Трудности воспитания
Наш корреспондент искал ответ на вопрос, появятся ли в Иркутске молодые хоккейные звёзды
Средний возраст игроков местной «Байкал-Энергии» –27 лет. И хотя это некритично для хоккея с мячом, вопрос о том, кто придёт на смену нынешнему составу, волнует всех: и болельщиков, и руководство, и тренерский штаб. Несмотря на то что нынешний дубль команды практически полностью состоит из семнадцатилетних воспитанников клуба, никто не может дать гарантий, что кто-то из них когда-нибудь появится на льду в розыгрышах российской суперлиги.
Клуб «Байкал-Энергия», будучи участником соревнований чемпионата по хоккею с мячом, обязан по регламенту иметь в составе как минимум пять юношеских команд разных возрастов. Кроме игроков 1996 года рождения, которые нынче играют за дубль – вторую по важности команду, – на базе клуба тренируются ребята, родившиеся в 1997, 1998, 2000 и 2002 годах. Ни одного из них, в отличие от игроков дубля, пока нельзя назвать профессиональным спортсменом – они могут только претендовать на это звание.
Большинство нынешних воспитанников юношеских команд начали играть в хоккей с мячом в детстве на базе других спортивных школ, но, став старше, все они перешли в отделение спортивной подготовки «Байкал-Энергии» – единственное, где есть возможность серьёзно заниматься этим видом спорта.
Всё начинается в детстве
Кроме ребят постарше, последние два года на обучение в отделение спортивной подготовки «Байкал-Энергии» берут и детей – семилетних первоклашек учат стоять на коньках, правильно держать клюшку. «Конечно, набирать детей для хоккея нужно по принципу «чем раньше, тем лучше», – говорит тренер Константин Савченко, бывший полузащитник «Байкал-Энергии», завершивший свою спортивную карьеру около двух лет назад. – Но у нас такой набор – с семи лет», – отмечает теперешний педагог, стоя на льду после тренировки с самыми юными воспитанниками. Меньше получаса назад он учил первоклассников прыгать боком и правильно приседать и ставить ноги. В это время у кромки льда за ними строго следили мамы и бабушки, приведшие сыновей и внуков на стадион.
– Уже сами катаются, поворачивать научились…
– Смотрите, передвигается забавно, как черепаха, а ему нравится. Ползёт и ползёт… Но главное – стремление, проползёт, а потом и встанет.
– Едут наперегонки… Ой, наш-то – первый! – то и дело переговариваются женщины. Единственный отец, оказавшийся поблизости, держится от женской компании на почтительном расстоянии, при этом внимательно следит за своим сыном.
– А зачем вы привели сюда своих детей? – спрашивает наш корреспондент. – Хотите вырастить спортсменов?
– Ой, нам ещё рано таких результатов ждать, – тут же отвечает одна из бабушек. – Главное, что детям нравится. У нас сегодня ребёнок не поехал с папой, тот с собой на работу позвал. Подумал и отвечает: «Нет, пап, я с тобой не поеду, я на хоккей пойду». Быстро детей затягивает.
– Да, – тут же вторит ей другая бабушка. – Нас позвали, ребёнок раз-два сходил и говорит: «Мама, я буду кататься». Ну, и все теперь ходим, когда получается.
Все, кто привёл своих детей на каток, рассказывают, что узнали о возможности заняться хоккеем в школе, где учатся ребята, – там родителям предложили записать сыновей в секцию. Практически все живут рядом со стадионом. «Нужно быть глупцом, чтобы не воспользоваться возможностью и сидеть дома у компьютера, – говорит одна из наших собеседниц. – Тем более что пока за занятия платить не надо». Тренировки в отделении спортивной подготовки «Байкал-Энергии» для детей действительно бесплатные. Во многом благодаря спонсорской помощи структур ООО «ЕвроСибЭнерго». Именно финансирование энергокомпании позволяет содержать в клубе детскую секцию.
– А если у ваших детей разглядят способности и откроются перспективы в спорте, вы готовы вкладывать деньги? – интересуется наш корреспондент.
– Да они, по-моему, если вопрос встанет так, из нас вытрясут, – невесело шутит женщина. – Если желание будет, то почему нет. Мы-то ладно, главное, чтобы они хотели, ведь для них сейчас открыта тысяча дорог, – заключает она.
Позже кто-то из взрослых всё-таки говорит, что будет рад, если ребёнок начнёт тренироваться в команде и побеждать: «Каждый родитель хочет, чтобы что-то серьёзное было».
Хотя никто из родителей не признался, что хочет вырастить из сына чемпиона, в разговоре с тренером Константином Савченко выяснилось: таких довольно много. «Мне кажется, у всех такая мечта, даже если об этом не говорят вслух», – говорит он.
– То есть разговоры, что это всё нужно для здоровья и дисциплины, не совсем правда? – уточняет корреспондент «ВСП».
– Конечно. Есть такие родители, которые всё знают: как нужно играть, как тренировать… Когда я только пришёл, родители собирались у льда и начиналось – вместе учили каждого игрока, как правильно, причём объясняли «по-русски» доходчиво. Я им сказал, чтобы уходили на трибуны, не мешали.
– Эти маленькие ещё, – говорит Савченко о детях, только вставших на коньки. – Я им пока ничего не говорю, но желательно, чтобы ни родителей, ни бабушек рядом не было: дети всё время отвлекаются на зрителей. Они пока всё это делают не для себя, не для меня – для мамы с папой. Некоторые родители, правда, всё понимают, приводят, а сами в сторонку уходят, чтобы не рассеивать внимание.
Тонкий лёд
Но, к сожалению, пока детей в команде немного, что отмечают и тренер, и сами родители потенциальных хоккеистов, стоя у кромки льда.
– Мы посчитали, первоклашек у вас меньше десятка – с таких слов начинается разговор с Константином Савченко, который в этом сезоне тренирует не только малышей, но и команду игроков 1997 года, которые совсем скоро либо перейдут в разряд профессионалов, либо закончат со спортом навсегда.
– Да, детей в хоккей с мячом играет мало, – подтверждает он. – Многие родители уже и не понимают, что за хоккей с мячом такой: «Вы занимаетесь в коробке? На улице? Ну, так это холодно…» У многих финансовой возможности нет, – продолжает тренер. – Шлем, экипировка – несмотря на то что можно купить подержанные вещи, многие не могут этого себе позволить. Летом ходят, а начинается зима… У кого-то дети ещё и слабенькие – начинают заниматься и заболевают. Очень много ребят, которые пытались заниматься шайбой, не прошли отбор и отправились к нам, хотя в Иркутске хоккей с шайбой не особо развит, – объясняет Константин Савченко.
За два года набора семилетних детей удалось собрать два десятка ребят, которые, как надеются в клубе, потом станут новой командой своего года рождения. Примерно до 16-17 лет они будут играть вместе, а затем перед теми из них, кто захочет заниматься хоккеем всерьёз, встанет задача перейти в высшую лигу, где играет дубль «Байкал-Энергии». В молодёжной команде они смогут играть максимум до 23 лет – после этого возраста им по правилам нужно будет закрепиться в основном составе команды или распрощаться с клубом. Именно такие перспективы открываются перед нынешними 16-летними игроками. Из 19 человек команды 1997 года в дубль попадут лишь несколько самых способных и трудолюбивых хоккеистов.
– Обычно если из ДЮСШ выходит три-четыре человека, это уже хорошо, если пять – то вообще великолепно, – объясняет расстановку сил Савченко. – Иногда никто не попадает даже в дубль. Ребятам 1996 года – они играют в высшей лиге – повезло, что в клубе решили омолодить дубль, целая команда перешла, у многих появилась перспектива, – говорит бывший хоккеист.
