издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инвестиции в человеческий капитал

Трёхлетний бюджет Иркутской области спланирован по программно-целевому методу

Главный финансовый документ Иркутской области принят в третьем чтении на сессии Законодательного Собрания. Иркутская область стала первым регионом, принявшим трёхлетний бюджет, сформированный по программному принципу. Сохранение всех социальных расходов и даже их увеличение, при планируемом дефиците и наращивании госдолга, уже вызвало неоднозначную реакцию экспертов. Однако, тяжёлые обязательства, которые область взяла на себя в сложное для всей мировой экономики время, можно рассматривать по-разному. Одни говорят, что это непродуманное «проедание» доходов, другие уверены, что регион инвестирует таким образом в человеческий капитал, а значит – в будущее.

Социальные обязательства бюджета Иркутской области не только сохранены, но даже будут увеличены, несмотря на планируемое сокращение доходной части и непростую ситуацию в мировой экономике, которая не может не сказываться на развитии наших предприятий. Примерно 70% расходов областных средств будет направлено именно в «социалку». Пожалуй, это было главным решением, которое пришлось принять региональному правительству и депутатам Законодательного Собрания. 

Сами депутаты говорят, что социальный бюджет – не популизм, а насущная необходимость, продиктованная жизнью. В частности, в ближайшие четыре года Иркутская область обязуется исполнить указы президента по увеличению заработной платы бюджетникам, завершить реформы образования и здравоохранения и сохранить все меры социальной поддержки. Поэтому в 2014 году планируется построить ещё больше детских садов, школ и других социальных объектов, чем в нынешнем. Хотя и этот год был рекордным по темпам строительства социальной инфраструктуры. Для того чтобы поддержать заданные темпы при падении основного бюджетообразующего налога на прибыль, регион планирует увеличить государственный долг, прибегнув к заимствованиям, и задействовать средства резервного фонда. 

Новые обстоятельства

Параметры бюджета, который будет определять жизнь региона на ближайшие три года, выглядят сегодня следующим образом. На 2014 год доходы Иркутской области составят 95,9 млрд., расходы – 106,2 млрд., дефицит – 9,7 млрд. рублей. На 2015 год доходы – 98,2 млрд., расходы 111,5 млрд., дефицит 13 млрд. рублей. В 2016 году – соответственно 106,8 млрд., 120,3 млрд. и 13,5 млрд. рублей. 

Ещё год назад специалисты из министерства финансов совсем иначе рисовали будущее Приангарья. Например, обещали, что к 2015 году регион перестанет нуждаться в федеральных дотациях. 

– Обстоятельства изменились и мы имеем достаточно сложный и жёсткий бюджет, – прокомментировала ситуацию министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова, и добавила, что это связано, в первую очередь, с падением доходного потенциала. В 2012 году на территории области были зарегистрированы консолидированные группы налогоплательщиков, которые, исходя из действовавшего на тот момент законодательства, выплачивали налог на прибыль из совокупного дохода всех предприятий консолидированной группы, расположенных не только в нашем регионе, но и на территории других субъектов. 

Однако, налоговое законодательство изменилось. Теперь оно позволяет учитывать не только прибыль предприятий, входящих в консолидированную группу, но и убытки. Это первый момент. Второй – изменение конъюнктуры на мировых рынках. Идёт снижение цены на товарную целлюлозу, на золото и алюминий, являющиеся стратегическим продуктами для Иркутской области. Наконец, так совпало, что с 2014 года прекращается действие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для Верхнечонского нефтегазового месторождения в связи с достижением совокупной добычи сырой нефти и попутного газа в объёме 25 млн. тонн. Из-за уплаты полного объёма НДПИ прибыль компании снизилась, и вместе с ней упал налог на прибыль, который пополняет региональный бюджет. Не­много позже, в 2017 году, такое же испытание предстоит пережить «Иркутской нефтяной компании», которая к тому времени тоже выйдет на серьёзный объём добычи. 

«Бюджет сформирован исходя из условий, сложившихся в России вследствие политики федеральной власти, – говорит доктор экономических наук, доцент кафедры финансов БГУЭП Татьяна Сорокина. – Эти условия общие для всех регионов, не только для Иркутской области. При этом не исполнять социальные обязательства мы просто не можем». 

Поддержки много не бывает

Всего на выполнение государственных программ на трёхлетний период закладывается 327,4 млрд. рублей. За счёт этих средств в первую очередь нужно выполнить майские указы президента, которые ставят перед региональными властями три больших задачи, «провалить» которые региональная власть просто не имеет права. Прежде всего это увеличение зарплат работников бюджетной сферы, на которое в бюджете дополнительно заложено 4,7 млрд. рублей. Кроме того, от субъектов ждут решения проблемы до­ступности дошкольного образования. Существует и третья большая задача: ликвидация аварийного жилищного фонда. 

В следующем году на территории области будут реализовываться три новых меры социальной поддержки населения. Социальные выплаты будут получать люди, имеющие статус «дети войны», многодетные и приёмные семьи. На эти цели бюджет планирует выделить более 300 млн. рублей. Всё это происходит на фоне продолжающегося реформирования систем здравоохранения и образования. Стоит отметить, что с 1 января 2014 года в рамках изменений, предписанных новым Федеральным законом «Об образовании», на уровень субъектов передаются муниципальные дошкольные учреждения. Со следующего года финансирование детских садов станет зоной ответственности субъекта и будет относиться к его к расходным обязательствам. Всего на дошкольное образование в следующем году будет выделено 7,4 млрд. рублей – на 7% больше, чем в 2013 году. 

– Мы делали расчёт, согласно которому у нас вышло, что на реализацию майских указов президента до 2018 года только нашему субъекту потребуется 163 млрд. рублей, – подводит итог Наталья Бояринова. – Значит, мы должны обеспечить два бюджета, чтобы выполнить поставленную задачу и при этом не затронуть другие расходные обязательства правительства. Однако, как бы ни был тяжёл бюджет, он достаточно устойчив и дефицит, присутствующий в проекте, обеспечен источниками финансирования. 

– Бюджет очень взвешенный, продуманный, – считает управляющая отделением Пенсионного фонда по Иркутской области Надежда Козлова. – Мы можем гордиться тем, что удалось сохранить все социальные программы. Как председателю регионального отделения «Союза пенсионеров России», мне очень приятно видеть, что люди со статусом «дети войны» получат дополнительную поддержку. Когда-то именно наша организация инициировала принятие этого закона.

Плюсы и минусы

Во время первого чтения много копий было сломано из-за роста государственного долга Иркутской области. Как отметила Наталия Бояринова, он связан с покрытием дефицита, который прогнозируется до 2016 года. Но если ситуация с доходным потенциалом будет меняться, необходимость в привлечении такого объёма заёмных средств отпадёт. Между тем ситуация в Иркутской области выглядит гораздо лучше, чем у соседей. Например, в Красноярском крае долг составит 52,5%, в Новосибирской области – 30%, в Томской области – 66,5%, в Кемеровской области – свыше 80%, в среднем по России 51%, а в Иркутской области – 11,2%.

– Нельзя сказать, что наш сегодняшний бюджет имеет какие-то экстраординарные показатели, – говорит депутат Законодательного собрания, руководитель «Иркутской нефтяной компании» Марина Седых. – Вполне сопоставимый бюджет мы имели в 2010 году. Просто потом мы получили резкий рост по налогу на прибыль, что позволило уменьшить госдолг и создать резервный фонд. Сегодня иная ситуация. Однако, я не думаю, что следует ждать резкого ухудшения в экономике. В металлургии ситуация не самая благоприятная, но цены на нефть держатся на прежнем уровне. Государственный долг у нас самый маленький в СФО и регион может себе позволить некоторое увеличение. 

Обнадёживает и тот факт, что Иркутская область впервые приняла бюджет, спланированный на три года по новому, программно-целевому методу. Теперь вместо 80 ведомственных и целевых программ будут действовать всего 17. Причём каждая программа будет иметь свои критерии результативности и оценить её исполнение сможет любой человек, заинтересованный бюджетным процессом, а не только подготовленный в этом деле специалист. Кроме того, трёхлетнее планирование позволяет равномерно распределить доходы на весь период, ставить долгосрочные цели, заключать перспективные контракты и, наконец, играть на упреждение, нивелируя негативные экономические тенденции. В некотором смысле это прообраз новой программы социально-экономического развития региона. 

– Мы стали одним из первых регионов в России, который сумел провести такую работу, – заметила председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина во время третьего чтения бюджета. – Это даёт нам право не только на звание пилотного региона, но и на дополнительное федеральное сопровождение на весь период исполнения бюджета. 

Хотя федеральный центр и не обе­щает особых преференций регионам-пилотам, на федеральном уровне имеется программа поддержки регионов, реализующих бюджетную реформу. Опыт Иркутской области публично назвал позитивным заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, выступая на одном из совещаний. По его словам, программный бюджет – это главная новация уходящего года. «Сами по себе хорошая система управления, прозрачный бюджет создают лучшую основу для взаимоотношений с федеральными министерствами», – заявил Лавров. 

Резерв для повышения доходной базы

Стоит отметить, что несмотря на общемировые негативные тенденции в экономике, валовый региональный продукт Иркутской области в 2012 году вырос на 8,4%. В 2013 году рост составит 7%, прогнозируется, что в 2014-м году он достигнет 8,6%, в 2015-м – 8, 7%. «Вот на этом надо сосредоточиться, а ещё – работать над увеличением доходной части, от этого будет зависеть будущее региона», – констатировал генеральный директор Иркутского авиационного завода, депутат Законодательного Собрания Александр Вепрев. 

Интегральным показателем в новом бюджете является налог на доходы физических лиц, тогда как раньше ключевым был налог на прибыль. Однако, по итогам последних десяти месяцев он уменьшился на 4,5 млрд. рублей, в то время как рост НДФЛ составил 2,3 млрд. по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вырос налог на имущество на 1,4 млрд рублей, небольшой рост показали и другие налоги.

В 2014 году 27 млрд. рублей составит НДФЛ, 27,1 млрд. – налог на прибыль. Далее расклад изменится: в 2015 году 30,8 млрд. рублей даст НДФЛ, 27,4 млрд. – налог на прибыль; в 2016-м 34,2 млрд. – НДФЛ и 28,9 млрд. – налог на прибыль. 

– НДФЛ для нас – стратегический показатель, – говорит Александр Вепрев. – Он характеризует благосостояние общества, показывает рост или падение заработной платы, появление новых рабочих мест, рост объёмов производства. Думаю, это прежде всего зона ответственности бизнеса, как малого, так и крупного. Однако, нам нужно постоянно мониторить ситуацию. Понятно, что в бюджетной сфере НДФЛ растёт вместе с ростом зарплаты. Но гораздо важнее отслеживать тот сектор, который занимает бизнес, чтобы знать его самочувствие и прогнозировать ситуацию. 

В будущем году федеральная налоговая служба намерена активно бороться с фирмами-однодневками и «серыми» зарплатами, которые съедают 30% НДФЛ, пообещал руководитель ФНС по Иркутской области Константин Зайцев. Будет проведена ревизия по регистрации крупных финансово-промышленных групп, работающих в Приангарье, но выплачивающих налоги в других регионах. Сложившаяся ситуация словно сама подталкивает региональные власти как следует поработать над качеством собираемости налогов в лесном секторе. «Насколько я знаю, у правительства и налоговых органов уже есть со­вместные программы, которые должны содействовать увеличению собираемости налогов, – говорит Марина Седых. – Никто не намерен сидеть сложа руки. Всё упирается в налоги, к сожалению, других источников у нас нет». 

Тем не менее, кое-что «на развитие» в бюджете всё-таки осталось и об отмене «новой индустриализации» никто не говорит. Например, сохранён, хотя и уменьшен, фонд содействия развитию предпринимательства. Несмотря на все трудности, по прогнозам местного мин­экономразвития в регионе будут расти инвестиции в основной капитал. По одному сценарию развития Иркутской области показатель будет увеличиваться на 2-3% в год, по другому – на 6–9%. Ожидается и развитие строительного комплекса Приангарья – с темпом 4–6% в год. В 2013-м объём введённых квадратных метров составит около 900 тыс., в 2014–2016 – от 1 до 1,4 млн. 

Как заметила Наталья Дикусарова, бюджет – не статичный документ, в процессе работы его можно менять. Однако, пока ни у кого нет опасений в исполнении расходных обязательств. Все они гарантированы как собственными денежными средствами региона, так и заёмными средствами и субсидиями из федерального центра. 

– Почему-то у нас воспринимают социальные расходы как некую повинность или «убытки», – говорит Надежда Козлова. – Но ведь это очень широкая сфера. Это не только поддержка незащищённых слоёв населения, но и зарплата врачей и учителей. А кто будет спорить с тем, что от этих людей зависит будущее нашей страны? 

Александр Вепрев также уверен, что социальные расходы урезать нельзя, потому что благополучие в социальной сфере напрямую связано с закреплением людей в регионе. Иркутский авиационный завод и сам вложил 120 млн. рублей в развитие собственного учебного центра: посчитали и поняли, что выгоднее сейчас вложить часть прибыли в образование, чем остаться без специалистов в ближайшей перспективе. 

– Мы у себя на предприятии решали те же задачи, что стоят сегодня перед областью, – говорит Александр Вепрев. – Нужно вкладываться в людей, иначе потом наши прекрасные заводы окажутся пустыми, на них просто некому будет работать. Примеров таких сколько угодно, возьмите хотя бы строительную индустрию. Поэтому инвестиции в социальную сферу – это инвестиции в будущее региона. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры