издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опус №571

Иркутский орган отмечает 35-летие

Не всякий российский культурный город может похвастать органным залом. В Иркутске он есть. В начале ноября иркутский орган отметил небольшой юбилей – 35-летие. И Николай Натяганов, единственный на сегодня настройщик органа в областном центре, раскрыл нашему обозревателю Алёне Корк небольшие секреты своего мастерства.

Единых чертежей для органа нет 

Николай Натяганов по профессии художник, работал искусствоведом и реставратором в иркутских музеях, сегодня расписывает храмы. Музыкой он был увлечён с детства – пластинки, концерты классической музыки, филармония, органный зал. В 12-летнем возрасте Николай посетил первый в истории Иркутска концерт в органном зале. 

– Маме каким-то чудом удалось достать билеты в торжественно открывающийся органный зал. Мне тогда было 12 лет, – вспоминает сегодня мастер. – Был концерт выдающегося российского органиста, ныне покойного, Леонида Григорьевича Янченко. Это знаменитый московский профессор, лауреат многих премий и конкурсов. Он открывал наш органный зал, была мощная концертная программа, и, конечно, звучала музыка Баха. 

Николай Натяганов, хранитель иркутского органа

И всё моё нутро словно распахнулось навстречу этой музыке. После в Иркутск приезжали практически все замечательные органисты нашего времени – и Леонид Ройзман, и Александр Фисейский, и Алексей Пашин, и Евгения Лисицина, и Анастасия Сидельникова, многих из них я слышал и видел. 

Нужно отметить, что органист – профессия штучная, потому что органов намного меньше, чем фортепиано, например. Если скрипач, саксофонист, флейтист могут взять свой инструмент с собой, то органист – нет. Репетиции, концерты – только в органном зале, гастроли, выступления – только в тех городах, где есть органные залы. Хотя в последнее время на органистов стали учить больше, чем в 1950–1960-е годы. Многие пианисты и теоретики музыки тоже обучаются игре на органе, ведь для игры на этом сложном инструменте изначально требуется фортепианная подготовка. 

А вот настройщиков органа как таковых не учат, специального учебного заведения нет. 

Фортепианных мастеров готовят при фабриках, органных – на органостроительных фабриках, в мастерских. Нужно пройти сложный путь: сначала человек должен поработать в деревянном цехе, потом в цехе, где раскатывается металл, затем в цехе, где этот металл обрезается и на специальных деревянных шаблонах спаивается. Нужно изучить множество механизмов, потому что все органы различны и единых чертежей нет. 

– Наш орган носит опус №571, это порядковый номер изготовления. 

Цифра знаменательная, у Баха есть фантазия соль-мажор №571. И чертежи нашего органа, например, не могут быть использованы к какому-то другому инструменту, потому что орган всегда изготавливается для конкретного помещения. Мастера для этого приезжают заранее, за год, и в пустом зале изучают акустику, примериваются, рассчитывают параметры. В Иркутск в 1977 году приезжали четыре мастера, они выяснили, какого размера должен быть инструмент, и предложили в качестве места для расположения алтарную арку – это бывший алтарь католического костёла. Там была подходящая высота – восемь метров. Наш орган – инструмент среднего размера, есть инструменты и побольше, особенно много их в Европе. Иркутский орган имеет вертикальную барочную концепцию, мастера предложили нам набор из 27 регистров. На первом мануале сосредоточены главные, мощные голоса, на втором – более прозрачные, сольные плюс педальная клавиатура в полном объёме. Лавка для исполнителя сделана из дуба, она регулируется по высоте. А корпус органа выполнен из альпийской сосны, по качеству именно это дерево идеально подходит для божественного инструмента. Внутри использована древесина других пород – бука, осины, сосны и даже одного тропического дерева. Много и разных металлов применено при его изготовлении, ведь орган по своему устройству очень сложный инструмент. Мотор в органе швейцарский, дорогой и бесшумный, он находится в специальной камере, его тоже надо постоянно проверять, закапывать в него масло. 

