«Полностью уничтожена всего за 30 лет»
в Краеведческом музее хотят восстановить скелет стеллеровой коровы
Hydrodamalis gigas, или стеллерова корова, была открыта экспедицией Витуса Беринга у побережья Командорских островов в 1741 году, и спустя каких-то три десятка лет полностью истреблена человеком. Сейчас в музеях мира сохранились лишь несколько целых скелетов этого животного. В 1879-м, в год сильнейшего иркутского пожара, в столицу Восточной Сибири прибыли кости той самой стеллеровой коровы. Они до сих пор хранятся в фондах Иркутского областного краеведческого музея. У сотрудников есть мечта – воссоздать полный скелет истреблённой коровы-«капустницы». Длиной это животное было около 4 метров, весила стеллерова корова до 10 тонн. И сегодня её кости – печальный «артефакт», памятник человеческому легкомыслию и жадности.
«Поступление фондов в Иркутский областной краеведческий музей можно разделить на два периода – до пожара 1879 года и после него. Кости стеллеровой коровы прибыли как раз в тот год, когда в Иркутске разразился сильный пожар – в 1879 году, – рассказывает научный сотрудник отдела природы ИОКМ Александр Никулин. – В настоящее время у нас хранится 56 костей скелета морской коровы, включая позвонки, череп». Он показывает огромные позвонки «капустницы», один вид которых пугает – животное было огромным, достигало в длину 4-6 метров и весило до 10 тонн. Кожа была гладкой, к тому же сохранившиеся по сей день фрагменты кожи морской коровы отличаются высокой прочностью. Один из исследователей сравнил её по крепости с резиной автомобильных шин.
Полные скелеты стеллеровой коровы хранятся в Зоологическом музее МГУ, зоологическом музее Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге, палеонтологическом музее при национальном научно-природоведческом музее НАН в Киеве. Есть скелеты в Харькове, во Львове. В селе Никольское на острове Беринга в музее хранится скелет детёныша стеллеровой коровы. Несколько скелетов можно увидеть в музеях Европы, США. ИОКМ располагает двумя неполными скелетами этого животного. «Собрать целый скелет, не добавляя искусственных частей, не получится», – констатируют сотрудники музея.
– Человек – это тоже животное, но животное особенное, – рассуждает Александр Никулин. – Именно человек очень сильно повлиял на численность многих других животных на Земле. С семнадцатого столетия по наши дни исчезло громадное количество видов живых существ, и виновато в этом было человечество. Морская корова, «капустница», как её называли, или стеллерова корова, – одна из жертв этого истребления. Это пример того, как мы варварски относимся к природе.
Согласно международной Красной книге стеллерова корова отнесена к вымершим видам. Известно, что это животное открыл в 1741 году медик и натуралист Георг Стеллер в составе знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга у побережья Командорских островов. К сожалению, Стеллер был первым и единственным исследователем, который описал это животное. Как вспоминал натуралист, мясо морских коров было исключительно вкусным. Это корову и сгубило. «Жир не маслянист, а жестковат, бел, как снег; если он полежит несколько дней на солнце, то становится приятно жёлтым, как лучшее голландское масло, – писал Стеллер. – Топлёный, он превосходит вкусом лучший говяжий жир; … исключительно приятен запахом и весьма питателен, так что мы пили его чашками, не испытывая никакого отвращения. Хвост состоит почти исключительно из жира. Мясо детёнышей напоминает поросёнка, мясо взрослых – телятину». За три десятка лет люди, останавливавшиеся на Командорских островах, выбили коров подчистую. Охотиться на них было нетрудно. Георг Стеллер писал: «Эти ненасытные животные едят без перерыва и из-за исключительной жадности к еде держат голову всё время под водой, таким образом мало беспокоятся о своей жизни и безопасности, и на лодке можно плавать между ними и выбирать то, что нужно вытащить из моря».
