Долг развитию не помеха
Областные депутаты приняли законопроект о бюджете в первом чтении
Самые разные эпитеты высказали депутаты в адрес бюджета на ближайшие три года, который они рассмотрели на ноябрьской сессии Законодательного Собрания области. Парламентарий от КПРФ Ольга Носенко назвала документ, вышедший из-под пера областных финансистов, бюджетом упущенных возможностей, бюджетом торможения. Её коллега Сергей Бренюк агитировал депутатов голосовать против такого бюджета. Представитель «Гражданской платформы» Александр Битаров обеспокоился ростом государственного долга. «Это катастрофа, такого ещё не было», – эмоционально высказался депутат. Его успокоил единоросс Борис Алексеев, отметивший, что у некоторых наших соседей объём долга и того больше, но они не считают своё финансовое положение нестабильным.
По большому счёту, бурные эмоции депутатов вызвала не собственно вёрстка бюджета, а экономические условия, в которых нам предстоит жить в ближайшее время. Из-за снижения цен на мировом рынке компании, ранее обеспечивавшие львиную долю областных доходов, прогнозируют сокращение налоговых платежей. Таким образом, главным налогом, за счёт которого в ближайшие годы будет формироваться региональная казна, станет налог на доходы физических лиц.
Доходы сократятся, при этом область будет вынуждена наращивать расходы. Во-первых, обязательны к исполнению майские указы президента. Во-вторых, с начала следующего года на областной уровень перейдут полномочия по выплате зарплаты работникам детских садов, покупке игр и игрушек для этих учреждений. Кроме того, со следующего года регион берёт на себя расходы по трём новым областным законам: на ежемесячную добавку к пенсии гражданам со статусом детей войны, выплаты семьям в связи с рождением третьего и последующих детей и единовременное пособие приёмным родителям.
В рамках первого чтения депутаты утвердили основные параметры трёхлетнего бюджета: доходы, расходы и дефицит. Доходы в следующем году запланированы на уровне 95,9 миллиарда рублей, расходы составят 106,2 миллиарда рублей, дефицит предполагается в размере 10,4 миллиарда. В 2015 году область планирует собственные доходы в объёме 98,2 миллиарда рублей, расходы – 111,5 миллиарда, дефицит – 13,2 миллиарда. В 2016 году доходы, по прогнозам, должны увеличиться до 106,8 миллиарда рублей, расходы составят 120,3 миллиарда при дефиците 13,5 миллиарда.
Председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева отметила, что бюджет в целом соответствует законодательству. Вместе с тем у аудиторов есть технические замечания к программам, из которых состоит документ. Есть также претензии к методике распределения средств дорожного фонда. При нынешней расстановке Катангский район получит больше денег, хотя очевидно, что города испытывают не меньшую потребность во вложениях в дорожную сферу. Кроме того, к следующему году области необходимо разработать механизм распределения средств на покупку жилья для сирот по судебным решениям.
У коммунистов к бюджету претензии стратегического порядка. Перед голосованием депутат Сергей Бренюк предупредил участников заседания, что члены его фракции будут голосовать против. «Бюджет полностью привязан к внешним факторам – курсу доллара, цене на энергоносители, которые сейчас нестабильны. В результате не развиваются внутренний рынок, потребление, перерабатывающая промышленность. Бизнес не видит, что что-то в области меняется, – высказала своё мнение председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко. – Снижаются расходы на сельское хозяйство, забыта программа газификации, не выделяются необходимые средства на инфраструктуру, инвестиционную, инновационную деятельность. Я считаю представленный документ бюджетом упущенных возможностей, бюджетом торможения, бюджетом выживания».
В ответ на эти аргументы единоросс Андрей Лабыгин решил пойти от обратного. «Давайте представим, что мы не примем бюджет. Будет ли от этого лучше? Не будет», – ответил на собственный вопрос депутат и предложил критикующим впредь высказываться более конструктивно. Позицию коллеги поддержал представитель той же партии Геннадий Нестерович. Он заявил, что у депутатов никто не отнимал право работать вместе с правительством, искать ресурсы для увеличения доходов. Депутаты могут участвовать в заседаниях рабочих групп по повышению доходного потенциала, которые созданы в регионе, проводить круглые столы. Ответственной за выработку решений в областном парламенте Нестерович предложил назначить Ольгу Носенко.
Депутат от «Гражданской платформы» Александр Битаров высказал тревогу по поводу темпов роста государственного долга. Планируется, что к 2016 году долг увеличится до 45 миллиардов рублей. «Это катастрофа, – сказал парламентарий. – Такого у нас ещё не было и, надеюсь, на практике не случится». Александр Битаров предостерёг: «увлечение» заимствованиями опасно последствиями вплоть до технического дефолта области, если правительство не сможет выполнять долговые обязательства.
Депутат уверен, что регион не до конца использовал собственные резервы для пополнения доходов. Один из источников – повышение отдачи от НДФЛ. Так, доля бюджетников в экономике области составляет 20%. Налоговые поступления от зарплат людей, которые трудятся в бюджетных организациях, в сумме дают 40% от всего объёма НДФЛ. Ликвидация схем, используемых при выплате «серых» и «чёрных» зарплат, по мнению депутатов, и есть одна из соломинок, которые помогут удержать на плаву финансовую лодку региона.
Руководитель фракции «Единой России» Борис Алексеев предложил взглянуть на проблему государственного долга с другого ракурса – сравнить наши показатели с данными соседних регионов. Среди них Иркутская область далеко не на последних позициях. Так, по словам Бориса Алексеева, на 1 января 2014 года объём госдолга по отношению к собственным доходам в Красноярском крае составит 52,5%, в Новосибирской области – 30%, в Томской – 66,5%. В Кемеровской области объём внешних заимствований достигнет критической отметки – 80%, а в среднем по России этот показатель превысит половину доходов регионов. В Иркутской области объём госдолга по отношению к собственным доходам в начале следующего года будет на уровне 11,2%.
«Главный наш инструмент на сегодняшний день – это доверие и открытость. Правительство Иркутской области демонстрирует готовность слушать замечания и работать над ними, работать не только над наращиванием социальных обязательств, но и над экономическим развитием, – сказала председатель ЗС Людмила Берлина, завершая обсуждение проекта бюджета на ближайшие три года. – Мы не можем говорить о том, что у нас нет проблем. Их много. Но их надо решать комплексно и системно, не раздёргивая для критики по отдельным показателям. Этой критичности более чем достаточно. Поэтому, голосуя за бюджет, мы обязаны усилить контроль и постоянно анализировать ситуацию».
32 голосами «за» законопроект об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2014 и 2015 годов прошёл первое чтение. Пять депутатов высказались против.