Школа на расстоянии электронного письма
Центр развития дополнительного образования открывает новые направления дистанционного обучения молодых исследователей
Сотни старшеклассников Приангарья связывает заочная школа Центра развития дополнительного образования Иркутской области. Сегодня центр объединяет молодых людей, ведущих исследования в разных отраслях – от технических до аграрных. Чтобы стать слушателем школы, не нужно сдавать специальные экзамены, достаточно написать заявление и отправить его по электронной почте.
Центр дополнительного образования был сформирован из трёх областных учреждений – эколого-биологического центра, центра туризма и краеведения, а также центра детского технического творчества. В прошлом году на их базе была создана единая структура. Нынче в центре появились исследовательский отдел и отдел по работе с одарёнными детьми.
Главная задача педагогов – научить школьников исследовательской работе. Самый большой опыт в этом у биологов и экологов. Без малого десять лет работают в регионе заочная школа лесоведения, агрошкола и школа экологической грамотности. И заочная форма работы здесь была выбрана не случайно.
Не во всех городах области школьникам доступны консультации специалистов уровня сотрудников центра. «Мы обучаем не только по переписке или в ходе онлайн-занятий, – рассказывает заведующая отделом эколого-агробиологической работы Ирина Карпова. – В феврале у нас проходит очная сессия – Байкальская школа молодых исследователей. На базе детского областного центра «Галактика» мы собираем наших студентов, тех, кто обучается в заочной школе, но не всех, а только уже работающих над проектами ребят. На встречи с нашими слушателями приходят учёные, преподаватели из ВСГАО и сельско-хозяйственной академии».
Услышать мнение о своей работе от специалистов-учёных – а на консультации центра приглашаются доктора и кандидаты наук – интересно любому исследователю. Такое общение даёт новый импульс работе над проектами. А в марте слушатели заочной школы получают приглашение на научно-практическую областную конференцию. Успешное выступление на ней – своеобразная заявка на получение губернатораской и президентской премий. Дети, проявившие себя на конференции, потом участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ.
Первые годы существования заочных школ общение преподавателей и школьников шло посредством писем в конвертах. Кому скажи сейчас, что Почта России была посредником между учителем и учеником, – засмеют. Потом появилась возможность для электронной переписки. «Теперь и это прошлый век, – говорит Ирина Карпова. – Сейчас появились современные программы, мы начинаем использовать, например, «Модул».
Конечно, показателем успеха школы являются победы слушателей. Здесь Ирине Карповой есть чем гордиться. В прошлом году на Всероссийском конкурсе водных проектов воспитанница центра заняла второе место. Есть среди выпускников заочной школы участники международных конференций. «Но главное для нас – заинтересовать детей исследовательской работой, – говорит наша собеседница. – Нам важны не их победы, а то, что они не бросают, а продолжают вести свои проекты».
Хорошим стимулом для слушателей школ является сертификат преимущества при зачислении в Восточно-Сибирскую государственную академию образования и Иркутскую сельскохозяйственную академию, который ребята получают по окончании обучения. «За последние два года к программам заочных школ активно подключился Усть-Ордынский округ, – констатирует Ирина Карпова. – Идёт сотрудничество с Усольем-Сибирским, Усть-Кутом, Усть-Илимском, Саянском и Бодайбо».
Причём в заочных школах могут работать все, кто имеет желание. «Любой родитель или ребёнок из любой точки Иркутской области может направить по электронной почте заявление», – говорят в Центре дополнительного образования. Правда, существует некоторое возрастное ограничение. Приём в экологическую школу ведётся с шестого класса. Остальные больше ориентированы на старшеклассников. И это является своего рода профориентацией. Самое популярное направление – агрошкола – принимает школьников начиная с восьмого класса.
Программы заочных школ доступны для всех. Но пеедагоги центра оговариваются: всё-таки заочное обучение наиболее эффективно, если рядом с ребёнком есть заинтересованный взрослый, будь то родитель или школьный учитель.
– Жизнь меняется, взгляды меняются, да и школа меняется. Дети сейчас намного взрослее, чем были 10 лет назад, когда мы начинали, – констатирует Ирина Карпова. – Среди них сейчас нет заучек, так называемых ботаников. Они разносторонние: и на фортепиано играют, и в футбол гоняют, и статьи пишут, и агроисследования проводят. Замечаю, что дети научились аргументированно спорить, они уже не боятся отстаивать свою позицию, их не смущают оппоненты с учёными степенями. Ещё пять лет назад на конференциях чувствовалось, что над проектом работал педагог, довольно часто ребёнок слабо защищался, но последние годы ситуация радикально поменялась. Например, победителем последней, 18-й конференции стал восьмиклассник из Усть-Кута с работой о мхах. Исследование было очень интересно не только его сверстникам, но и взрослым.