанные с эксплуатацией автобуса, за счёт единых социальных билетов. «В Иркутске себестоимость такого билета – около 700 рублей. То есть гражданин получает 150 рублей в качестве компенсации за покупку билета, остальную сумму областной бюджет компенсирует транспортным организациям», – пояснил он свою идею. «Конечно, это дополнительные расходы для областного бюджета, поскольку сейчас большинство колясочников не покупают таких билетов: они им просто не нужны», – признал Лукин. На это колясочнику Сергею Макееву, присутствовавшему в кабинете омбудсмена, что на третьем этаже здания без пандусов и лифтов, осталось только горько улыбнуться.

Но вернёмся к идее. Её реализация требует большой работы: предварительных расчётов, создания системы учёта поездок, решения юридических головоломок, организации диспетчеризации. 

«Но не в этом проблема, – утверждал Лукин, – проблема в мозгах, в желании». Не согласиться с этим сложно, правда, пока складывается ощущение, что желание компетентных лиц направлено в прямо противоположную сторону.

Участники дискуссии в течение часа узнали довольно много о сложностях, мешающих работе в социальном направлении. Транспортное муниципальное предприятие и так в долгах; как приравнять автобус, не имеющий маршрута и остановочных пунктов, к общественному транспорту, а не к такси, на который у инвалидов льгот нет, – неизвестно; работа соцслужб в формате «от двери до двери» вообще сложно реализуема. К тому же ангарская компания, которую до поры ставили в пример Иркутску, в этом году свою социальную работу сворачивает: видимо, с финансированием всё ой как не гладко. А ещё мешают «лысые» и несовершенные законы с разными номерами, некоторые из них федеральные, а значит, не подвластны внесению изменений в них на местном уровне. «Но мы же ищем решение вопроса, а не причину, по которой можно его не решать», – несколько раз не выдерживал Лукин. Организаторы проекта «Покажите мне мир» и люди с ограниченными возможностями в лице Сергея Макеева отстаивали ту же мысль.

Дело можно считать сдвинувшимся с мёртвой точки. Во-первых, с ведущей ролью муниципалитета в этом процессе уже никто не спорит, включая сам муниципалитет. Во-вторых, Лариса Ануфриева не высказала принципиального «нет» идее компенсации затрат на эксплуатацию за счёт единого социального билета. В-третьих, Сергей Макеев обязался предоставить Юлии Гординой информацию о примерной интенсивности использования автобуса и географии поездок. В-четвёртых, Юлия Гордина обещала на основе этой информации рассчитать объём необходимого финансирования. В-пятых, решено, что следующая встреча состоится в середине января. Всё это даёт надежду на то, что как максимум через год автобус, купленный за счёт добрых сердец иркутян, наконец-то попадёт в хорошие руки муниципалитета, а люди с ограниченными возможностями будут уверены, что смогут выходить из дома не только для подтверждения инвалидности, но и ради встречи с друзьями в парке или кафе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры