«Все паркуются на проезжей части»
Первым этапом благоустройства территории у вокзала «Иркутск-Пассажирский» стала установка шлагбаума
Столбики, шлагбаумы и будки с охраной вновь появились на площади у железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский. Однако теперь, в отличие от аналогичных событий 2009 года, обустройство организованной парковки прошло тихо и не вызвало бурной реакции у горожан. Железная дорога, которую три года назад суд обязал вернуть стоянку в первоначальный «неорганизованный» вид, поясняет, что территорию огородили для удобства и безопасности; «дикие» таксисты паркуются по другую сторону столбиков практически на проезжей части, а Иркутская транспортная прокуратура проводит новую проверку.
На привокзальной площади простор и спокойствие. Шлагбаум с надписью «Въезд по пропускам» опущен. Вежливый охранник объясняет, что за пропуском надо обращаться к руководству вокзала. Таким образом – с помощью ограждений и охраны – ОАО «РЖД» «усиливает работу в части проведения мероприятий по предупреждению и пресечению актов терроризма», поясняют в региональной дирекции железнодорожных вокзалов (РДЖВ), так как железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, а вокзальные комплексы – местом массового скопления людей. «К тому же в случае возникновения ЧС проезд к вокзалу спецтехники практически невозможен из-за беспорядочного расположения автотранспорта («дикие» таксисты, незаконно паркующиеся междугородние автоперевозчики)», – говорится в сообщении дирекции.
Напомним, первая попытка навести порядок на парковке у вокзала с помощью ограждений была предпринята в 2009 году и вызвала неоднозначную реакцию у иркутян и представителей профильных ведомств. Введение платы за стоянку на привокзальной площади привело к тому, что «дикие» таксисты стали останавливаться на проезжей части, на улице Челнокова образовывались пробки, а пассажирам городского общественного транспорта приходилось ждать трамвай едва ли не на дороге. Некоторые водители и пассажиры, напротив, отмечали, что на привокзальной площади стало больше порядка. Так или иначе, но в итоге столбики были снесены по решению Свердловского районного суда, куда обратилась с иском Иркутская транспортная прокуратура.
Основных причин для обращения в суд тогда было две: отсутствие у РЖД какого-либо договора на пользование участком и несоблюдение требований пожарной безопасности. В частности, пояснил «Конкуренту» заместитель Иркутского транспортного прокурора Сергей Тунгусов, при проверке было установлено, что проезд между машинами на парковке слишком узок для пожарного автомобиля.
Сейчас прокуратура также ведёт проверку легальности обустройства огороженной парковки у вокзала. О соблюдении требований бе-зопасности выводы делать ещё рано. Зато известно, что на этот раз железная дорога обошлась без самоуправства и заключила договор аренды участка с администрацией города. «Имеется схема, согласованная с администрацией Иркутска и ГИБДД», – отметил Сергей Тунгусов.
В отделе дорожного надзора ОГИБДД по Иркутску подтвердили, что к нынешней парковке претензий нет: «Сейчас там есть разрывы между столбиками, любой желающий может парковаться на этой территории», – пояснил представитель ведомства, признав, впрочем, что в 2009 году установка ограждения не привела к положительным результатам. И сейчас автомобили паркуются с внешней стороны ограждения под знаком «Остановка запрещена».
Первоначально по проекту благоустройства планировалось убрать киоски на противоположной стороне дороги, сделать там парковочные места и только после этого оборудовать огороженную парковку у вокзала, напомнил инспектор дорожного надзора. Место киосков в перспективе, писала тогда газета «Гудок», должны были занять сетевые компании, работающие под брендом ОАО «РЖД». Почему это не случилось – неизвестно. В РДЖВ сообщают лишь, что территория была передана дирекции в аренду для благоустройства, а ограждение парковки – только один из его этапов.
Некоторые перевозчики предполагают, что и на этот раз ограждение было установлено для того, чтобы в будущем взимать плату за въезд на парковку. Однако эта информация не находит подтверждения. «Сделали всё очень быстро и лишь с целью собирать деньги, – говорит один из водителей-частников. – Вы видели, когда поезд приходит, приезжает масса людей на машинах встречать родственников? Встать абсолютно некуда, все паркуются на проезжей части, случается пробка, заторы, ругань, приезжают ГИББДД и эвакуаторы. Тут же останавливается трамвай, идут люди…»
В настоящее время стоянка имеет зоны, где могут бесплатно остановиться организованные группы детей, инвалиды, ветераны войн, сообщают в РДЖВ. «Также обустроены пассажирские платформы для удобства посадки в городской транспорт», – говорится в ответе дирекции на запрос издания.
Кроме детей и инвалидов доступ на парковку есть у служб такси, но не у всех. Ходили слухи, что преимущественное право работать на территории у вокзала получило «Жёлтое такси», но глава компании Илья Филиппенко опроверг эту информацию. «Заезжать туда может не только «Жёлтое такси», единственный вопрос, который был у вокзала к службам такси – наличие разрешения на работу», – объясняет собеседник издания. В их число не попали частники и диспетчерские службы, у которых нет собственных машин, или диспетчерские службы, которые имеют собственные машины, но в них нет счётчиков и так далее. Впрочем, и для «Жёлтого такси» въезд на парковку не безвозмездный: плату за въезд со службы такси вокзал не берёт, зато есть взнос на содержание парковки в чистоте и охрану. Сумму Илья Филиппенко не назвал.
«С вокзалом мы подписали договор въезда-выезда. Не знаю, подписывали ли другие компании», – добавил собеседник газеты.
Чем на этот раз закончится «привокзальная история», пока неясно: проверка Иркутской транспортной прокуратуры ещё не завершена. «Конкурент» будет следить за развитием событий.