При этом он отмечает: процент перехода из ДЮСШ в дубль, а оттуда в основную команду очень невысок.
– Неужели так мало способных ребят? – напрашивается вопрос у нашего корреспондента. Но, как оказывается, способности в спорте важны, но не первичны:
– Бывает, что в 16 лет можно из неказистого игрока что-то сделать, – говорит тренер Савченко. – Есть таланты, но они свой дар не развивают, останавливаются на одном уровне: становятся чемпионами мира и потом ручки складывают: «Я всё умею, я всё могу», – а другие терпением, желанием добавляют. И в итоге те, кто был чемпионом мира, уходят, а те, кто хотел, катался, вырастают в нормальных хоккеистов. Но вот звёзд – их, конечно, очень мало, – заключает он.
Кроме этих причин, есть и внешние обстоятельства, которые мешают появлению новых ярких игроков. По большом счёту, в Иркутске, кроме отделения спортивной подготовки клуба «Байкал-Энергия» (который финансово поддерживает «Иркутскэнерго»), мест, где могли бы появиться хоккеисты, нет. Большинство ДЮСШ закрыты из-за отсутствия финансирования. Соответственно и соперников, с которыми можно было бы играть на равных, у воспитанников клуба в Иркутске нет. Кроме того, в сибирском городе, чья команда играет в суперлиге страны, катастрофически не хватает льда. «На «Труде» каток не залит, в Шелехове только недавно появился лёд, – говорит Савченко. – А здесь занимаются девочки и мальчики, дети и подростки одновременно. Сегодня нам просто повезло. – Он показывает на поле, где семилетних ребят сменили 16-летние. – Шикарные условия. А так мы обычно тренируемся по полполя на две команды: на одной стороне 20 человек и на другой. Чему-то в этих условиях научить тяжело, час пролетает быстро», – сетует специалист.
Отсутствие крытого льда также снижает шансы местных талантов проявить себя на соревнованиях со сверстниками из других городов: «В Кемерове давно построили крытый каток, и там дети всех возрастов даже не на шаг впереди, а на пять, – подчёркивает Савченко. – Они всегда в призёрах – это однозначно. Мы приезжаем на начальном этапе в ноябре на турнир и смотримся как мальчики для битья, потому что на льду перед этим стояли максимум раз пять, а они всё лето катаются».
Мешают появлению новых доморощенных звёзд и привычки нынешних подростков, не настроенных много работать и отдавать силы. Инфантилизм молодых спортсменов проявляется даже в мелочах, говорит тренер: «Я сам столкнулся с этим. Я люблю порядок и пунктуальность. Пример. Объяснил команде – тренировка будет в пять, все головой кивнули. Накануне вечером начинаются звонки с вопросом, во сколько завтра тренировка. Я им: «Ребята, вы чего?» В ответ слышу: «Да мы забыли уже». В результате начал им писать время на доске объявлений, – рассказывает Савченко. – Можно же визуально запомнить, но как бы не так. Они сейчас знаете, что делают? Фото-графируют, а потом эти снимки многие ещё и стирать умудряются. Я им говорю: «Ребята, вам 16 лет, надо взрослее относиться». Тем более мы занимаемся в одном месте примерно в одно время. Но всё равно они забывают, когда нужно прийти, что сделать, меня это иногда очень раздражает. О чём думают, непонятно. В принципе, из обязанностей только школа: прийти уроки сделать. Семьи своей нет, ответственности тоже».
Всё это вкупе, по словам тренера, влияет на спортивные результаты. Лишь немногие смогут добиться успеха в профессиональном спорте. Поэтому необходимо иметь запасной вариант, если стать хорошим спортсменом не получится, говорят специалисты. Сейчас увлечение подростков не бьёт по карману их семей – поездки на сборы, экипировка игроков, вошедших в команду, оплачиваются из бюджета клуба. Вот только сами подростки, похоже, не отдают себе отчёт, что далеко не все смогут преодолеть сито отбора и попробовать свои силы в профессиональном хоккее.