Что немаловажно, иркутский орган полностью механический, что высоко оценивает любой органист, который приезжает к нам выступать. Ведь механика позволяет полностью чувствовать отдачу инструментов, когда от нажатия клавиш, толчка пальцев начинает звучать та или иная труба. Кроме того, наш орган был изначально интонирован в равномерно темперированном клавире, это строй, обязанный своим появлением Баху. У него было даже специальное сочинение «Хорошо темперированный клавир», хотя разумнее его было бы назвать «Равномерно темперированный клавир», – когда все тональности должны звучать одинаково хорошо. 

Следует отметить: для нас большая удача тот факт, что орган стоит не просто в зале, обычном светском помещении, а в храме. Ведь орган – изначально духовный инструмент. Знаменитые органы мира зачастую установлены на балконе, украшены резьбой, скульптурой, живописными образами, что не может не воздействовать на эмоционально-душевное состояние человека. И каждый, кто бывал в нашем органном зале, отмечает это магическое религиозно-духовное влияние. 

– Это всё на самом деле приподнимает человека над землёй, – уверяет Николай Натяганов. – Ведь музыка сама по себе волшебство. Вдруг ниоткуда, из тишины появляются гармоничные звуки. Это необъяснимое явление, не зря музыка считается самым доходчивым и таинственным видом искусства – неизвестно, как она получается, и неизвестно, куда потом исчезает. И когда касаешься клавиш органа, испытываешь несравнимо больше, чем когда прикасаешься к любому другому инструменту. 

С настройкой органа помогает мама

Основная работа настройщика органа, главное таинство происходят внутри инструмента.
Это не скрипка и даже не фортепиано – орган, как в средневековой сказке, открывает свою потайную дверцу,
и уже внутри начинаются чудеса. Чудеса во имя новых чудес – м

Николай Натяганов так много знает об иркутском органе не только по долгу службы, но и по зову души. Музыка с детства присутствовала в его жизни, он посещал все органные абонементы в Иркутске. 

– А когда я уже стал взрослее, меня просто потянуло работать с органом. Сегодня я владею органом настолько, насколько нужно, чтобы чувствовать музыку, а настройщику достаточно слышать созвучия и интервалы. Я понимал, что не музыкант, но ещё в армии мечтал об органе, выписывал в тетради теорию органа, историю его возникновения, особенности устройства. И как-то просто предложил свои услуги Лидии Валентиновне Янковской, которая у нас тогда работала. Это знаменитая наша органистка, сейчас она живёт в Ярославле, но 30 лет проработала в Иркутске, много поколений иркутян выросло на её музыке, у неё были интереснейшие абонементы. И как композитор она удивительные голоса находила в нашем органе, потрясающие тайны. Янковская тогда осталась без ассистента, и я ей предложил себя в этом качестве. Она попробовала, потренировала, послушала из конца зала, как я могу вести концерт, и взяла меня на работу. Я начал непосредственно вести концерты и ассистировать ей, а концерты порой были сложные, программа иной раз была так нагружена, что требовала от меня определённой выдержки. В произведениях современных исполнителей бывает особенно много работы для ассистента. 

В органном зале тогда трудился мастер Борис Николаев, но он ушёл, и орган оказался без настройщика. Тогда Николай Натяганов решил попробовать себя и в этом качестве. Сначала к его обучению подключился фортепианный мастер Иван Казаков, потом нашего настройщика стажировал органист и органный мастер из Барнаула Сергей Буткеев.

Была стажировка и в Москве, при Московской консерватории, её проводил специалист из Германии. Мастер-классы проходили почти во всех органных залах Москвы, стажёрам демонстрировали чешский орган в зале Чайковского, орган в музее Глинки – это первый учебный орган в Москве, на нём, например, учился играть знаменитый Гарри Гродберг. Стажёров знакомили с такими тонкостями, как уход за трубой, работа с ветланом, со шлейфами, раскрывали им секреты устройства и тайны настройки.

И когда Николай Натяганов остался с родным уже органом один на один, его охватили вполне естественная робость и сомнения.

– Это было в 1996 году. Тогда стажировавший меня Сергей Буткеев уехал, и я немного волновался. Шла концертная программа, я растерялся от ответственности, ведь всё лежало на моих плечах. Но потом волнение ушло, и когда я справлялся с какой-то поломкой, проблемой, на душе было очень тепло. Впервые я устранил поломку в Дни русской духовности и культуры, когда у органистки Людмилы Мацюры был концерт русской органной музыки. У нас полетел клапан на одной из педальных клавиш, вы­яснилось, что надломился штиф. Нужно было залезть внутрь винта, а туда было очень сложно рукой попасть, клапан же просто так пропускал воздух. Ну а что делать? Концерт же не отменишь, а клапан гудит беспрестанно. На время концерта мы его заблокировали, чтобы он вообще не звучал. Органистка подавала звук с помощью педали. А уже после концерта мы долго возились, сделали специальное устройство, чтобы вынуть этот обломок штифта, посадить клапан обратно, нам это удалось, и это было очень приятно. Утечку воздуха однажды устранял, для чего пришлось вынимать трубы всей клавиатуры. А потом орган надо было полностью перенастроить, потому что, если трубы вынимались и ставились заново, надо заново и перенастраивать всё. Это заняло целую неделю. Сейчас мне с органом мама помогает. Она инженер по профессии, но гуманитарий в душе. Она сидит за клавиатурой, нажимает нужные мне клавиши, когда я сижу на втором-третьем этаже, переключает регистры. 

Руки и уши как главные помощники 

Сегодня инструмент звучит так же великолепно,
как и 35 лет назад

Основная работа настройщика органа, главное таинство происходят внутри инструмента. Это же не скрипка и даже не фортепиано: орган, как в средневековой сказке, открывает свою потайную дверцу, и уже внутри начинаются чудеса. Чудеса во имя новых чудес – музыкальных. Как рассказал Николай, верх­ний этаж органа находится на высоте 4,5 метра, второй – на высоте 1,2 метра, а первый – на уровне пола. Внутри есть деревянный проход, он же помост, именно с этого помоста при необходимости можно дотянуться до труб. У настройщика имеется специальный инструментарий, предназначенный именно для органа. И ещё – руки и уши, главные помощники. 

– Во время настройки важно понять, какой угол наклона головы удобнее. Во время настройки нельзя туда-сюда спускаться и опускаться, вертеть головой, надо найти наиболее эффективное неподвижное положение. Внутри органа обычно очень громко, можно заткнуть уши ватой. Мой основной инструмент – штимхор, на нём с одной стороны воронка, с другой – конус. Ударяешь по трубе или воронкой, или конусом, таким образом повышаешь или занижаешь строй.

Хранитель иркутского органа приходит в органный зал если не каждый день, то несколько раз в неделю. Ведь концертный график в органном зале довольно плотный, всегда есть выступления в выходные дни, часто и среди недели. В день концерта настройщику обязательно надо быть здесь с утра: посмотреть, что со светом, проверить мотор, прислушаться, не издаёт ли корпус каких-то звуков и вибраций. И даже в летние месяцы у Николая Натяганова фактически не бывает отпуска. Впрочем, этим летом он поездил по Италии, послушал местные органы, был удивлён, в каком расстроенном состоянии находится большинство из них. Оказывается, в Италии просто нет такого понятия – «настройщик», нет человека, который регулярно следил бы за органом. Иркутск не Италия, но в этом плане нам повезло больше. Однако преемника у Николая пока нет, никто не высказывает желания обу­читься этому делу. С настройщиками вообще туго, ведь их труд больше технический, обслуживающий, не исполнительский. Но если у кого-то возникнет желание освоить эту редкую профессию, Николай обещает научить. 

Николай Натяганов утверждает, что сегодня инструмент звучит так же великолепно, как и 35 лет назад:

– Я помню свои первые впечатления, ничего не изменилось. Он так же прекрасен и внешне ничего не утерял – по-прежнему замечательно выглядят резьба, трубы. Орган строится на столетия. Так что наш, иркутский, инструмент ещё почти ребёнок. Он только вступает во взрослую жизнь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры