Четвёртый директор на энергетическом перекрёстке Евразии
70 лет исполняется 1 ноября Николаю Воропаю, главе Института систем энергетики имени Мелентьева
Директорами-организаторами пусть не всех, но большинства иркутских академических институтов стали «варяги» – учёные с именем и авторитетом, представлявшие научные школы Москвы, Ленинграда и другов городов запада страны. Это в полной мере относится к профессору Льву Александровичу Мелентьеву, который создал и возглавил Сибирский энергетический институт – СЭИ (ныне Институт систем энергетики его имени – ИСЭМ). Первым в Иркутске избранный действительным членом АН СССР, он стал единственным среди учёных-земляков Героем Социалистического Труда – очевидно, что этим званием признаны не только его личные заслуги, но и достижения всего коллектива. Его преемник Юрий Николаевич Руденко приехал из Кемерова, где руководил службой режимов объединённой энергосистемы Западной Сибири. После избрания Руденко академиком – секретарём отделения энергетики АН СССР и его отъезда в Москву директором СЭИ стал Анатолий Петрович Меренков, выпускник матфака МГУ и один из основоположников созданного в институте научного направления теории гидравлических цепей. После скоропостижной смерти Меренкова в 1997 году коллектив СЭИ избрал своим директором Николая Ивановича Воропая.
Боблово – Ленинград – Иркутск
Воропай родился в небольшой деревне Боблово Волковысского района Гродненской области (Белоруссия). Закончив русскоязычную школу с золотой медалью, он решил поступать в Ленинградский политехнический институт (ЛПИ) – один из престижнейших вузов СССР. Его окончил и основатель СЭИ Л.А. Мелентьев, там прошёл аспирантуру и второй директор СЭИ Ю.Н. Руденко. Выпускники ЛПИ влились в ядро коллектива СЭИ, прибыв в Иркутск сразу после ввода первых домов научного центра. Хотя изначально будущий директор подал заявление на очень популярную в 1960-х годах специальность «Автоматика и телемеханика», случай в лице одного из членов приёмной комиссии, красноречиво рассказавшего о перспективах нового направления – «Электрические сети и системы», определил судьбу Николая Воропая. Он изменил первоначальное решение и связал свою жизнь с энергетикой.
Подготовка в ЛПИ была серьёзной. Уже с третьего курса студентов привлекали к исследовательским работам – в институте была хорошая экспериментальная база, появились первые компьютеры. Один из преподавателей – известный учёный профессор Горюнов – сумел увлечь студентов программированием. Сам Николай Иванович вспоминает: «Моя самая первая программа, довольно объёмная, сразу пошла, хотя с большими программами это бывает редко». А на четвёртом курсе состоялась ещё одна судьбоносная встреча.
Только что созданные академические институты в Иркутске остро нуждались в кадрах. В Ленинград по заданию директора приехал учёный секретарь СЭИ Михаил Чельцов. На кафедре ему порекомендовали перспективного студента, и он пригласил Николая Воропая на работу. Последний недолго подумал… да и согласился.
В 1966 году, успешно защитив диплом по вопросам устойчивости электрических систем, Николай Воропай приехал в Иркутск. Долго искал институт, новое здание которого только-только было введено в строй и ещё мало кому в городе было известно. Пришлось звонить заместителю директора – Юрию Николаевичу Руденко, заведующему лабораторией электроэнергетики и электроэнергетических систем. Тот сразу пригласил молодого выпускника к себе домой, где его очень сердечно встретили. Впоследствии Руденко стал для Николая Ивановича не только руководителем и наставником, но и просто хорошим другом и близким человеком.
Воропай имеет лишь одну запись в трудовой книжке о приёме на работу – в этом же самом 1966 году он был принят в институт на должность инженера. С тех пор он прошёл по всем ступенькам служебной лестницы: младший, а затем старший научный сотрудник, заведующий лабораторией и отделом, заместитель директора и с 1997 года – директор института. Кроме перечисленных ступенек Николай Иванович прошёл и по лестнице «общественных нагрузок» (такой термин из доброго старого времени непременно фигурировал в личных делах трудящихся).