На вопрос, чем будут заниматься, если связать жизнь с хоккеем не получится, все ответили, что других вариантов пока не рассматривают и хотят строить карьеру в спорте: «Будем играть до 23, если потом «не пойдёт», надо будет работать», – отвечают подростки. Правда, кем и где, никто из них ответить не может, хотя каждый верит, что именно у него всё получится.
– Их судьба будет решаться в апреле, – говорит тренер Савченко. – В марте мы ещё будем играть, а затем кого-то оставим, а с кем-то попрощаемся. Игроки, которые не пойдут с нами дальше, могут поехать играть хоть в Красноярск, хоть в Швецию – куда решат сами или куда их позовут.
– А есть такие, кого могут позвать?
– Есть. Один из них сейчас на сборах в Архангельске – готовится к матчам на Кубок Европы. Хотя уже был чемпионом мира. У него перспективы хорошие – могут забрать в тот же «Зоркий» или «Динамо», – отмечает тренер команды.
Гарантий нет
Но иногда, даже несмотря на открывающиеся перспективы, талантливый игрок может остановиться в шаге от профессиональной карьеры. Причина банальна – деньги. Даже если молодому хоккеисту удастся перейти в дубль, зарплата там может не соответствовать его ожиданиям, а перспективы закрепиться в основе окажутся туманными: «Ребятам по 17-18 лет, у кого-то институт, у кого-то семья, квартиру нужно снимать, а оплата в дубле не особо высокая. В итоге многие задаются вопросом, зачем этот хоккей, если можно пойти на работу и зарабатывать в три раза больше», – невесело говорит хоккеист Константин Савченко, который лишь полчаса назад вместе с другими первоклашками тренировал собственного сына. Несмотря на спортивное прошлое, он не связывает будущее своего ребёнка с хоккеем. «Я вынужден признать, что в хоккее с мячом много проблем и мало возможностей обеспечить будущее. Можно попросту потерять время. Всё-таки несравнимо с тем же хоккеем с шайбой», – поясняет он с грустью.
– Гонорары, конечно, несравнимые…
– Дело даже не в гонорарах: хоккей с шайбой развит на всех уровнях. При желании и способностях можно пристроиться куда угодно. В него все играют. А у нас вроде занимаешься и вроде получается, но некуда уезжать, перспектив в разы меньше. В суперлиге 13 команд, и из них 3-4 чувствуют себя очень хорошо, остальные еле выживают, – описывает спортивные реалии Савченко. – Понимаете, даже если парень отзанимается как положено, в 18 лет попадёт в команду, ещё лет пять–десять поиграет, потом заканчивать придётся. Выходит человек на улицу, и жизнь нужно начинать заново.
Поэтому не стоит возлагать слишком большие надежды на спортивное будущее детей, говорит он: «Пусть ребёнок занимается, чем хочет. А игра в хоккей с мячом на данный момент не самая перспективная работа. Для здоровья это действительно может быть полезно, но нужно учитывать, что, как и везде в спорте, лишь единицы смогут обеспечить себя и свою семью».
И всё-таки, как отмечает Савченко, самая веская причина потери потенциальных игроков – уменьшение популярности хоккея с мячом:
– К сожалению, даже по трибунам видно, что мы теряем болельщиков. Некоторые иркутяне и не знают, что такое хоккей с мячом: «С мячом – что это? «Байкал-Энергия» – кто это?» Хотя, если разобраться, это единственная местная команда, которая играет в высшем дивизионе. Ничего похожего в Иркутске нет. Всё это должно быть на слуху, – приводит доводы Константин Савченко. – Но многое, без сомнения, зависит от результатов команды, – тут же добавляет он. – Тогда и народ болеет, и родители детей ведут заниматься.