Лабиринты кукольного царства
Более 300 разнообразных кукол со всего света собрали сотрудники Иркутского областного музея-усадьбы Сукачёва. Получившуюся коллекцию объединили в выставку «Куклы мира».
– Идея создания такой выставки родилась три года назад, – рассказывает заведующая музеем-усадьбой Сукачёва Наталья Гончаренко. – Выставку мы приурочили к ставшему уже традиционным фестивалю «Иркутск многонациональный». Главная идея экспозиции заключается в том, чтобы с помощью такой привычной, казалось бы, игрушки – куклы – показать и взрослым и детям, что все мы, независимо от вероисповедания и цвета кожи, объединены невидимыми культурными связями.
Действительно, несмотря на то, что география представленных кукол обширна (Мексика, Ямайка, Северная и Южная Америка, Япония, Китай, Африка, Украина, Таджикистан и другие), в традициях изготовления есть много общего, например, у некоторых американских и азиатских кукол, как и у русских, не изображались лица. Делалось это для того, чтобы в куклу не вселился злой дух и она не смогла навредить своему хозяину.
Конструкции кукол девка-баба (русская традиционная кукла) и топси-тарви (кукла, распространённая на юге Америки) также имеют много общего. Обе куклы – это так называемые «перевёртыши», они имеют две головы и четыре руки. Девка-баба символизирует женскую долю,одна её половина, девка, – красавица, ярко одетая, обязательно с косой. Когда она выходит замуж, становится бабой: на голове появляется платок, волосы убраны, одежда тёмных тонов. Чернокожая же половинка традиционной американской куклы зовётся «топси», а белая – «тарви». Исследователи затрудняются определить целевую аудиторию этих кукол. Одни считают, что куклы принадлежали темнокожим детям и олицетворяли представления угнетаемых американских рабов о равенстве. Другие, наоборот, полагают, что игрушка делалась для белых хозяйских детей, чтобы у белой кукольной госпожи всегда была служанка. После окончания гражданской войны 1861–1865 гг. в кукле закрепились образы белого ребёнка и чернокожей мамы-няньки.
По аналогии с русской крупеничкой, куклой, наполненной чаще всего гречневой крупой, в Японии мастерят кукол, а основе которых – мешочек с рисом. Кукол делают из нового урожая, чтобы в доме всегда было сытно. В голодный год хозяйка может распороть мешочек и сварить сохранившуюся крупу. Хотя риса хватает только на один приём пищи, такие куклы обязательны в каждом доме, ведь считается, что они символ достатка и сытости.
Одна из самых больших кукольных коллекций – коллекция «10000 кукол» из Японии. В этой стране отношение к куклам особое: их созерцают, им поклоняются, они участвуют почти во всех национальных праздниках да и сами становятся центром торжеств. Представленные на выставке куклы отражают наиболее характерные техники изготовления. Есть и глиняные куклы – ханива-нингё; куклы, выточенные из дерева и раскрашенные – кокэсси; интересны куклы из бумаги – чиогами-нингё; куклы для любования – хина-нингё. Такие куклы делают для праздника девочек Хинамацури. Эти куклы очень ценные, для игры не предназначены, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству. Госе-нингё – фигурки небольшого размера, изображающие толстощёких детей. Они вырезаются из дерева и покрываются специальным составом из толчёных раковин устриц. Японцы дарят друг другу такие игрушки перед долгим путешествием. С куклой в Стране восходящего солнца связано много историй и легенд. Например, появление глиняной куклы ханива-нингё относят к правлению императора Суйнина. Когда умер его дядя, в соответствии с древними обычаями вместе с дядей заживо похоронили всю свиту. Ещё в течение нескольких дней окрестности оглашали вопли мучительно умирающих слуг. Суйнину крайне не понравилась такая традиция, поэтому, когда скончалась его супруга, он велел сделать глиняные копии её слуг и похоронить с ней статуэтки вместо живых людей.
Африку представляет небольшой, но чрезвычайно интересный блок традиционных кукол, сделанных также из различных материалов: ткани, дерева, кожи животных, растительного волокна, бисера. Всё это куклы различных племён, населяющих жаркий континент. Среди экспонатов куклы зулусов, жителей Камеруна, Ботсваны, Зимбабве, Ганы. Африка известна своими магическими, ритуальными куклами. Например, знаменитая кукла плодородия Акуаба. Когда у пары долго не рождаются дети, молодожёны обращаются к шаману и он даёт указания будущему отцу ребёнка сделать куклу, причём если пара мечтает о дочери, то куклу делают с круглой головой, а если о сыне – голове придают квадратную форму. После проведения ритуала будущая мать носит эту куклу у себя за спиной до того момента, пока не родится ребёнок.
Качина – обрядовая кукла индейцев хоппи, проживающих на северо-востоке Аризоны в США. В переводе слово «качина» означает «дух невидимых сил». Эта кукла для индейцев хоппи – непременный атрибут обрядов, одно из изображений духов предков, способствующих плодородию. Известно около 300 видов таких кукол – Антилопа, Медведь, Ворона-мать, Орёл, Радуга. Зачастую качина напоминают человека, но со звериной или птичьей головой. Все элементы оформления, форма, цвет имеют определённый заданный смысл.
– Все куклы попали к нам из родных стран, – рассказывает Наталья Гончаренко. – Специально по нашему заказу их сделали местные кукольные мастера. Помимо кукол из далёких стран, в нашей коллекции есть и куклы ближайших соседей – украинские, молдавские, таджикские, узбекские, армянские, куклы хантов, поморцев, кельтов, также широко представлена коллекция русских традиционных кукол. Хочется ещё отметить, что почти в каждой посылке, пришедшей к нам из различных уголков нашей обширной планеты, помимо кукол мы находили приятные подарки. Например, в посылке с куклами из Чувашии был кулёк чувашских конфет. С поморскими куклами к нам попала маленькая иконка Богородицы, а на дне посылки с японскими мы нашли два японских журавлика – символ дружбы и уважения. Когда начинаешь анализировать такое понятие, как «кукла разных народов», осознаёшь, что всех нас, независимо от национальности, объединяют добро и дружба.