издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Все знали, куда они идут»

Наш корреспондент пошёл в частные детские сады

Не только дефицит мест в муниципальных детских садах заставляет иркутян делать выбор в пользу частных учреждений. При этом родители соглашаются на существенные траты. Наш корреспондент Алёна КОРК решила выяснить, за что платят весьма немалые деньги те, кто отдаёт предпочтение нетрадиционному дошкольному образованию. С этой целью она отправилась по трём адресам.

Назад к природе

Деревянная усадьба на холме, во дворе – домик на дереве, внутри – русская печь и нежный, приятный запах корицы. Под потолком – еловые венки, напоминающие о приближающемся чудесном празднике, много игрушек из дерева и шерсти. Если присмотреться поближе, то можно увидеть, что в саду нет ни одной купленной игрушки, никакого пластика – материалы только натуральные, природные. Проснувшимся после дневного сна деткам показывают сказку в маленьком кукольном театре. И это традиция ежедневная. 

Вальдорфский детский садик был отрыт в Иркутске ещё в 1995 году. Вальдорфская педагогика приехала в Россию из Германии, этот садик также открывали немцы (Вальдорфскую школу – волонтёры из Швейцарии. – Авт.), за лечебное направление отвечают финны. Это кажется невероятным, но из-за границы приехало несколько инициативных людей, которые купили дом под будущий детский сад на деньги своей организации. Дом был выбран в центре, но вдали от городской суеты – на улице Коммунаров, близ ЦПКиО, дом очень старый – только документы на него числились 1917 годом. Группа родителей взялась ремонтировать этот дом, на что ушло всё лето. Затем выкупили вторую половину, сделали надстрой, чтобы усадьба могла уже в полной мере называться усадьбой. А полное название всего этого – автономная некоммерческая образовательная организация «Вальдорфский сад». Сюда ходит всего 20 ребятишек, работают пять воспитателей. По первым ощущениям, основной принцип садика – естественность, народность, если можно так выразиться. Эту мысль подтверждает и Фрида Билтуева, сотрудник Вальдорфского детского сада. 

Материалы в вальдорфском садике – максимально естественные

– В любой стране педагогика адаптируется под местные обычаи. В нашем саду мы отмечаем и русские, православные праздники, и европейские. Ноябрь, декабрь – время тяжелое, тёмное, а праздники светлые. Почти все они связаны с огнём, а для нас вообще важны атрибуты и ритуалы, связанные с этой стихией. Например, мы отмечаем праздник Михаила, для детей это очень серьёзный день, проверка силы и мужества. Мы же готовимся к зиме, к темноте, а дети любят преодолевать трудности. Утром накрываем стол­ ­и превращаем его в пещеру, они проползают там и чувствуют, что справились с каким-то препятствием. Победа над страхом очень важна в детском воспитании. Следующий праздник – праздник фонариков, мы их сами делаем. Есть ещё праздник Адвента, когда каждый ребёнок зажигает свечу и идёт по кругу. И в конце декабря – католическое Рождество. Православное Рождество дети празднуют дома, с родителями, потому что на это время приходятся каникулы. Затем уже идут весенние праздники – Масленица, Пасха, Троица. Весной уже света и радости хватает, а вот осенних праздников в нашей культуре нет, мы это стремимся компенсировать. 

Вальдорфская педагогика «стоит» на нескольких главных принципах. Один из них таков: дети до семи лет – это дети подражающие. Они впитывают всё, что видят у взрослых. Поэтому основная задача воспитателей, по словам Фриды Билтуевой, – постоянная работа над собой:

– Если дети видят негатив, мы здесь тоже видим негатив. И мы говорим нашим родителям: «Вы знаете, что у нас происходит, а мы знаем, что у вас дома». Поэтому самосовершенствование – главная задача родителей и воспитателей. Второй принцип – это свободная игра, мы ей много внимания уделяем. Когда у нас дети играют, для нас важно, как они играют. Мы за ними наблюдаем, если одного из детей в игру не принимают, мы пытаемся ему помочь, деликатно направить. Свободная игра важна тем, что формирует действия детей: как они играют сейчас, так потом и выстраивают свою жизнь. Если есть идея, то дети идею реализуют, и уже получают определённый навык, как воплотить её практически. Мы же понимаем, что полная оторванность от реальности ни чему, готовим их к жизни, к социуму. Третий наш принцип – натуральность, естественность, все игрушки в нашем саду и большинство предметов – натуральные. 

