Охранная грамота на землю
Срок для утверждения документов территориального планирования истекает совсем скоро. Cегодня документы подготовлены во всех муниципальных образованиях Приангарья, и есть надежда, что они будут приняты до назначенного срока. Лишь семь поселений решили отказаться от разработки проектов, благо такое право для них предусмотрел законодатель. Насколько успешно в регионе идёт подготовка необходимой документации, рассматривали на заседании правительства Иркутской области, которое провёл губернатор Сергей Ерощенко.
Территориальное планирование начато в регионе в 2009 году. Но активно процесс ведётся с конца 2012 года, когда муниципалитетам было выделено финансирование в рамках целевой программы. Соответственно, и процесс утверждения документов сместился примерно на год. По оценке специалистов, сегодня картина достаточно позитивная. Разработаны все документы терпланирования на территории области. В Иркутской области 472 муниципальных образования, и в 70% из них документы утверждены.
Теперь отстающим муниципальным образованиям важно поторопиться и успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Отсутствие градостроительной документации фактически ставит крест на дальнейшем развитии территории.
– Генеральные планы поселений и городских округов, схемы терпланирования муниципальных районов условно можно назвать стратегией градостроительного развития территории на ближайшие 20–30 лет, – заметила руководитель областной службы архитектуры Екатерина Протасова. – Правила землепользования и застройки или документы градостроительного зонирования – это механизм реализации этой стратегии. Их роль и значение очевидны.
На сегодня схемы территориального планирования утверждены в 29 из 33 районов, генеральные планы – во всех девяти городских округах и 48 из 67 городских поселений. Что касается сельских поселений, то там генпланы утверждены в 244 муниципалитетах, на стадии согласования находятся проекты 122 муниципальных образований. Не утверждены четыре муниципальных района: Жигаловский, Катангский, Куйтунский и Шелеховский. Однако они обещают ликвидировать отставание уже в начале декабря. Ещё семь сельских поселений решили, что разрабатывать генеральные планы нецелесообразно.
Стоит отметить, что предельный срок утверждения документации, установленный федеральным законодательством, для городских поселений определён 31 марта 2013 года, для сельских поселений – 31 декабря нынешнего года. После этого не прошедшим соответствующую процедуру муниципалитетам запрещается резервирование, изъятие, перевод из одной категорию в другую земельных участков. Такая жёсткая мера практически лишает населённые пункты возможностей для развития.
По информации областной службы архитектуры, неблагополучная ситуация с утверждением документов терпланирования сложилась в Братском, Куйтунском, Нижнеудинском районах. Особенно настораживает ситуация в Тулунском районе, где не утверждены документы во всех 24 сельских поселениях. В Эхирит-Булагатском районе ситуация начала исправляться, документы не утверждены в семи из 13 сельских поселений.
В настоящее время на рассмотрении регионального правительства находится 110 генеральных планов сельских поселений. Все остальные получили положительное заключение на уровне субъекта.
«Предмет согласования с федерацией – это земли лесного фонда, которые попадают в границы населённых пунктов, – говорит Екатерина Протасова. – Это одна из причин, почему сегодня очень долго проходят согласования на уровне федерального министерства регионального развития». Дело в том, что Рослесхоз занимает очень жёсткую позицию относительно этих земель и фактически исключает развитие населенных пунктов за счёт лесов. В связи со спецификой Иркутской области, которая занята лесным фондом более чем на 90%, ситуация для нас складывается неоднозначная. Работа над схемами терпланирования вскрыла множество проблем. Зачастую населённые пункты по актам 1990-х годов развивали свою территорию без перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов. В такую ситуацию попали Усть-Кутский, Усть-Илимский, Качугский, Черемховский, Иркутский, Нижнеудинский, Братский районы. «На мой взгляд, здесь требуется доработка вопроса, – продолжает Екатерина Протасова. – Это проблема с отложенным окончанием, и ею надо заниматься. Тем более что сегодня федерация проводит инвентаризацию и постановку на кадастровый учёт земель лесного фонда».
Если схемы терпланирования являются стратегическим документом, то механизмом реализации можно назвать правила землепользования и застройки муниципальных образований. Эти документы также следует разработать и утвердить в ближайшее время.
Федеральный законодатель обозначил сроки их утверждения. Для районных муниципальных образований это 31 июня 2013 года, для городских округов и поселений – до 31 декабря нынешнего года. Только для сельских поселений срок закончится 31 июня будущего года. После этого на территориях не допускается выдача разрешений на строительство.
Правила землепользования и застройки должны разработать 446 муниципальных образований. Из них пять не предполагают развития и разрабатывать правила не будут, ещё три – Кеуль и два поселения Тайшетского района – упраздняются. Соответственно, им правила застройки также не пригодятся. Что касается остальных, то документы утвердили 57% муниципальных образований.
В числе неблагополучных Екатерина Протасова назвала город Иркутск, где правилами землепользования не охвачена вся центральная часть. «В случае неутверждения правил до 31 декабря для Иркутска будет задействована жёсткая мера, которая не позволит строить в центре города», – заметила Екатерина Протасова.
– У нас большое беспокойство вызывает оставшаяся часть города, – разделил тревожные опасения собравшихся мэр Иркутска Виктор Кондрашов. – В связи с принятием новых законодательных актов, которые относят центральную часть города к историческим поселениям, у нас не был отработан механизм по согласованию наших действий с министерством культуры. В конце концов мы нашли схему. Сегодня у нас подготовлены документы на общественные слушания. До конца года все документы будут приняты. Мы планируем это сделать на заседании городской Думы в конце декабря.
Министр культуры Иркутской области Виталий Барышников уточнил, что схема работы с министерством культуры действительно отработана. Благодаря поправкам, внесённым в федеральное законодательство, границы исторических поселений можно согласовать на уровне региона. Это значительно ускоряет и упрощает процесс.
– Нам нужно сделать всё, чтобы разрабатываемая документация стала охранной грамотой и для исторического центра города, и для любого другого участка, – отметил Сергей Ерощенко, выслушав комментарии специалистов. – Утверждённые генеральные планы и правила землепользования должны стать неукоснительно соблюдаемыми документами, которые не позволят проводить сомнительные операции с земельными участками.
По словам заместителя председателя Законодательного Собрания и опытного строителя Сергея Брилки, пакет градостроительных документов, состоящий из четырёх блоков, даёт охранную грамоту на использование земель. Манипуляции с назначением земель и их переводом из одной категории в другую возможны до тех пор, пока часть документов не утверждена.
– Такое отношение во многом тормозило развитие региона, – заявил Сергей Ерощенко. – Теперь мы с трудом находим участки под детские сады, под иные социальные объекты. Нам нужно эту проблему решить и создать чёткую дорожную карту, согласно которой мы будем двигаться. Мы имеем высокие цены на жильё при отвратительном качестве строительства, к тому же в бюджет города, например, почти не поступают платежи за землю.
Кстати, теперь перед регионом встаёт ещё одна большая задача – разработка кадастрового учёта земель. Это большая и дорогостоящая работа, которая, тем не менее, не терпит отлагательства.