«Почему сегодня мы крысы, персоны нон-грата?»
В минувший четверг Дума Братска так и не смогла собрать кворум, чтобы принять решение по внесению в Устав изменений, вводящих прямые выборы мэра. Из 17 депутатов прибыли только 14. Самое смешное, что шестёрка народных избранников, на прошлой неделе покинувших Думу, официально всё ещё числится в её составе – ведь именно парламент должен принять решение о сложении мандатов. А он как раз собраться и не может. Пока суть да дело, несколько депутатов из шестёрки сходили к ветеранам и попытались объяснить, почему они расстаются с мандатами. Они обижены, что их называют «крысами» и грозят «повесить».
Напомним, на прошлой неделе шесть депутатов братской городской Думы написали заявления о сложении мандатов – это Елена Садовникова, Андрей Савинов, Владимир Дягилев, Светлана Петрук, Ольга Крампит и Владимир Тулин. Достаточно было ещё одного «исходящего», чтобы Дума потеряла кворум и должна была стать распущенной. Однако последний шаг всё-таки не был сделан, и Дума «зависла» в положении «нет кворума». Между тем мэр и депутаты продолжают публично выяснять отношения. На прошлой неделе Константин Климов и те, кто вышли из парламента, отправились совместно на встречи с ветеранским активом. Перебранка перед ветеранами была грустной и смешной, поскольку, когда мэр и парламентарии, не стесняясь, кидают друг другу претензии, а люди на это смотрят, доверия такой власти уже нет.
Депутаты охотно делились «латентным причинами», по которым ушли из Думы. Справедливоросс Ольга Крампит, к примеру, объяснила своё решение тем, что ей, как руководителю культурного учреждения, дают меньше денег, чем другим на спортивные сооружения. И здесь видна рука «Единой России», которая имеет большинство в Думе, считает она. «Я вхожу во фракцию «Справедливая Россия» и поддерживаю решение своей фракции», – сказала она.
– По сути, 17 единороссов остались. Почему такой ажиотаж – квалифицированное большинство в Думе есть, решение принять могут? – язвительно заметила Крампит. – Почему тогда сейчас нас делают виновными? Почему решили, что всё зависит от нас, если наши голоса, посмотрите по протоколам, в принципе никогда не учитывались. Почему сегодня мы крысы, персоны нон-грата? Нас повесить надо. Знаете, клоунами в Думе сидеть бестолковыми, от которых ничего не зависит, просто не хочется. Если у нас есть монополия, то пусть она и правит.
Её коллега Владимир Тулин тоже начал с того, что «Единая Россия» узурпировала власть в Думе, где осталось только три человека от «Справедливой России», два от ЛДПР и один независимый депутат. Именно «ЕР», по мнению Тулина, создала в Думе «клоаку, которая принимает решения не в пользу города» (видимо, Тулин имел в виду слово «клака». – Авт.). «Всё администрация у нас плохая», – обиделся депутат. И, кстати, сообщил, что институт сити-менеджмента его полностью удовлетворяет. «При нём мы прожили два года, прожили неплохо, – сказал он. – У нас ремонтировались дороги, фактически город жил, не замёрз, всё было хорошо». Андрей Савинов считает, что ему лично в Думе была устроена «травля». «В сентябре я был назначен руководителем дирекции спортивных сооружений Братска, – пояснил он. – Почему-то это назначение моими коллегами-депутатами было воспринято в штыки, мне объявили бойкот. Со мной перестали разговаривать, перестали здороваться в Думе, как будто я пришёл руководить частной конторой. И кого-то оттуда убрал, с кормушки». «Когда я перестал голосовать на Думе так, как необходимо было Константину Валерьевичу, я получил выговор по партийной линии», – сказал депутат. Савинов утверждает, что после того, как он выступил на камеру с критикой Климова, его исключили из партии с формулировкой «за оскорбление мэра города Братска». Депутат Владимир Дягилев тоже обиделся, что Константин Климов не общается с ним, а парламентарии от «ЕР» саботируют его работу как руководителя одной из думских комиссий.
Жалоб было много. По мнению Тулина, «ЕР» в Думе перешла все границы. «Уже перешли на личности, у нас узурпация ЖКХ одним человеком; оказалось, этого мало, у нас стала администрация плохая», – сказал Тулин. Надо отметить, все депутаты, сложившие мандаты, тщательно избегали называть фамилию этого «одного человека». «Всем понятно, что этот человек – Александр Гаськов (главврач Братской городской больницы № 2, в недавнем прошлом предприниматель. – Авт.), – заметил глава иркутского «Демократического выбора» Сергей Беспалов, знакомый с ситуацией в Братске. – Именно с ним связана нынешняя администрация во главе с сити-менеджером Еленой Гольцварт, против которой Климов борется в судах». Кстати, вся шестёрка сложивших мандаты – руководители муниципальных предприятий.
По факту в Думе Братска сейчас 23 человека – пока парламентом не приняты заявления о сложении полномочий, шестёрка остаётся в Думе. Ходили слухи, что в четверг на внеочередное заседание Думы должен был прибыть первый зампред правительства Николай Слободчиков, однако не приехал. И не зря – кворум всё равно не собрался. Из 17 оставшихся депутатов пришли 14. Александр Елохин в больнице, Ришат Валитов в настоящий момент находится далеко от Братска – в Нижнем Новгороде, Альберт Боронза не явился.
«Даже если к следующему заседанию каким-то чудом в Братск прилетит Валитов, всё равно Боронза, сторонник Гаськова, найдёт причину, чтобы не прийти», – заметил Сергей Беспалов. По мнению наблюдателя, самое ожидаемое развитие событий, роспуск Думы, может и не состояться по одной причине – он не выгоден ни мэру Константину Климову, который желал бы сначала собрать парламент и провести поправки в Устав о прямых выборах мэра, а уж потом слагать полномочия, ни его противникам – группе Александра Гаськова. «Почему все зациклились на том, что Гаськову выгодно развалить Думу? – задаётся вопросом Беспалов. – Я вот думаю, что Гаськов тоже опасается скорых новых выборов. Он, если выборы состоятся быстро, в Думу уже столько своих сторонников не проведёт. А вот подвесить ситуацию, как показывают события, можно: Дума будет собираться и собираться, жить без кворума, бюджет в итоге примут по одной двенадцатой, и всё продолжится, пока не будет принято волевое решение. Видимо, это решение должно идти из «Серого дома». Только не ясно, почему Гаськову разрешают так «вольничать», что он уже кажется просто непобедимым».