Подсчитали дефицит
Региональный бюджет увеличит госдолг
В систему мировой финансово-экономической пирамиды вписалась Иркутская область. Некогда бездефицитный бюджет региона сформирован на предстоящие 2014–2016 годы с серьёзным дефицитом – до 13 млрд. рублей. Крупные компании, пополняющие казну Приангарья (в первую очередь нефтяные), «провисли» из-за изменения мировых цен. Однако падают они не только на нефть, но и на золото, алюминий, товарную целлюлозу. Подробности в материале Анны ПАВЛОВОЙ.
Главный финансовый документ Иркутской области, как и полагается по заведённой год назад традиции, формируется на трёхлетний период – 2014-й и плановые 2015-2016 годы. Однако от другой традиции, которую также несколько лет назад попытался завести иркутский минфин, пришлось наотрез отказаться: бюджет Приангарья будет дефицитным. Об этом как о уже свершившемся факте сообщила на заседании областного правительства глава министерства Наталия Бояринова.
Основные параметры бюджета профильное ведомство предлагает в следующем виде. На 2014 год доходы Иркутской области составят 95,9 млрд., расходы – 105,6 млрд., дефицит – 9,7 млрд. рублей. На 2015 год доходы – 98,3 млрд., расходы 111,2 млрд., дефицит 13 млрд. рублей. В 2016 году – соответственно 106,8 млрд., 120,3 млрд. и 13,5 млрд. рублей.
Ещё в 2012 году взгляды специалистов из регионального минфина на финансовое будущее Приангарья были полны оптимизма. Тогда, принимая бюджет на 2013-й и два предстоящих плановых года, они предвещали, что к 2015-му региону не потребуется федеральных дотаций. Расходные полномочия Иркутская область должна была финансировать за счёт собственных ресурсов.
– Изменение в худшую сторону не позволяет нам это сделать, – обрисовала сегодняшнюю картину Наталия Бояринова.
Одной из основных причин «изменений в худшую сторону» местные эксперты называют снижение доходного потенциала региона.
В переводе с финансово-экономического понимать это стоит как отсутствие у налогоплательщиков возможностей, желания или ещё чего-либо пополнять казну региона. Иркутский минфин при толковании ситуации склоняется к первому варианту, при этом грешит на самый нестабильный, но наиболее значимый налог для формирования дохода областного бюджета – налог на прибыль. Крупные организации – налогоплательщики (в общем-то, прибыльные, как замечает министр) оказались под влиянием мирового рынка: цены на нефть, алюминий, товарную целлюлозу и золото упали, вследствие чего сократилась и их прибыль. Называть эти компании специалисты министерства пока упорно отказываются. Однако заметим, что наиболее крупными налогоплательщиками в Иркутской области всегда считались предприятия нефтяной отрасли – «Ангарская нефтехимическая компания» и «Верхнечонскнефтегаз» («Роснефть»), которые получили от Иркутской области льготы по ряду налогов, в том числе на прибыль.
«Также в 2014 году у нас происходит отмена льготы по НДПИ в нефтяной отрасли в связи с планируемой добычей 25 миллионов тонн сырой нефти. Идёт поэтапная отмена федеральной льготы по налогу на имущество для магистральных объектов естественных монополий, изменяется курс доллара. Всё это ведёт к уменьшению налога на прибыль», – рассказала о нерадостных перспективах Бояринова.
Как итог – новый проект на 2014–2016 годы, если сравнивать его с предыдущим, почти в четыре раза сокращает «финансовую гибкость» в части распределения собственных доходных источников на расходные обязательства, принимаемые облправительством, комментирует министр. При таком раскладе регион рискует в 2016-м подойти к уровню госдолга, превышающему экономически безопасный. По методике Минфина РФ он оценивается в 30 и не более процентов от собственных доходов. Чтобы сбалансировать казну на трёхлетний период, иркутское правительство решило воспользоваться ресурсами федерального центра. Готов ли федеральный центр, в свою очередь, также столкнувшийся с проблемами при формировании бюджета, оказать услугу Иркутской области – вопрос пока открытый. Финансисты Приангарья рассчитывают получить дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на три года в сумме, почти достигающей 5 млрд. рублей. Дополнительно на выполнение майских указов президента в 2014 году федеральный бюджет должен выделить ещё 2,2 млрд. рублей (на зарплату бюджетников, на ликвидацию аварийного жилья и очередей в детсады).
«Надо активнее работать с Минфином РФ для обеспечения финансовой гибкости и получения бюджетных кредитов», – не теряет на-дежды глава иркутского профильного ведомства.
Рассказав членам правительства и депутатам о том, как можно поступить с доходной частью, Наталия Бояринова вкратце затронула и вопрос по расходным полномочиям. Все они распределены по 17 государственным программам, также разработанным местным правительством в этом году. На каких именно полномочиях регион начнёт экономить в связи с прогнозируемым дефицитом, министр пока решила не уточнять и сместила акценты на те соцзатраты, которые регион обещает исполнить. Так, на уровне 2013 года сохраняются расходы по питанию для учреждений соцсферы и учащихся среднеспециальных образовательных учреждений, а также на меры соцподдержки населения. Средства на капстроительство предусмотрены в проекте бюджета только на объекты, уже имеющие ПСД и положительное заключение госэкспертизы, а также те, которые гарантированно будут введены в 2014 году.
Несмотря на «напряжённость» бюджета, Иркутская область переходит на новый способ формирования главного финансового документа. Впервые бюджет на ближайшие три года сформирован по программно-целевому принципу и детализирован до уровня каждого учреждения. «Мы пойдём на закрытие неэффективных мероприятий, чтобы мобилизовать ресурсы на результат, – отметил заместитель председателя правительства Иркутской области Алексей Зезуля. – Это проектное управление в первую очередь расходами». Трёхлетний бюджет, основанный на семнадцати целевых программах, становится прообразом новой программы социально-экономического развития региона.
Этот опыт Иркутской области назвал позитивным заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, выступавший в четверг на семинаре-совещании, где обсуждались новации бюджетной политики правительства РФ. Переход на программный бюджет, по его словам, – главная бюджетная новация года. Для субъектов РФ, выбравших этот путь, работа будет сложнее по ряду аспектов, но бюджет становится более прозрачным, понятным, обоснованным, в нём чётче выражены приоритеты, а уже через год можно будет увидеть, достигнуты ли запланированные программные результаты. Впрочем, преференций со стороны федерального центра Иркутской области, как и другим регионам, которые перейдут на программный бюджет, явно ждать не стоит. Однако на федеральном уровне есть программа поддержки регионов, реализующих бюджетную реформу. «Сами по себе хорошая система управления, прозрачный бюджет создают лучшую основу для взаимоотношений с федеральными министерствами», – подчеркнул Лавров.
Проект бюджета внесён правительством на рассмотрение в Заксобрание Иркутской области 25 октября, более подробно с его параметрами ознакомиться предстоит на публичных слушаниях 8 ноября.