издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Неудобные» моменты управления

Управление жилым фондом через управляющие организации остаётся одним из популярных механизмов в России. Однако ошибок и проблем в этой отрасли по-прежнему много. Мелкие компании не справляются с задачами, копят долги и подводят своих жильцов. А крупным серьёзным игрокам, готовым принять объекты, подчас сложно бороться со стереотипами, которые заложили недобросовестные предшественники. Какие перспективы могут ожидать проблемную, но всё-таки основную отрасль ЖКХ, рассказал начальник экономического отдела управления коммунальными системами ОАО «Иркутскэнерго» Сергей Якимов.

– Одна из главных целей реформы ЖКХ – научить собственников жилых помещений управлять своим имуществом. Как вы думаете, что из этого получилось? На каком этапе находится сегодня реформа?

– На мой взгляд, оснований для оптимизма мало. Если мы говорим о сфере управления жильём, то сегодня, после 20 лет реформы, все пытаются найти выход из замкнутого круга под названием «ветшающий жилфонд». Отмечу три составляющие этой проблемы. Первая – низкие доходы граждан, не позволяющие восстанавливать дома. Вторая – надежда населения на поддержку государства. И третья тенденция, которая в предстоящем году не останется незамеченной для жильцов, – поэтапный отказ государства от участия в ремонте жилья. Теперь людям придётся весьма серьёзно участвовать в капремонте собственных домов. Финансовая нагрузка на население будет увеличена, отчисления на ремонт станут обязательными. На этом фоне поддержка из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ в разы уменьшается, а к 2016 году и вовсе прекратится. Всё это может привес­ти к непредсказуемым последствиям. 

Между тем в попытках найти выход из замкнутого круга принимается множество скороспелых нормативно-правовых актов, которые не оказывают никакого влияния на общую ситуацию: если одеяло в дырах, теплее от пары заплаток не станет. В итоге можно констатировать: состояние домов не улучшается, настроение жильцов – тоже.

– Является ли, на ваш взгляд, управление жилым фондом сегодня прибыльным бизнесом?

– Если работать в соответствии с требованиями законодательства, прибыльным бизнесом управление жилищным фондом в чистом виде не будет. В лучшем случае, при относительно больших объёмах обслуживаемого жилья, деятельность эта будет безубыточной, не более того. У нас в Иркутске есть крупные, устоявшиеся на рынке компании. Они действительно получают прибыль. Но удаётся это за счёт оказания сторонним предприятиям услуг по начислению и сбору платежей, за счёт аварийно-диспетчерского обслуживания, услуг по обследованию домов, составлению эксплуатационных паспортов, оказания услуг паспортной службы и так далее. Однако в этом случае деятельность УК больше относится к сопутствующей, имеет несколько опо­средованное отношение к процессу управления жилфондом, обслуживаемым этими компаниями. 

– Если рассматривать проблему в деталях, что всё-таки мешает УК выходить на другой уровень ведения бизнеса? С какими основными проблемами сталкиваются компании в Иркутске и области?

– На мой взгляд, проблема, затмевающая собой все прочие, – несоответствие двух параметров: объёма обязательств, которые имеются у предприятий жилищной сферы, и объёма финансирования для их выполнения. Первый показатель, как мы знаем, предельно точно обозначен во множестве нормативных актов, принятых органами власти. А вот второй, как видим из практики, в нормативно-правовые акты вписать сложно – объёмы инвестиций в ремонт ограничены низкими доходами населения. Это не обеспечивает необходимый уровень содержания жилого фонда. А ведь ветхим домам неинтересен размер пенсий и пособий, они требуют своё и не прощают долгов. В итоге большая часть жилья находится просто в плачевном состоянии и требует значительных вложений, посильных только крепкому государству с эффективной экономикой. 

При этом за неисполнение обязательств для компаний предусмот­рены неадекватные штрафные санк­ции, оплачивать их приходится из той же квартплаты. То есть сокращается и без того скудная сумма, предусмотренная на ремонт общего имущества. В результате денег и, соответственно, работ ещё меньше, жалоб и штрафов на компании – больше. Вот вам ещё один порочный круг.

Не менее «неудобный» момент – управляющие компании сегодня обязаны раскрывать информацию, по большей части никому не нужную, на трёх сайтах, не считая стендов в своих офисных помещениях. Кому-нибудь придёт в голову заставить бизнес раскрывать информацию о деятельности хлебопекарни или заправочной станции на трёх сайтах одновременно?

Серьёзнейшей проблемой я бы назвал отсутствие инициативы собственников. Сегодня вся система управления домом отталкивается от решения общего собрания собственников этого дома. Это первично, это – основа законодательства, на этом всё построено. Но что делать, если общие собрания не проходят и никаких решений люди не принимают? Когда управляющие компании пытаются помочь собственникам в проведении собраний, зачастую предъявляются претензии, что это незаконное вмешательство в компетенцию собственников.  

– А есть какие-то предпосылки к появлению новых тенденций на рынке управления жильём?

– Тенденции рынка жилищных услуг неразрывно связаны с общими тенденциями развития экономики в России. Пока перспектив мало. Ожидается дальнейшее ужесточение требований к управляющим организациям, лицензирование их деятельности, ещё больший разрыв между объёмом обязательств и экономикой ремонта домов.

Если говорить о развитии само­управления в виде выбора непосредственного способа управления многоквартирными домами, то эти процессы вряд ли получат широкое распространение. Управляющие компании останутся основным, хоть и весьма проблемным, механизмом управления жилищным фондом. Для того чтобы отрасль развивать, нужен комплекс мер: тщательно продуманные, работающие законы, своевременное и компетентное вмешательство властей и правоохранительных органов в конфликтные, спорные ситуации. К этому идеалу нам всем придётся стремиться долго.

– Какую роль в этом процессе отводит себе управление коммунальными системами ОАО «Иркутскэнерго»? Какая работа ведётся сейчас, в чём видятся основные сложности, проблемы?

– Кто бы что ни говорил, качество жизни населения полностью зависит от платёжной дисциплины всех участников рынка. Без полной и своевременной оплаты за энергоресурсы, за содержание и ремонт ­жилья ни жилищные организации, ни предприятия коммунального комплекса эффективно работать не могут. Таким образом, один из основных показателей эффективности нашей работы – повышение уровня собираемости платежей. Это поможет снизить финансовую напряжённость и долговую нагрузку как в самой компании, так и в дочерних управляющих организациях «Иркутскэнерго». Мы сохраняем приоритет: платежи жильцов за тепло, воду и электро­энергию используются только по назначению, поскольку они направляются на обеспечение комфорта и безо­пасности граждан. Именно на таких принципах строится работа дочерними управляющими компаниями в городах нашего присутствия: в Иркутске это ООО «Энергия», в Усолье-Сибирском – ООО «Твой выбор Качество», в Усть-Илимске – ООО «УИЖКХ-2008». 

Кроме того, подконтрольные управляющие компании совместно с дочерними структурами реализуют мероприятия по энергосбережению в домах, по массовой установке общедомовых приборов учёта. Это позволяет потребителям экономить энергоресурсы в условиях по­стоянно растущих тарифов.

У всех, наверное, на слуху жилищно-коммунальные войны в Усолье-Сибирском: из-за разногласий между работающими там управляющими компаниями и сетевиками возникало немало проблем при наладке теплового режима. Теперь, хоть и частично (в пределах обслуживаемого нами жилищного фонда), у нас появилась возможность совместно проводить качественную наладку, регулировать распределение теплоносителя и увеличивать в итоге эффект от теплосъёма, снижать потребление топлива на подготовку теплоносителя. Участвуем также в постоянных мониторингах состояния тепловых пунктов, внутридомовых сетей. В результате выявляется  достаточно много причин, влияющих на некачественное теплоснабжение домов.

Политика ОАО «Иркутскэнерго» в сфере ЖКХ отличается от других тем, что компанией не ставится задача заработать на этом рынке, основная задача совпадает с интересами собственников жилья – в конечном счёте это повышение качества жизни населения. Мы хотим показать, что условия жизни горожан могут и должны быть комфортными. Это очень непростая цель, но будем делать всё для её достижения. 

В итоге, я думаю, крупные управляющие организации, которые хотят закрепиться на рынке и сделать себе хорошую репутацию, должны руководствоваться этим принципом. Подход к решению проблем, связанных с управлением жилфондом, должен быть одинаков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры