Миллион на автобус
Иркутяне собирают деньги, чтобы выкупить «Форд» с электрическим подъёмником для инвалидов-колясочников
«Нас 12 человек, и мы обычные жители. У нас нет больших денег, мы не благотворительный фонд, у каждого своя работа. Просто однажды мы собрались вместе и подумали, чем бы могли помочь городу», – рассказывает один из организаторов проекта «Покажите мне мир» Анна Болотова. Когда выяснилось, что в городе одна-единственная машина, которая занимается перевозкой инвалидов-колясочников, а очередь на неё растягивается на 2-3 недели, было решено купить ещё одну. В данный момент собрано почти 800 тысяч, первый взнос за микроавтобус – 181,5 тысячи рублей – уже сделан, идёт этап сборки. До 15 декабря активистам нужно найти ещё около миллиона рублей.
Видимость выбора
«Почему нам нужен этот автомобиль? Само заглавие проекта говорит за себя: это возможность поехать в школу, в кино, на встречу с друзьями, просто познакомиться с городом, – говорит председатель Иркутской региональной общественной организации инвалидов «Лотос» Ольга Карасёва и с горечью добавляет: – Мы ведь ни разу не ездили в «Тальцы», в Листвянку, многие не знают, что такое Байкал, хотя живут почти на его берегах. В Интернете на новость о покупке автобуса реакция была неоднозначная, но для нас это очень важно, потому что выход в мир практически закрыт, мы сидим в четырёх стенах».
Альтернатив такому социальному транспорту несколько, однако все они имеют серьёзные недостатки. Самый дешёвый вариант – общественный транспорт – стал доступен для инвалидов тогда, когда город закупил несколько автобусов с низкими площадкам. Однако, по словам Ольги, интервал их движения слишком большой: даже летом прождать 30–40 минут инвалиду на коляске очень тяжело, к тому же не все водители готовы выйти и опустить площадку. «Мы ещё очень далеки от нужного уровня культуры», – отмечает Ольга. Но едва ли не главным препятствием, не преодолимым самостоятельно, становится подъезд собственного дома.
Такси для колясочников ещё более дорогое удовольствие, чем для всех остальных: по словам Ольги, поездка туда-обратно обходится примерно в 800 рублей. Дополнительно приходится платить водителю, который помогает перенести человека из автомобиля и обратно. «Мне 57, дочери 33, пересадить её в машину я просто физически не могу, – объясняет она. – И это касается всех взрослых и подросших детей: с маленькими проблем нет». Ольга говорит, что её ситуация не самая тяжёлая. Получая две пенсии по инвалидности, мать и дочь могут себе позволить одну поездку в месяц, в семьях же с несколькими детьми денег на такси обычно нет. «У нас в фонде есть и двойняшки в инвалидных колясках. Что же, они теперь так и будут всю жизнь друг на друга глядеть?» – восклицает она. По этой же причине выходом из ситуации не являются коммерческие службы, которые занимаются перевозкой инвалидов. «Подъёмников там нет, всё делают два санитара, – поясняет Ольга. – Один час такой поездки стоит 900 рублей».
Наконец, способ номер четыре – заказ автомобиля в диспетчерской комплексного центра социального обслуживания. Существующий там порядок, а также стоимость (100 рублей за поездку в оба конца), в сущности, устраивают всех, однако желающих воспользоваться единственной машиной в большом Иркутске слишком много. «В автобус входит пять колясок плюс места для сопровождающих. В итоге выехать куда-то можно один раз в месяц – вот вам и социализация», – комментирует Ольга Карасёва. Естественно, вызывают такое такси по большой надобности. Собственно, для того, чтобы сократить очереди, активисты и решили собрать деньги на автобус-напарник.
Просто дружим
До того как началась работа над проектом, интерес к общественной деятельности у всех проявлялся по-разному: кто-то устраивал праздники в детских домах, кто-то состоял в ротари-клубе. Нынешняя цель потребовала больших усилий, чёткого распределения обязанностей и взаимодействия с самыми разными людьми и организациями.
