издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый импульс нефтесервиса

Отечественные компании готовят предложения по развитию рынка

Доля рынка нефтегазового сервиса России, которую занимают зарубежные компании, стремительно увеличивается. Из-за низкой рентабельности, высокого износа оборудования и замедления темпов внедрения новых технологий отечественные игроки уступают позиции иностранным конкурентам. Яркий пример перераспределения присутствия: крупнейшие госкомпании, «Газпром» и «Газпромнефть», отказались от собственного нефтесервиса и нанимают зарубежных подрядчиков. Эксперты прогнозируют: без срочного вмешательства государства тенденция вытеснения с рынка российских компаний в ближайшее время лишь усугубится.

Руководители нефтесервисных компаний, понимая, что поодиночке с системными отраслевыми проблемами справиться невозможно, совместно готовят пакет предложений по выводу из кризиса отечественного нефтесервиса. Работа ведётся на нескольких площадках. Сформированы консультативная группа при комитете Госдумы РФ по энергетике и рабочая группа при Министерстве энергетики РФ. В состав этих объединений входят представители крупных российских игроков на нефтесервисном рынке и российских вертикально интегрированных компаний. Для эффективности и координации усилий рабочих групп в Торгово-промышленной палате РФ при комитете по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса создан подкомитет по вопросам решения проблем отечественного нефтесервиса. Подкомитет возглавил заместитель генерального директора ЗАО «Сибирская Сервисная Компания» Алексей Канашук.

Эксперты наметили несколько основных направлений, в рамках которых ведётся работа. Во-первых, необходимо разработать долгосрочные программы по обновлению парка буровых установок и модернизации оборудования. По мнению специалистов, заказчик должен принимать участие в реализации программ. С недропользователями необходимо согласовывать, какие именно установки и механизмы планируется обновить в ходе работ на его площади, а также бюджет модернизации. Эту сумму заказчик компенсирует пропорционально времени использования техники на месторождении. 

Во-вторых, необходимо ввести практику заключения долгосрочных контрактов, поскольку отсутствие чёткой перспективы на несколько лет вперёд является одним из главных сдерживающих факторов повышения эффективности работы. В итоге оборудование, как правило, загружено неравномерно, компании вынуждены часто перевозить его из одного региона в другой. Отсутствует возможность планово приобретать и модернизировать оборудование под конкретные проекты, учитывая длительные сроки изготовления техники. Все эти факторы способствуют увеличению стоимости услуг.

В-третьих, нефтесервисные компании намерены добиваться ограничения максимальной ответственности, предусмотренной в договорах. Неконструктивно ежегодно ужесточать условия договоров за счёт увеличения перечня и размера штрафных санкций. По мнению представителей сферы нефтесервиса, сегодня компании-недропользователи уже зафиксировали в своих договорах все необходимые условия, позволяющие предъявить штрафные санкции в размерах, которые способны привести к банкротству практически любого подрядчика. 

В-четвёртых, пересмотра требуют условия финансирования работ. На первых этапах работы ведутся за счёт оборотных средств подрядной организации, что приводит к необходимости привлекать заёмные средства. Даже если речь идёт о старте нового проекта, авансирование со стороны заказчика, за редким исключением, не предполагается, включая реализацию проектов в условиях автономии. Весомую часть затрат, например на приобретение обсадной колонны, заказчик, как правило, берёт на себя. Но есть не менее существенные расходы – на мобилизацию оборудования, покупку и доставку материалов, таких как цемент, химические реагенты, дизельное топливо, – на которые приходится использовать оборотные средства сервисной компании. 

Все перечисленные текущие условия работы являются тормозом развития аутсорсинга внутри сервисных компаний, так как условия договоров с основным заказчиком практически зеркально переносятся в субподрядные договоры. Поэтому в список предложений включён пункт о необходимости внедрения аутсорсинга внутри сервисных компаний.

Разработанные и согласованные мероприятия в ближайшее время планируется вынести на обсуждение рабочей группы при Министерстве энергетики РФ. В результате дискуссии, в которой примут участие эксперты по теме из различных министерств и ведомств, будут сформулированы предложения по разработке федеральной «дорожной карты» развития российского нефтегазового сервиса. Только со-вместными усилиями возможно придать новый импульс его развитию, обеспечить современными отечественными технологиями и оборудованием.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры