Под маской общественной и народной
Иркутские наблюдатели рассмотрели политическое будущее ОНФ
Теперь и в Иркутске. «Общероссийский народный фронт», основанный президентом страны в 2011 году к госдумовским выборам, обзавёлся официальным отделением в Приангарье. В региональном штабе ОНФ собралась весьма нетривиальная компания: бывшие политики, местные медиа-магнаты, ректор университета, блогеры и бизнесмены. Возглавили «фронтовиков» три сопредседателя. На конференции они объявили, что хотят сделать в регионе всё «более» и «лучше», но просят не видеть в этом политической подоплёки. Тем не менее местные наблюдатели уверены: через год-два общественная организация трансформируется в политическую.
Учредительная конференция регионального отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) – организации, которую многие политнаблюдатели расценивают как проект, связанный с деятельностью партии власти, – состоялась в Иркутске 17 октября.
Отметим, что ОНФ как таковой в Приангарье начал функционировать летом 2011 года – накануне выборов в Госдуму РФ. Он стал фактически неформальной политической площадкой для кандидатов от «Единой России», баллотировавшихся в федеральный парламент. Координатором нового проекта в регионе был выбран директор Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Анатолий Стрельцов. Официальное же создание организации затянулось – регион оказался одним из последних, где прошёл учредительный съезд.
На учредительное мероприятие в Иркутске местная «фронтовая» верхушка планировала собрать до 80 делегатов от различных организаций, объединений и трудовых коллективов. Потихоньку в зал, где предстояло решить важные вопросы – учредить организацию, утвердить устав, подтягивалась разномастная публика. В первых рядах нашли себе место гендиректор ТК «Аист» Амгалан Базархандаев и его коллега – гендиректор ООО «Агентство «КП–Байкал» Станислав Гольдфарб. Неподалёку разместились Эдуард Яроцкий из «Опоры России» и Анатолий Стрельцов. А на галёрке была замечена даже Вера Гашова, исполнительный директор Фонда имени Юрия Тена. В гардеробе спешила сдать своё пальто и присоединиться к компании экс-министр культуры Иркутской области Вера Кутищева. Все они могли перед началом ответственного процесса перенять опыт старших товарищей – тут же, на экране в зале, транслировался учредительный съезд «фронтовиков» в Москве (прошёл летом 2013 года). Но в итоге ожидания иркутских организаторов не оправдались – человек десять своим присутствием собрание не удостоили. В уныние идейные вдохновители из-за этого впадать не стали. Один из них, Анатолий Стрельцов, поделился с публикой своим энтузиазмом:
– У простых людей появляется очень много вопросов к власти, вопросов о том, как исполняются президентские указы. И миром-собором, мне кажется, мы сделаем так, чтобы указы президента доходили до каждой бабушки в деревне, которая тоже имеет право на социальную защищённость. Мне очень хочется, чтобы мы все жили хорошо и дружно, чтобы наша жизнь была лучше.
Разнообразил местное общество член федерального штаба НФ – вице-президент «Опоры России» Азат Газизов, за плечами у которого ещё шесть аналогичных учредительных конференций в других регионах. Но Иркутск Газизова поразил сразу же по прилёту в аэропорт: «Настоящие пробки. Всё по-настоящему, сразу чувствуется – столица». Галёрка тут же отозвалась недоверчивым шепотком – ирония или правда? Азат Газизов продолжал в том же духе. До сих пор ещё ни один из городов не отличился таким ортодоксальным стартом на учредительном мероприятии – трансляцией московской конференции. «Это, наверное, один из показателей стратегического мышления жителей Иркутской области», – считает Газизов.
После таких вступительных реплик Стрельцов без обиняков предложил всем: «А сейчас давайте мы учредим отделение «Общероссийского народного фронта» в Иркутской губернии!».
На одном дыхании – за 20 минут и без лишних реплик и предложений – участники конференции не только создали отделение, но также одобрили устав и кандидатуры в региональный штаб. В него попали ректор Иркутского госуниверситета Александр Аргунчинцев, упомянутые выше Амгалан Базархандаев и Станислав Гольдфарб, директор ГТРК «Иркутск» Константин Горбенко, представители Общественной палаты области Сергей Босхолов и Элеонора Кез, экс-министр культуры Вера Кутищева, председатель иркутского облсовпрофа Александр Оболкин, местный блогер Сергей Шмидт, а также политические тяжеловесы (в разные годы являлись спикерами областного парламента) – председатель совета директоров «Саянскхимпласта» единоросс Виктор Круглов и заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин. Сопредседателями организации стали сам Стрельцов, Яроцкий и глава студенческого профсоюза ИрГТУ Лариса Потапова, с которой оба первых лидера, как выяснилось после официальной части конференции, пока ещё не знакомы.
Анатолий Стрельцов сообщил, что «региональная повестка» Приангарья, как и других субъектов РФ, будет обсуждаться на круглых столах в Москве. Обещают члены иркутского отделения ОНФ уделить внимание среди прочего и созданию рабочих мест в Шелехове, Бодайбо, доступности социальных услуг для сельских жителей. Также фронтовики рассчитывают внушить людям, что копать картошку по осени не так важно, как ходить на выборы. Однако сразу же добавляют, что являются структурой абсолютно и полностью аполитичной.
Заниматься аполитической деятельностью в рядах ОНФ не желает один из «засветившихся» в списках организации – Сергей Шмидт. «Мне тут предложили «членство» в структурах ОНФ. Я отказался в электронно-письменной форме. Просто официально сообщаю, что я не состою ни в каком штабе ОНФ. И не собираюсь ни в чём таком состоять», – уверяет он со своей страницы в социальной сети.
Не все члены ОНФ определились и со своей миссией в организации. Так, Сергей Шишкин посетовал: событие прошло очень быстро, и он не успел его «осмыслить и понять». Какой деятельностью профессор готов будет заниматься в рамках ОНФ – этот вопрос пока для него тоже остаётся открытым. «Сначала мне надо внимательно и тщательно изучить учредительные документы. Но я являюсь специалистом в муниципальном законодательстве, мой опыт может пригодиться», – делится Сергей Шишкин с «ВСП». Депутат Заксобрания Виктор Круглов основными задачами новой организации на данный момент считает мониторинг и контроль за исполнением майских указов президента. «Это в полной мере соответствует и моим задачам как депутата», – комментирует он свою позицию «Конкуренту».
Несмотря на то что нынешняя «верхушка» ОНФ отрицает какое-либо участие в политической деятельности, эксперты придерживаются противоположного мнения. Региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров уверен, что «Народный фронт» – будущая партийная структура, которая пока «стесняется» заявлять о своих амбициях. «Думаю, эту организацию как раз и готовили на смену партии власти, теряющей свои позиции. Но на выборах 8 сентября она неожиданно показала неплохие результаты, – отметил Петров. – Поэтому «Народный фронт» пока решено оставить в статусе общественной организации». Проснуться политические амбиции ОНФ могут к следующим выборам в Госдуму РФ в 2016 году, не исключает эксперт.
Поддерживают его точку зрения и другие собеседники газеты. Сергей Шишкин, к примеру, признаёт, что ОНФ всё-таки можно расценивать как новую политическую площадку, но воспользоваться её ресурсом для личного продвижения профессор не планирует: «Сложно представить, во что всё это кристаллизуется через полгода. Кроме того, политического зуда у меня нет. Вы же обратили внимание на то, что я не пошёл на выборы в Законодательное Собрание? Но я много общаюсь с нашими студентами, аспирантами. Есть среди них те, кто хотел бы попробовать себя в политике. Возможно, им будет интересен «Народный фронт». Почему бы и нет?». Его коллега Виктор Круглов также считает, что через год-два ОНФ поменяет формат общественной организации и трансформируется в политическую партию. «Я это предвижу. Стране нужна новая политическая сила, которая бы отвечала интересам людей. В региональном отделении «Фронта» собралось много политически не искушённых людей, общественников, но всем им не безразлично, что происходит в стране», – заключает он.