«Дух СЭИ»
В СЭИ уже на следующий год после прихода он возглавил в бюро комсомола производственной сектор, очень неформальный и нужный, главной задачей которого была ускоренная адаптация молодёжи к науке, в том числе через инициативно созданную школу научной молодёжи. В конце 1966 года институт только расправлял плечи, средний возраст его сотрудников, включая слесарей, вахтёров, бухгалтеров, остепенённых завлабов, был 26,3 года – комментарии излишни. В эту самую школу научной молодёжи было вложено много сил и времени, но всё это многократно окупилось. Оценивая свой комсомольский период, Николай Иванович говорит, что главный плюс для него – это «мощная школа работы с людьми, которая впоследствии очень пригодилась».
Научные результаты тоже не заставили себя долго ждать. Их появлению во многом способствовала сложившаяся в молодом институте свободная творческая атмосфера, названная впоследствии «духом СЭИ». Энергетические системы и их объединения к тому времени приобрели такую сложную структуру и протяжённость, что требовали всестороннего исследования на основе обобщения колоссального по объёму материала. Воропаю удалось выявить фундаментальные особенности больших электроэнергетических систем, связанные с неоднородностью их структуры, что позволило на основе понятных физических представлений объяснить многие специфические явления и процессы, включая системные аварии. Это фактически открыло новый уровень научного знания о взаимосвязях сложнейших физико-технических объектов на примере энергетики и в конечном счёте повлияло на всю методологию математического моделирования при решении задач управления развитием, оперативного и противоаварийного управления, а также при постановке и решении задач в области устойчивости, живучести и надёжности электроэнергетических систем.
Настоящему учёному, исследователю с широким кругозором всегда мало одной проблемы. Так, в начале 1990-х годов Воропай стал одним из инициаторов нового научного направления, оригинального ноу-хау и визитной карточки института, – разработки методологии обеспечения энергетической стратегии и энергетической безопасности России. В 1997 году за эту разработку он удостоился совместно с Леонидом Криворуцким премии правительства РФ в области науки и техники. Позже, в 2011 году, такая премия в составе авторского коллектива была присуждена ему ещё раз – за разработку методологии региональных энергетических стратегий и программ.
В последние годы под руководством Воропая ведутся новые исследования и разработки в области интеллектуальных энергетических систем с активно-адаптивными сетями, что вызывает интерес и Минэнерго РФ, и крупных энергетических компаний.
Воропая знают и ценят не только в России – он член многих международных научных организаций (IEEE, CIGRE, IFAC, APERC), председатель редколлегий журналов и программных комитетов международных конференций различного уровня. Николай Иванович был координатором с российской стороны крупного международного проекта в составе 7-й рамочной программы сотрудничества Европейского Союза и России, объединившего усилия 11 европейских и 7 российских организаций по созданию единой интеллектной системы координации оперативного и противоаварийного управления большими энергообъединениями.
Сейчас на счету у Николая Воропая без малого пятьсот научных работ, в том числе 35 монографий. Среди них есть две выдающиеся фундаментальные научные работы последнего времени, идеологом и главным редактором которых был Воропай. В них в полной мере проявился его талант к систематизации и анализу.
Первая – это двухтомная книга «Энергетика XXI века», в которой сделано обобщение тенденций и закономерностей развития энергетики мира и России, энергетических технологий и систем энергетики в первой половине XXI века. Книга получила премию РАН имени Г.М. Кржижановского в 2005 году.
Вторая – это капитальная монография «Системные исследования в энергетике: ретроспектива научных направлений СЭИ-ИСЭМ», признанная лучшим изданием СО РАН 2010 года в области энергетики. В книге на 685 страницах дан ретроспективный аналитический обзор исследований института за его 50-летнюю историю. Это прямо-таки антология, «библия» и настольная книга по системным исследованиям в энергетике, составленная экспертами и специалистами различных областей – электроэнергетиками, теплоэнергетиками, гидравликами, трубопроводчиками, газовиками, угольщиками, гидрологами, экономистами, термодинамиками, математиками и другими.
Как и многие сотрудники ИСЭМ, Воропай участвует в преподавательской работе, уже более десяти лет возглавляя кафедру электроснабжения и электротехники Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета.
Несолидный учёный
Рассматривая фотографии прошлых лет, можно найти много любопытных снимков. Например, выступление вокально-инструментального ансамбля в составе всех девяти бывших заместителей третьего директора СЭИ на институтском вечере в 2000 году. Так вот, музыкальная часть этого ВИА – Воропай с гитарой. Директор с гитарой – это дорогого стоит, никто из его коллег в таком «несолидном» статусе не припоминается, а в ИСЭМ конкурсное выступление ВИА дирекции на новогодних вечерах – многолетняя традиция.