«Корова была полностью уничтожена всего за три десятилетия, – говорит Александр Никулин. – Последние данные о ней были зафиксированы в 1776 году. Хотя учёные ещё долго сообщали, что местные жители видели в разных частях местной акватории животных, похожих на стеллерову корову. Однако на сегодня её популяция считается полностью уничтоженой». Свою роль в трагической судьбе стеллеровой коровы сыграло поведение этих животных. Они, как свидетельствует Стеллер, были апатичны, пассивны, практически не боялись людей. «Помните, в 80-е годы был популярный мульфильм «Белый котик» по рассказу Редьярда Киплинга? Котик ищет для себя и своей стаи обетованное место, где нет человека, и животные могут не беспокоиться, что до них дотянется человеческая рука, несущая смерть. И вот белый котик на своём пути встречает стеллеровых коров, которые, по версии Киплинга, сумели уцелеть, спрятавшись от человека в потаённом заливе».
«Я думаю, что если бы эта корова сейчас уцелела, то мы гораздо больше узнали бы и о её образе жизни, и о повадках, и о том, почему она столь легко подпускала к себе охотников, – говорит Александр Никулин. – Стеллер писал, что эти животные проявляли невероятную заботу друг о друге. Когда люди добывали мясо, то к раненой самке самец мог подплыть несколько раз, пытаясь ей помочь, оказать внимание. Дети постоянно находились возле взрослых коров, поэтому провести подсчет голов было крайне сложно. Стеллеровы коровы питались морской капустой, потому и получили второе название «капустницы». Зубов как таковых у них не было, зубы им заменяли своеобразные пластины, которыми они перетирали пищу».
Сотрудники отдела природы ИОКМ давно вынашивают мысль о том, чтобы собрать из отдельных костей полный скелет стеллеровой коровы. «Но, поскольку набор костей очень фрагментарный, это осуществить сложно, – говорит Александр Никулин. – Хотя, к примеру, шейных позвонков хватает, чтобы создать остевую часть скелета. Череп тоже есть, нам не хватает конечностей. Чтобы иметь полное представление об этом животном, нужно хотя бы связаться с Зоологическим музеем МГУ, заключить договор об осмотре хранящегося у них экспоната, договориться о совместной работе, чтобы перенять опыт воссоздания скелетов, надо иметь представление о том, как выглядит полный скелет, каким образом можно заменить недостающие части. Нам хочется иметь такой экспонат в музее. Ведь мы можем показывать стеллерову корову на картинках, но увидеть воочию скелет, оценить размеры животного – это совсем другие ощущения.
Мы приходим в Зоологический институт в Санкт-Петербурге, видим скелет мамонта в полный рост и представляем, какие огромные животные обитали на Земле несколько тысячелетий назад. Как справедливо заметил один из российских зоологов, морская корова напоминает нам, как варварски быстро человек может уничтожить растительный и животный мир. Природу надо беречь, животные и растения уходят, и это уже невосполнимо».
Мы идём между шкафами в фондах отдела природы. На высоких шкафах надписи: «Мамонт», «Шерстистый носорог». Там, внутри, хранятся кости палеолитических животных. Сразу вспоминается красноярский краеведческий музей с огромным скелетом мамонта и воссозданным в полный рост шерстистым носорогом. К сожалению, площади отдела природы ИОКМ пока позволяют выставлять лишь отдельные кости. Да и в палеолитической коллекции пока полных скелетов нет. «Есть череп, лопаточная кость, зубы мамонта, – перечисляет Александр Никулин. – Есть черепа шерстистого носорога, большерогого оленя. Когда мы проводим экскурсии, мы всегда даём детям пищу для ума. Например, мамонт был около 7 метров в высоту. Мой рост 160 см, а это означает, что мамонт был больше меня по крайней мере в четыре раза. Приходится объяснять вот так. Хорошо, что дети – народ впечатлительный, и они ярко себе представляют размеры мамонта. Но было бы намного интереснее, если бы у них появилась возможность сравнить скелет мамонта с представителями современной фауны, крупными млекопитающими. Во сколько раз мамонт, к примеру, больше бурого или белого медведя».