Закрывать и ликвидировать
Минприроды России обнародовало дату официального закрытия Байкальского ЦБК. Оно состоится 25 декабря, говорится в сообщении пресс-службы МПР. Между тем комбинат уже начали разбирать на металлолом, сообщают региональные информагентства. Последняя партия целлюлозы на БЦБК была сварена в начале сентября, а конкретики по поводу того, что появится в Байкальске вместо градообразующего предприятия, всё ещё нет. Итоги Года охраны окружающей среды подвели на прошлой неделе и в минприроды Иркутской области.
С момента остановки комбината прошло три месяца, варочный цех предприятия уже начали разбирать на металлолом, пишет ИА «IrkutskMedia», однако по-прежнему неясно, появятся ли какие-то предприятия и рабочие места на площадке градообразующего производства в Байкальске. Напомним, высказывались разные предложения – от организации сборочного производства осветительных приборов до экзопарка.
Проект последнего, в понедельник сообщил журналистам министр природных ресурсов и экологии региона Олег Кравчук, всё ещё рассматривается. В декабре должна быть готова и представлена правительству РФ дорожная карта. Этим занимается «проектировщик с мировым именем», который, по словам Олега Кравчука, разрабатывал также проект парка «Брестская крепость».
В любом случае, пока не будут утверждены изменения в перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, говорить о новых производствах или объектах в Байкальске сложно. На заседании Межведомственной комиссии по охране озера Байкал на этой неделе МПР представило проект постановления правительства РФ о внесении изменений. Министерство предлагает разрешить розлив питьевой байкальской воды и переработку дикорастущих растений, овощей, плодов и ягод с личных подсобных и фермерских хозяйств, а также производство лекарственных средств на основе природного сырья (кедрового ореха и древесины лиственницы). «Леса Байкальской природной территории богаты пищевыми лесными ресурсами. Здесь возможны заготовка кедрового ореха, ягод брусники, черники, голубики, смородины, жимолости, рябины, малины, сбор грибов и лекарственных растений, – говорится в сообщении ведомства. – По данным Минприроды России, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории ежегодная заготовка ягод может составлять 16,3 тысячи тонн, грибов – 7,8 тысячи тонн, кедрового ореха – от 10 до 30 тысячи тонн. Кроме того, устойчивые традиции по выращиванию клубники и благоприятные климатические условия (только в Байкальске выращивается около 500 тонн клубники в год), наличие федеральной автодороги «Байкал», Транссиба, близость к рынкам Иркутска и Улан-Удэ обусловливают экономическую целесообразность размещения пищевых и перерабатывающих производств». Впрочем, когда изменения вступят в силу, неизвестно.
Остановку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Олег Кравчук назвал главным событием года в Иркутской области. Однако кроме БЦБК в регионе есть и другие экологические проблемы. Ликвидация мышьякового загрязнения в Свирске завершена, а вот проект ликвидации не менее опасного ртутного загрязнения в Усолье-Сибирском не прошёл государственную экологическую экспертизу. «Данная территория находится в пределах городского поселения, – пояснил Кравчук. – Пока проект проходил экспертизу, произошли изменения в земельном законодательстве, теперь захоронение промышленных отходов на территории населённых пунктов запрещено. И мы уже год бьёмся с властями Усолья, чтобы они вывели территорию из границ города». После этого проект снова пойдёт на госэкспертизу, документы необходимо послать до конца года, тогда, если проект будет одобрен, можно будет ожидать финансирования в 2015 году. Областной бюджет направит на проектирование и предварительные работы по утилизации ртутного загрязнения 15,5 млн. рублей.
Что касается работы с особо охраняемыми природными территориями, в состоянии неопределённости живут Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский природный заповедник. Летом Минприроды России приняло решение об объединении ООПТ, однако процедура слияния не была чётко прописана. В настоящее время, говорит Олег Кравчук, обе территории остаются без руководителей, а у области «есть вопросы по взаимодействию с этими ООПТ».
Также в этом году планировалось выполнить обоснование границ ещё четырёх ООПТ: памятника природы «Баторова роща» в Аларском районе, территории традиционного пользования малочисленных народов Севера в Катангском и Качугском районах, природного парка «Витязь» в Шелеховском районе. «По природному парку «Витязь» были проведены торги. На стадии конт-роля мы, к сожалению, увидели, что подрядчик, который занимался обоснованием территории, не выполнил условия контракта. Договор был расторгнут», – сообщил Кравчук. Назвать недобросовестную компанию он отказался, отметив, что это «нормальная организация, которая не оценила свои силы». В министерстве пришли к выводу, что подрядчик не справится с задачей без взаимодействия с научными и общественными организациями. В то же время к той работе, которую ранее по Шелеховскому району выполнили специалисты Института географии СО РАН, у министра есть «серьёзные нарекания». «Институт предложил очень большую площадь – такая не нужна под природный парк. Это затраты и на содержание, и на администрацию, и на персонал, – объяснил Кравчук. – Нужно выделить уникальность. Мы говорим о скальниках Олхинского плато – зачем расширять эту территорию?» Смутило министерство и включение в границы природного парка ряда месторождений горных пород, в том числе участков «Скалистый» и «Орлёнок».