Дорога с чистого листа
Дорожники Приангарья подводят итоги сезона. О том, чего удалось достичь в уходящем году, о проблемах и перспективах в беседе с нашим корреспондентом рассказывает руководитель ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Кирилл Торопов.
– Раньше, когда средств было недостаточно, область шла по пути латания дыр. В последние два года объём средств, выделяемых на дорожную отрасль, заметно увеличился, и мы стали придерживаться принципа комплексного подхода, то есть определяем участок и отрабатываем его по максимуму. Благодаря усилиям регионального правительства была утверждена государственная программа «Развитие дорожного хозяйства на 2014–2020 годы». Объём финансирования программы составляет более 62 млрд. рублей. В том числе из федерального бюджета поступит 9 млрд. рублей, из регионального дорожного фонда – около 52,8 млрд. рублей, из местных бюджетов – 261,5 млн. рублей. В ближайшие семь лет планируется отремонтировать 551,5 км дорог, находящихся в областной собственности, капитальному ремонту подвергнутся 132 км.
– В этом году реализация мероприятий дорожной программы осуществлялась за счёт средств дорожного фонда, который увеличил финансирование до 6,7 млрд. рублей. Планировалось построить 40 км новых и капитально отремонтировать 127 км действующих дорог, плюс паромную переправу в Киренском районе. Насколько вы справились с плановым заданием?
– В соответствии с последними изменениями, внесёнными в долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011–2015 годы», объём финансирования программы сократился с 6,7 млрд. рублей до 6,2 млрд. рублей. Это вызвано сокращением поступлений в Дорожный фонд Иркутской области по акцизам на бензин. Также необходимо отметить, что из общего объёма финансирования в размере 6,2 млрд. рублей ассигнования, направленные на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, составляют 4,9 млрд. рублей. Остальные средства направлены на сохранение и развитие дорог местного значения.
Нынче были произведены капитальный ремонт автомобильной дороги Иркутск – Оса – Усть-Уда на участке 26–28 км, капремонт автодороги Усть-Ордынский – Оса на участке 2–8 км в Эхирит-Булагатском районе, реконструкция автодороги Таксимо – Бодайбо (160–175 км), реконструкция автодороги Баяндай – Еланцы – Хужир (31–36 км), строительство автодороги Красноярово – Небель на участке 100 км (Казачинско-Ленский район), строительство автодороги Киренск – Казачинское, капремонт автомобильной дороги Иркутск – Большое Голоустное на участке с 36-го по 41-й км.
Из плановых 40 км новых дорог построено 31 км, в том числе мост длиной 35 погонных метров. Из плановых 14,76 км капитально отремонтировано 12,76 км и четыре моста общей длиной 105 погонных метров.
– В 2011 году был впервые применен холодный ресайклинг на пробном участке Качуг – Захал (8-9 км). Что показал анализ на предмет дальнейшего использования этого метода?
– При проведении капитального ремонта на автомобильной дороге Иркутск – Качуг – Захал был применен холодный ресайклинг на участке общей протяженностью 1,3 км. Работы были закончены в сентябре 2012 года. За время эксплуатации данный участок показал себя с положительной стороны, не наблюдалось ни просадок земляного полотна, ни разрушений асфальтобетонного покрытия. Вопрос по дальнейшему использованию ресайклинга пока находится в стадии рассмотрения.
– Дорога Таксимо – Бодайбо с мостом через реку Витим закладывались во времена строительства БАМа. Можете сказать, когда эти объекты будут достроены?
– В 2013 году продолжалось строительство первого пускового комплекса (160–165 км), а также разыграны на открытом аукционе второй и третий пусковые комплексы участка (165–175 км). К реконструкции последнего участка (175–190 км) планируем приступить с 2016 года. По окончании дорожных работ возьмёмся за строительство моста через Витим.
– Было много разговоров о формировании реестра муниципальных дорог с оформлением на них паспортов. Какова здесь ситуация?
– Процесс формирования реестра проходит в 20 районах Иркутской области. Регистрируются дороги местного значения, а также региональные и межмуниципальные. После завершения оформления всех дорог, которых на балансе Дирекции 12,5 тыс. км, мы их будем передавать муниципалитетам. К 2014 году планируем оформить 80 % дорог от общего объёма, а к концу 2015 года – 100 %.
– Какова судьба подъездной дороги от угольного причала к строящемуся заводу по розливу воды «Байкал-Сан» в Култуке?
– Идёт отделка откосов земполотна, отсыпка обочин из щебня, устройство подпорных стенок из габионов на мосту, параллельно отсыпаются конуса. А ещё предстоит выставить барьерное ограждение, дорожные знаки и сигнальные столбики.
– И в заключение – несколько слов о планах на следующий год.
– С 1 января 2014 года вступит в силу государственная программа «Развитие дорожного хозяйства на 2014–2020 годы», которая призвана заменить программу «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011–2015 годы».
В соответствии с новой программой финансирование дорожного хозяйства, подведомственного «Дирекции автодорог», составит 5,38 млрд. рублей. Из них 1 млрд. рублей будет направлен на ремонт, 1,9 млрд. – на содержание автодорог, 0,8 млрд. – на капитальный ремонт и 1,6 млрд. – на строительство и реконструкцию.
В следующем строительном сезоне планируется отремонтировать 80 км автомобильных дорог общего пользования, а также семь мостов общей протяженностью 372,55 погонных метров. Также будет построено 11 км дорог, начато четыре новых объекта, два из которых будут финансироваться с привлечением средств из федерального бюджета. Это Иркутск – Листвянка (участок 8–12 км) и Тайшет – Чуна – Братск (155–166 км). Продолжится строительство переходящих объектов: автомобильной дороги Красноярово – Небель на участке 32 км (Казачинско-Ленский район); реконструкция автомобильной дороги Таксимо – Бодайбо в Бодайбинском районе, реконструкция причальных сооружений для паромной переправы в посёлке Сахюрта в Ольхонском районе.