Мебель – только из дерева, отоп­ление – печное, игрушки делаем сами, просим мастеровитых пап, с мамами вместе собираемся и шьём, сами педагоги много шьют. На дни рождения деткам мы тоже дарим самодельные игрушки. Четвёртый принцип – мы очень много работает руками. Например, во время урожая нам привозят зерно, мы его шелушим, у нас есть маленькая мельничка, и каждое утро в течение двух недель мы мелем муку. На праздник урожая мы все вместе печём караваи, потом едим их. Мы не боимся давать детям в руки ножи, заготовки на зиму тоже делаем вместе, дети режут овощи наравне со взрослыми. Также шерсть стираем, чешем и делаем наши игрушки. Гуляем мы в нашем волшебном саду, есть такой близ усадьбы, в один из дней недели выходим в парк. Зимой дети много возятся с лопатами, вёдрами, тачками. То есть вся жизнь, которая касается своего дома, в нашем садике присутствует.

Питание в частных детских садах и тем более в садах, ориентированных на естественность, – особая статья. В Вальдорфском садике система давно выстроена, она контролируется родителями. Как говорят воспитатели, они прошли сложный путь и пришли к выводу, что это самый надёжный и простой вариант. Конечно, в саду есть повар, но он готовит из тех продуктов, что приносят родители, среди мам и пап установлены дежурства. Для своих детей родители покупают обычно самые качественные продукты, они знают, сколько сладкого можно детям и какие это будут сладости, так что система себя вполне оправдывает. 

Вальдорфский детский сад принципиально не даёт никакой рекламы, только сарафанное радио. И родители приходят в садик уже с некой информацией, представляют, что их ждёт. По словам воспитателей, в этот садик водят своих детей родители самых разных специальностей – бизнесмены, рабочие, люди творческие. Детей принимают в возрасте с 2 до 3 лет, учитывается, насколько ребёнок связан с мамой, как он маму от себя отпускает. Обычно дети продолжают образование уже в вальдорфской школе. Поэтому специально к школе этом саду не готовят, хотя большинство детей в возрасте 6-7 лет считают, знают буквы, пишут свои имена. Очень много занятий направлено на развитие мелкой моторики. 

Ну а своей главной задачей Вальдорфский детский сад видит воспитание в маленьких людях внутренней гармонии. В выпускниках сада обычно нет агрессии и зла, а есть спокойствие и мир.

– Если мы хотя бы человек по пять таких будем отдавать в мир, что-то да изменится, количество зла уменьшится, – убеждена Фрида Билтуева. 

Все заняты делом 

При организации детского центра «Умница» были взяты основы педагогики итальянки Марии Монтессори. Её методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. 

Деткам не боятся давать в руки ножи, их сызмальства приучают к работе по дому

Вначале это была школа раннего развития, она открылась в 2007 году. Организатором выступила иркутянка Наталья Торопова. У молодой мамы подрастал ребёнок, возникла необходимость общения, социализации, развития. В то время в Иркутске было немного школ раннего развития, где-то маме понравились условия обучения, но бытовые условия оставляли желать лучшего. Поэтому возникла идея взять всё в собственные руки и открыть такой центр самостоятельно. Отсутствие опыта своего дела женщину не испугало. Изучив многие методики, Наталья Торопова остановила выбор на школе Монтессори: на её взгляд, она оказалась наиболее близка, интересна, полезна именно ребёнку. Нашлись и инициативные родители, которые согласились участвовать в этом творческом процессе создания детского центра. Было найдено помещение в Академгородке, нашли педагогов, отправили их учиться в специализированные аккредитованные центры. Сначала центр «Умница» работал строго как школа раннего развития, затем родители начали активно интересоваться детским садом. 

Администратор детского сада Лилия Чупрова рассказывает, что главное отличие этого центра от прочих – наличие комнат Монтессори. «Это специально оборудованная среда. Материалы для неё изготавливаются на специальных заводах – в Омске и Санкт-Петербурге. Размеры специальные, всё рассчитано, и как это 100 лет назад было задумано, так и создаётся по сей день», – подчеркнула она. 

В центре «Умница» две комнаты, для двух возрастных групп – от 8 месяцев до 3 лет и с 3 до 6 лет. Первый возрастной период – самый активный с точки зрения познания мира. Комната Монтессори для этого возраста разделена на несколько зон. Зона деятельности – это занятия, направленные на координацию, захват. Здесь и всевозможные замочки, и нанизывание колец, и ёмкости с крупой – перебирание фасоли и риса здорово развивает мелкую моторику. Зона сенсорики направлена на развитие органов чувств – шумовые коробочки, разные на ощупь материалы. В зоне развития речи – шнуровки, дорожки для развития запястий, подготовки руки к письму. Все материалы – только натуральные, цвета – основные, базовые.

– Если ребёнок сам успешно справляется, то родитель, согласно методике, не должен вмешиваться в процесс, – говорит Лилия Чупрова. – Ребёнка в комнате Монтессори окружает множество материалов – простых и сложных. У детей есть определённые потребности и они идут именно к тому материалу, который удовлетворит эту потребность, у них есть свобода выбора.

Второе важное отличие от традиционного сада – в построении групп. Методика Монтессори подразумевает разновозрастные группы: с 8 месяцев до трёх лет, с 3 до 6 лет, с 6 до 9. И помощь старшего младшему активно поддерживается: младшие учатся у старших, а те, в свою очередь, чувствуют определённую ответственность, контролируют себя, потому что являются примером. Плюс у ребёнка развивается чувство самоудовлетворения – я могу чему-то научить. «Педагог у нас обычно один, а в группе стоит тишина, – рассказывает Чупрова. – Порой мы слышим от других воспитателей: почему каждый занят своим делом, что они делают с детьми? Да просто если ребёнок увлечен, ему интересно, то он ушел в своё пространство, организовал своё рабочее место, он спокоен и занят делом. Педагог просто наблюдает за детьми и помогает тем, кому необходима помощь. А сами дети испытывают огромное удовлетворение и удовольствие, поэтому заняты делом. Мы много внимания уделяем практическим навыкам: постирать, погладить, почистить обувь, подмести, помыть».

В этом детском саду активно готовят детей к школе, потому что понимают – требования к первоклассникам выросли, процесс обучения стал более интенсивным. И в «Умнице» дети учатся учиться, что тоже ценное качество. Это отмечают и учителя в школах. 

– Мы замечаем, что с каждым годом появляется больше детей, сложных в психологическом плане. К таким детям нужен особый подход, а в школе и саду порой нет на это времени. Наши дети более открыты, они активно участвуют во всех мероприятиях. Каждому ребёнку мы даем возможность себя проявить, и они все у нас «звёзды», – улыбается Лилия. – Радует, что у большинства нет проблем с письмом за счёт активного развития мелкой моторики. Также мы понимаем, что воспитание невозможно без правил и у каждого ребёнка свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Мы учим детей уважать друг друга, так предусмотрено, что все материалы у нас находятся в одном экземпляре. Это мотивирует детей договариваться друг с другом. Ну и в целом система направлена на развитие самостоятельности, в плане самообслуживания и бытовых навыков в том числе. Ребёнок спешит скорее сам себя проявить, а не ждёт, что взрослый за него что-то сделает. 

По оксфордским методикам

Английский детский садик – самый молодой в Иркутске, он открылся в сентябре этого года. Он был задуман в школе современного английского языка Easy School. Организаторам очень хотелось создать что-то принципиально иное, новое не только по своей идее, но и её воплощению. Было куплено помещение в новостройке. Конечно, здесь есть столовая, кроватки, кабинки, много развивающих игрушек. В каждой группе – видео– и стереосистемы, ведь дети слушают не только воспитателей, но и песенки на английском языке. 

Дома –
на русском,
в садике –
на английском. Таким образом воспитывают детей билингва

Программа этого детского сада написала специально для детей. С одной стороны, тут много от привычного детского сада – занятия, направленные на развитие логики и мышления, есть чтение, рисование, танцы, хэнд мэйд. Но всё – только на английском. За основу были взяты оксфордские методики, а также индивидуальные схемы, разработанные в самой школе, обкатанные на дошкольниках и школьниках младших классов. 

– Вы довольны результатами, тем, что получилось?

– Пока рано говорить о результатах, прошло всего два месяца. Но сама идея наша воплотилась, она хорошо идёт, хорошо продолжается. Дети с хорошим настроением приходят в садик, адаптация почти у всех легко прошла. Группы небольшие, рассчитаны на 12 человек. Это важно с точки зрения индивидуального подхода к каждому ребёнку. 

– А насколько иркутские родители были открыты в плане готовности отдать своего ребёнка именно в такой садик?

– Все знали, куда они идут, были готовы к тому, что будет очень много английского, к тому, что вся система построена на локальном английском языке. Мы на собраниях много беседовали с родителями, в том числе и о том, как нужно вести себя дома. Вне детского сада мы рекомендуем использовать только родной язык – русский. Это необходимо, чтобы у ребёнка не было смешения языков. Так что в своих домах, со своими родителями наши детки говорят на русском. Когда же приходят сюда – русского языка они не слышат. В первый месяц мы разговаривали на двух языках, с октября перешли на английский. Конечно, дети пока не могут полностью отвечать нам на английском. Но мы рассчитываем, что к концу года они начнут говорить простыми предложениями. Как раз сейчас мы переходим к тому, чтобы они нам как можно больше отвечали на английском, разными хитрыми методами разбалтываем их на это. Ребёнок может получить яблоко, только если скажет: «Give me an apple, please». Естественно, всё в пределах детского языкового запаса. Каждый месяц у нас был посвящён определённой теме, сначала было «Всё обо мне», дальше фрукты и овощи, еда, третья тема – одежда. И когда мы сегодня одеваемся на прогулку, то как можно больше говорим, называем вещи своими именами – coat, hat, shoes и т.д. А родители делятся с нами, говорят, что дома дети разговаривают с игрушками на английском языке. Это первый хороший показатель, они уже начали воспринимать язык как средство общения. 

Грамматику, произношение здесь не преподают специально: дети схватывают это на лету. Не рассказываем же мы им, как говорить на русском, они учатся строить предложения, просто слушая мам и пап, говорят педагоги. Со временем в детский сад будут приходить и носители языка, опыт июньской площадки показывает, что дети с восторгом воспринимают иностранцев, им интересно с ними. 

Сын иркутянки Дарьи Лейтман уже два месяца ходит в английский детский садик.

– Особый плюс – это молодые воспитатели, – делится она своими впечатлениями. – Они всегда на связи, им в любой момент можно позвонить. Сыну тоже очень нравится. Поскольку в садике каждый ребёнок берёт себе английское имя, то Миша у нас стал Майклом. Ему очень нравится, с утра, когда мы идём в садик, он уже настраивается на английский лад, считает машины: one, two, three. Очень любит прощаться по-английски: goodbye, и обижается, если в ответ не слышит see you. Конечно, я уже начиню задумываться о его будущем – как я смогу поддержать эту атмосферу английского языка, когда сын вырастет. Хочется, чтобы знания, полученные в саду, и пригодились, и использовались. 

Для работы в детсаду частично привлекли преподавателей из школы, кого-то приглашали со стороны. «И узнали много интересного: оказывается, в пединститутах студентов учат определённым педагогическим стереотипам, говорят им: это не ваша задача, чтобы каждый ребёнок всё понял, – говорит Люси. – А я наоборот учу: у вас должна быть уверенность, что каждый малыш вас понял, услышал». 

– Наши воспитатели работают посменно, по полдня. Это наиболее эффективный вариант для того, чтобы воспитатель полностью отдавался своему делу. Иногда мы созваниваемся на пять минут, но в результате разговариваем по часу, делимся – тот ребёнок начал говорить, этот отвечать, а на днях они ползли от кухни до комнаты и сочиняли стихи на английском, – продолжает Люси. – Я сама четыре года преподаю язык. И всегда работала только с детьми, потому что более искренних и открытых людей просто нет. 

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА и Анатолия БЫЗОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры