Отдавать долги всё равно придётся
ОАО «Автоколонна 1880» продолжает бороться за выживание в суде. 15 октября в арбитраже состоялось заседание с участием иркутского предприятия. Областная прокуратура попыталась признать сделку между автоколонной и московским ОАО «Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» по предоставлению 20 автобусов, заключённую летом прошлого года, недействительной. Это должно было помочь предприятию существенно урезать сумму долга, накопившегося в результате неуплаты лизинговых платежей начиная с ноября 2012 года. Однако по итогам судебного решения прокуратуре в иске было отказано. А незадолго до этого, 10 октября, ОАО «Росдорлизинг» подало в областной арбитраж заявление о признании автоколонны банкротом. О разворачивающемся конфликте читайте в материале Юлии Ли.
Судебные споры
В суде «Автоколонна 1880» и «Росдорлизинг» в этот раз выступали в одной роли – ответчиков. Областная прокуратура пыталась признать договор лизинга, заключённый между предприятиями 29 июня пришлого года, недействительным. Согласно документу, московская компания предоставила иркутской 20 новых автобусов Hyundai Univers Space Luxury стоимостью 6 млн. каждый. Сейчас прокуратура требует вернуть их обратно.
Напомним, в мае 2012 года совет директоров компании, состоящий в основном из членов областного правительства, пошёл навстречу уже тогда тонувшему в долгах областному предприятию. Он одобрил привлечение очередного кредита в ОАО «БайкалИнвестБанк» на сумму 50 млн. рублей. Большая часть этих средств – 36 млн. рублей – и пошла в счёт первого лизингового взноса за указанные автобусы. Тогда, летом 2012 года, «Росдорлизинг» был чуть ли не единственным кредитором «Автоколонны 1880», который получал свои деньги. Однако уже спустя три месяца, в ноябре, иркутская компания перестала выплачивать ежемесячные банковские взносы по договору. С тех пор и вплоть до нынешнего времени эту сумму – ни много ни мало 3 млн. рублей в месяц – выплачивает «Росдорлизинг».
Сейчас ту сделку и пытается признать недействительной прокуратура. По её мнению, договор лизинга чуть меньше полутора лет назад был заключён вне публичной плоскости, в обход процедуры аукциона, который обязаны были провести. Ответственность за это лежит на «Автоколонне 1880», говорят участники процесса. В итоге пришлось переплатить. Эти же автобусы другие компании, по данным, приобщённым к материалам судебного дела, могли предоставить дешевле – по цене около 5,6 млн. рублей за каждую единицу транспорта. Таким образом, общий ущерб, причинённый иркутскому предприятию, по словам представителя «Автоколонны 1880» в суде, составляет 8 млн. рублей. Учитывая, что 100% акций предприятия принадлежат Министерству имущественных отношений региона, эти деньги потеряла даже не «Автоколонна 1880», а бюджет Иркутской области.
В свою очередь представитель «Росдорлизинга» в суде отметил, что «разница цены с другими поставщиками составила 5–10%, кроме того, все представленные предложения были получены позже заключения сделки лизинга, цены могли упасть». «Наш договор расторгнут в одностороннем порядке 20 мая, «Автоколонну» уведомили об этом 27 мая. Сделка лизинга расторгнута, но автобусами всё ещё пользуются и решение суда ничем не поможет. «Автоколонна», может быть, отдадите автобусы?» – сказал он.
Решение было
Несмотря на вынесенный судьёй отказ признать сделку недействительной, точка в споре пока не поставлена. Неизвестно и то, что в итоге будет с этими самыми 20 автобусами, которые ни одной из спорящих сторон вроде как уже и не нужны. Представители регионального минимущества подчёркивают, что готовы передать их владельцу. В «Росдорлизинге», несмотря на заявления юриста в суде, утверждают, что теперь самое главное – вернуть долг. «Автобусы нам не нужны – нужны деньги», – сообщил собеседник издания в «Росдордизинге».
Как их вернуть – главный вопрос. Хотя ещё нынешней весной казалось, что решение уже близко и принято оно будет с учётом интересов обеих сторон – «Автоколонны 1880» и «Росдорлизинга». Так, в апреле представители московской компании встречались в Иркутске с членами областного правительства. «Тогда была организована встреча у первого заместителя председателя правительства Слободчикова. Были министры Протасов, Селедцов, юристы Минтранса, – рассказывает директор департамента лизинга ОАО «Российская дорожная лизинговая компания «Росдорлизинг» Юрий Таубе. – И нам пообещали выплатить долг начиная с ноября – 45 миллионов рублей, плюс договорились о выкупе автобусов за 90 миллионов». Деньги должны были поступить из областного бюджета. Документы уже были составлены, изменения в договор лизинга внесены и подписаны московской стороной, как и соглашение с правительством, утверждает Таубе. «В июне мы рассчитывали получить деньги и попрощаться, однако выяснилось, что «Автоколонна 1880» не подписала договор», – говорит Таубе. В итоге решение так и не было принято, а долг продолжал расти.
До одностороннего расторжения сделки в мае этого года долг «Автоколонны 1880» специалисты «Росдорлизинга» оценивали в 21 млн. 315 тыс. 144 рубля. «А с мая точную сумму назвать пока не берусь, пусть её определят профессионалы, но колебаться она может в районе 30–40 миллионов рублей». По разумению лизингодателя, с момента расторжения договора автобусы автоколонна теперь арендует. С конца мая «Росдорлизинг» потребовал прекратить использование машин, но они до сих пор колесят по местным дорогам. «Теперь отдать придётся всё, что задолжали: и деньги вернуть, и автобусы, ещё и оплатить их техническое состояние», – отмечает Таубе.
«Росдорлизинг» подал на «Автоколонну» заявление в суд – уже в Москве – об изъятии всё тех же автобусов, а также взыскании с иркутского предприятия больше 800 тыс. рублей за использование, убытки и повреждение своего имущества. Решение вынесено 7 октября, но в силу оно пока вступить не успело. Его уже собираются обжаловать юристы «Автоколонны 1880» в самое ближайшее время.
«Памятник иркутского хозяйствования»
Несколько дней назад стало известно и то, что в областной суд Иркутской области поступило заявление «Росдорлизинга» о признании «Автоколонны 1880» банкротом. Пока все очень осторожно комментируют это событие, ссылаясь на то, что никакой конкретной информации по движению дела в суде нет. В правительстве по поводу вопросов о финансовой состоятельности предприятия предпочитают особо не распространяться.
Однако, как отмечают, в пресс-службе министерства имущественных отношений, говорить о начале судебного процесса по признанию «Автоколонны 1880» банкротом рано. «Пока в деле о банкротстве участвуют две компании – это ООО «Стройсибрегион» и «Росдорлизинг». Относительно первой компании у суда возникли претензии к пакету предоставленных ею документов. Что касается «Росдорлизинга», то он также направил заявление о вступлении в дело по признанию «Автоколонны» несостоятельной, но у него возникли проблемы с оформлением заявления – оплатой госпошлины в размере 4 тысяч рублей. В результате пока вынесено решение оставить судебное дело о банкротстве без движения», – отметили в минимущества.
Собирается ли прокуратура обжаловать решение суда и настаивать на своих требованиях – возврате автобусов владельцу в Москве, в ведомстве также не распространяются. 18 единиц автотранспорта уже продемонстрировали на прошлой неделе представителю «Росдорлизинга», прилетевшему из столицы. Тем не менее, как рассказали нам в самой компании, пока он никаких бумаг о передаче машин подписывать не станет и будет действовать исключительно в интересах «Росдорлизинга».
«Мы отсудим своё имущество и вернём затраты. Сейчас мы уже подали заявление на признание компании банкротом, – заявил Таубе. – Если произойдёт чудо и мы подпишем с правительством апрельский договор, естественно, уже с другими суммами, то автобусы останутся в Иркутске как памятник иркутского хозяйствования», – заключил он.