Одной из главных задач на первом этапе был выбор автомобиля. Варианты рассматривались разные, в частности, распространённые «Газели», которые в два раза дешевле «Форда». Однако выбор был сделан не в пользу отечественного авто: рассматривались вместительность, качество, возможность оборудовать машину электрическим подъёмником. Свою роль сыграл и положительный опыт эксплуатации этих автомобилей в соседнем Ангарске.
«Стоимость с учётом переоборудования 1,8 миллиона рублей. Это средняя комплектация, без кондиционеров, – поясняет Анна. – Изначально автомобиль хотели заказать в Нижнем Новгороде, там предлагали скидку, но доставка в Иркутск эту скидку перекрывала». В итоге ребята решили не делать лишних движений и сделали заказ в столице Приангарья. К слову, в автоцентре просьбу предоставить скидку на социальный автобус отклонили, пояснив, что на автомобили, требующие дооборудования, скидки не предоставляются.
Первый взнос размером 10% сделали ещё в октябре, всего к настоящему моменту собрано 790 тысяч. «Устраиваем разные акции, каждые выходные в 130-м квартале продаём воздушные шарики, 24 ноября в Ice People мы проводим дискотеку на льду и ярмарку по продаже сувениров», – Анна рассказывает, что она и её друзья предпринимают для того, чтобы собрать нужную сумму. Впрочем, активисты признают: львиную долю средств приносят другие действия – звонки и письма в компании с просьбой помочь.
По словам Анны Болотовой, на их призывы люди реагируют по-разному: «Многие даже на предложение отдать за шарик сколько не жалко реагируют с настороженностью: кто вы такие, какой-то лохотрон. Поэтому мы заручились поддержкой благотворительного фонда «Оберег», через который идёт основной сбор средств. Фонд еженедельно делает выписки и может представить отчётность», – отмечает Анна.
Будущее – туман, или Кто несёт ответственность
Настоящее раздражение и непонимание у иркутян вызывает тот факт, что деньги на покупку автобуса собирают всем миром. «Почему наши власти никак не реагируют? Я плачу налоги!», «Дело хорошее, вот только где власть и меценаты – депутаты наши бедненькие?.. Как в войну народ деньги собирает – жесть», – пишут в комментариях к новости.
Тем, кто оказался физически оторван от мира, обивать пороги крайне проблематично, потому любая помощь принимается с благодарностью. Активисты же ищут поддержку государства в другом: как только машина будет куплена, кто-то должен будет поставить её на баланс. Предрейсовые техосмотры и техобслуживание, бензин и страховка, работа диспетчера и водителя – всё это требует средств и управления процессом.
Ирина Екимова, один из организаторов сбора денег, рассказывает, что этим вопросом занялись с самого начала. В частности, было написано письмо председателю городской Думы Александру Ханхалаеву. Правда, судьба обращения пока неизвестна. В свою очередь письмо с поддержкой инициативы активистам отправила городская администрация. На этом помощь исчерпывается. Сейчас основные надежды возлагаются на областное министерство социального развития, опеки и попечительства, в ведении которого находится комплексный центр социального обслуживания населения. За центром закреплены та самая единственная машина, а также диспетчерская служба и водитель, именно поэтому передача автобуса комплексному центру – идеальный вариант.
«Я изучила опыт других регионов, – комментирует ситуацию Ольга Карасёва. – Во многих городах, например Туле или Улан-Удэ, всё это сделано при комплексном центре на полукоммерческой основе». Полукоммерческая основа – это 2-3 поездки в месяц по цене 6 рублей за километр. В этом случае средняя стоимость поездки в оба конца составит 200 рублей, расстаться с которыми большинство людей с проблемами двигательного аппарата готовы, поскольку понимают: страховка и обслуживание автомобиля требуют денег.
По словам Ольги Карасёвой, изначально в министерстве сказали, что возможности принять автобус нет, однако в прошлую среду на встрече с замминистра Алексеем Макаровым появилась надежда на компромисс. «Я убедила его в том, что нужно брать автобус в комплексный центр на обслуживание на полукоммерческой основе, – рассказывает Ольга, – и сейчас готовлю письмо на имя министра Владимира Родионова. Вроде бы пока вопрос решается положительно».
Однако в прошлую пятницу на запрос «Конкурента» о позиции министерства пришёл ответ: «К сожалению, принять на баланс ОГАУСО «КЦСОН» и осуществлять обслуживание автобуса учреждение не имеет возможности. Бюджет 2014 года уже сформирован, финансовых средств на обслуживание дополнительных единиц техники ведомство не имеет. Аналогичная ситуация складывается и с приёмом автомобиля на баланс других областных учреждений, подведомственных министерству. Возможно, инициативной группе стоит рассмотреть варианты передачи транспортного средства в собственность одной из общественных организаций инвалидов». Согласно расчетам министерства, содержание автобуса будет стоить около 115 тысяч в месяц или 1,37 миллиона в год. Сюда входят девять статей расходов: транспортный налог (2400 рублей в год), страховка (4397 рублей), техническое обслуживание (37500 рублей), резина (42000 рублей), масло (87500 рублей), отчисления (98573 рублей), а также наиболее затратные – заработная плата (326400 рублей), топливо (393600 рублей) и общехозяйственные расходы (379824 рублей).
Тем временем до момента, когда автобус материализуется, остаётся меньше месяца, и активисты вместе с представителями общественных организаций на всякий случай ищут запасные варианты. Пока наиболее реалистично выглядит как раз вариант, предложенный минсоцразвития. Главный минус – ограниченное количество человек, которые смогут им воспользоваться. В «Лотосе» отмечают, что взяли бы «Форд» на свой баланс, не отбирая его у города, однако некоммерческая организация с этим не справится. «В крайнем случае будем ходить по автобазам, просить, чтобы взяли на баланс», – отмечает Ольга Карасёва. Впрочем, если автобус попадёт в руки коммерческих структур, может получиться так, что плата за услуги будет слишком высокой.
Несмотря на то что не все вопросы решены, инициаторы сбора средств смотрят в будущее с оптимизмом, а проблемы воспринимают спокойно, как задачи, требующие решения. «Отступать нам некуда», – улыбается Анна и приглашает всех принять участие в проекте. Она рассказывает, что за время работы над ним много раз встречала недоверие, непонимание и ссылки на то, что этим должны заниматься власти. «Очень много тех, кто просто рассуждает. Это проще, чем помочь. В Иркутске живут 600 тысяч человек. Если бы каждый отдал по три рубля, мы бы уже купили автобус», – подсчитывает Анна.
– Я очень тронута тем, что в нашем городе такие отзывчивые люди, – отмечает Ирина Екимова. – Деньги, собранные от частных лиц, свидетельствуют: в Иркутске живут неравнодушные люди. И мы очень благодарны тем, кто откликнулся на нашу просьбу, не прошёл мимо и поддержал нуждающихся в помощи.
Сейчас фонд «Лотос» и организаторы акции предлагают всем, кто готов помочь, поучаствовать в проекте и перечислить средства на счёт фонда «Оберег» или напрямую организаторам проекта. Тогда у людей, физически оторванных от мира, появится возможность не только съездить к врачу, но и выпить кофе в уютном кафе.
Счёт благотворительного общественного фонда Иркутской области «Оберег»
ОГРН 1093800002548
ИНН 3811127860
КПП 381101001
Юридический адрес: 664046,
г. Иркутск, б-р Постышева, 21-31.
Фактический адрес: 664047, г. Иркутск, ул. А. Невского, 38а.
Банковские реквизиты:
Байкальский банк СБ РФ г. Иркутска, Иркутское городское отделение №8586 Сбербанка России
БИК 042520607
к/с 30101810900000000607
р/с 40703810618350002092
Президент Шашкова Елена Николаевна
В платеже указать: Денежные средства на приобретение транспортного средства
Карта Сбербанка России
4276 1800 1034 7226
Web Money
R562498943347
Яндекс. Деньги
41001818818331
QIWI Кошелёк
9086532164