Ещё на одном снимке институтской команды-победительницы традиционного городского кросса на кубок СЭИ различимы директор института и три его заместителя…
Будучи ещё младшим научным сотрудником, Николай Иванович участвовал в одном из первых ледовых 40-километровых переходов через Байкал, а потом, уже став кандидатом наук, принимал участвие в самом «политизированном» таком переходе – в честь 30-летия Победы с возложением лент к обелискам Вечной Славы на обоих берегах озера – в Листвянке и Танхое.
Возможно, эти примеры, как и множество других похожих, покажутся несущественными, но по ним легко выявить такие важные черты характера Николая Ивановича, как человечность, искренность и доброта к людям. Он из тех редких людей, которые сочетают твёрдость и целеустремлённость лидера в достижении целей со спокойствием, тактичностью и какой-то врождённой интеллигентностью. Никто не видел, чтобы он когда-то на кого-то повышал голос. Всегда спокойный, доброжелательный, терпеливый, пунктуальный, требовательный к себе и к другим – так о нём отзываются друзья и коллеги.
Период Воропая
Николай Иванович избирался на должность директора института – безальтернативно и почти единогласно – уже четырежды. Впервые бремя руководства упало на его плечи в самое трудное время. Это был разгар «лихих 1990-х» – следовательно, кризис всех отраслей промышленности, науки и культуры, хроническая нехватка финансирования и отток кадров.
Первое и, пожалуй, самое важное, что удалось привнести новому директору в условия работы института, – это обеспечение состояния устойчивости, стабильности, надёжности. Профессор Лев Спиридонович Беляев, первый и старейший среди сотрудников института, занимавший в своё время пост заместителя по науке всех директоров, характеризуя периоды их руководства, высказался так: «Период Воропая (с 1997 года) явился периодом адаптации к новым социально-экономическим условиям в стране, которые хотя и стабилизировались в определённой мере, но коренным образом отличаются от условий в периоды сначала становления, затем развития института с завоеванием научного и общего авторитета, что облегчило выживание во время кризиса страны и её науки».
Горько-ироничное в «Василии Тёркине» Твардовского «Города сдают солдаты, генералы их берут» к Николаю Ивановичу не относится: во-первых, города учёные никогда не сдавали, во-вторых, коллективность успехов признавалась в институте всегда. Это касается и собственно науки, и научно-организационной деятельности. При Воропае явно усилилось коллективное руководство институтом – есть четыре весьма активных заместителя директора с чётко очерченными секторами. Директор – сторонник взвешенных и продуманных решений, никогда не рубит сплеча. Формула «доверие за доверие» объясняет поддержку директора коллективом института в течение большого количества лет.
Притча во языцех – регулярное и явно больше половины календарного года отсутствие директора в Иркутске в связи с участием в научно-организационных мероприятиях, совещаниях, конференциях, членством в комитетах, советах разного уровня. Одна из «шуток» стенгазеты «Энергия Сибири» в адрес директора: «А куда уехал Николай Иванович?» – «Да никуда он не уехал: он ещё не приехал». Но при этом Воропай умудряется решать все насущные дела: как директор, как научный руководитель, как действующий учёный. Нередко он присылает тексты статей, ответов на письма и сообщений прямо из командировок. Часто можно видеть, как Николай Иванович даже в субботу и в воскресенье пружинящей лёгкой походкой, которой позавидуют молодые, идёт в институт. Впрочем, наука и всё, что с ней связано, давно для него и работа, и отдых, и хобби, и творчество – словом, это его образ жизни!
Для российской академической науки снова наступают лихие времена: несмотря на массовые протесты, принят закон о реформировании важнейшего государственного механизма – РАН, который формировался и развивался, но в целом сохранял свои основы и принципы, выполняя роль штаба отечественной науки и социальные заказы страны. Менялись эпохи, государственный и общественный строй, начинались и кончались войны – академия оставалась… Есть надежда, что очередные бури и потрясения пройдут, а институт во главе со своим надёжным директором будет уверенно продолжать своё дело, открывая новые горизонты научного знания.
Александр КОШЕЛЕВ, ведущий научный сотрудник ИСЭМ СО РАН, член Союза журналистов СССР
Алексей Михеев, учёный секретарь ИСЭМ СО РАН