издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Антитабачный закон» пока лишь обкатывают

1 июня Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу. 15 ноября были установлены штрафы за курение в общественных местах. Правоохранители провели несколько рейдов с целью выяснить, как соблюдается «антитабачный закон». Но рапортовать о положительных трендах в борьбе с курением в полиции не спешат. В ситуации разбиралась Мария ПАНАРИНА.

– Мы ещё «обкатываем» данный федеральный закон, – комментирует начальник управления организации общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ ГУ МВД России по Иркутской области Василий Алексеев. – Пока говорить о достигнутых реальных результатах нельзя, потому что мы только принимаем предупредительные меры. Дело в том, что сама форма доказательства в законе не прописана. Как доказать, что человек курил? Есть маленькая юридическая прореха – способ фиксации нарушения в законе не представлен.

Не установлено чёткое определение понятия «общественное место». «В судебной практике это пространство, выделяемое для общественного пользования, но ведь в эту категорию может попасть всё что угодно, – считает Василий Алексеев. – В законе, к примеру, написано, что нельзя курить на детских площадках, за это штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Но не указано, во дворе эти площадки или в детском саду». Правда, федеральный «антитабачный закон» разрешает принять областные нормативные акты, в которых будет определено, как и где можно привлекать нарушителей к административной ответственности. По словам Алексеева, сотрудники ГУ МВД Иркутской области надеются на такие поправки и уточнения.

Далеко не все считают, что закон не исполняется из-за отсутствия чётких формулировок. Есть мнение, что дело только в общественном сознании. «Готов констатировать, что ни одна антитабачная государственная программа ни в Европе, ни на Востоке никогда не была успешна, потому что курение – это часть мировой культуры. Я не хочу сказать, что с этим бороться нельзя и законы принимать бесполезно. Но гражданское общество даст больший эффект, чем какие-либо государственные действия и законы, – уверен заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Иркутской области Алексей Козюра. – У нас, к сожалению, более 70 лет культивировалось курение. С 1988 года школьникам с 16 лет выдавали талоны на табак. За короткий срок отказаться от этого нельзя. В России около 50 миллионов курильщиков – это треть населения всей страны». 

Но Иркутскстат будто не соглашается с Алексеем Козюрой. Статистики говорят, что в течение последних четырёх лет происходит снижение количества реализованных табачных изделий. За прошлый год в Иркутской области продажа, а значит, и потребление табака снизились на 15%, рассказала начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Инга Жданова.

Если не бросить курить, то хотя бы сократить количество выкуриваемых сигарет желают даже заядлые курильщики, нарушающие сегодня «антитабачный закон». «Я знаю, что закон вступил в силу, но ещё не заметил, как правоохранительные органы его реализуют. Субъективно я положительно отношусь к курению в общественных местах, но объективно понимаю: это приносит вред окружающим, – признаёт студент Павел Тарасенко. – Несмотря на то что я курильщик, я за этот закон, ведь, может быть, хотя бы штрафы дадут мне стимул не курить на каждом шагу». 

А вот Ольга с недавних пор перестала быть курильщицей. Наша собеседница тоже студентка одного из иркутских вузов. «Я бросила курить полгода назад, пила специальные таблетки. Но в первую очередь для отказа от курения нужны сила воли и большое желание, – говорит она. – Бросить курить меня мотивировал мой молодой человек, ведь он не курит. Что касается «антитабачного закона», я пока не вижу в нём смысла – все продолжают курить в общественных местах, и закон никого не останавливает».

Статистика

По данным Иркутского областного психоневрологического диспансера, с 2010 по 2012 год за помощью к врачам лечебного учреждения обратились 548 курильщиков, а в 2013 году – 728. «Через месяц нашего лечения 54,1% пациентов отказываются от курения, через год – 34,2%. Некоторые вернулись к пагубной привычке, но в целом результаты неплохие», – рассказала психиатр-нарколог кабинета по отказу от курения ИОПНД Алла Попелюк. 

Существует много способов бросить курить, и один из них – посещение кабинетов по отказу от курения. С 2009 года в области открыты центры здоровья, сейчас их пять: три взрослых и два детских. Центры созданы для профилактики никотиновой и наркотической зависимости. Самое главное – желание пациента пройти диагностическую линейку, по итогам которой даются рекомендации по ведению здорового образа жизни. Позже возникла необходимость создания кабинетов по отказу от курения, которые работают на базе центров здоровья, комментирует заведующая поликлиникой №1 Иркутска Юлия Башарина. «На базе нашей больницы такой кабинет существует два года, – говорит Башарина. – Он не пользуется популярностью. За 2012 и неполный 2013 через наш кабинет прошло 360 человек, но фиксированных достоверных отказов 18. Большая часть этих людей – женщины молодого возраста». 

Как отмечают врачи, такое лечение бесплатно, поскольку проводится по страховому полису, и центры здоровья принимают клиентов любого лечебного учреждения по предварительной записи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры