Сумма технологий
«Сибирский энергетик» побывал в региональной демонстрационной аудитории энергоэффективности
Какую пользу для кошелька принесёт покупка плиты высокого класса энергоэффективности? Как сделать офис «зелёным», а в быту экономить не только электричество, но и воду, тепло и другие ресурсы? Это лишь малая часть вопросов, ответы на которые можно получить в демонстрационно-образовательном центре инноваций, энергосбережения и энергоэффективности, который не так давно открылся в НИ ИрГТУ. В роли школьников или студентов, пришедших в него на лекцию, пытались вжиться корреспонденты «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ и Дмитрий ДМИТРИЕВ.
«56 ДА энергоэффективности». Так именуется проект Министерства образования РФ и ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго, в рамках которого в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете открылся образовательный центр инноваций и энергосбережения. В названии скрывается не написанное заглавными буквами междометие, выражающее согласие, а всего лишь аббревиатура, которая расшифровывается довольно просто: «демонстрационная аудитория». Первая из них открылась в Красноярске ещё в 2011 году, затем подобные центры были организованы во многих других российских городах. Осенью нынешнего года пришла очередь Иркутска: 8 октября, когда в Сибэкспоцентре проходила выставка «Энергосбережение», в НИ ИрГТУ была торжественно открыта демонстрационная аудитория.
Побывать в ней могут многие: от школьников, которые обучаются по дополнительным программам, и студентов до слушателей курсов повышения квалификации и специалистов в сфере ЖКХ. Заслуга в этом принадлежит Иркутскому центру научно-технической информации, подготовившему концепцию демонстрационно-образовательного центра, региональному правительству и руководству политеха, вложившему 3 млн. рублей из внебюджетных средств на приобретение оборудования для обучения. Для того чтобы разместить все наглядные пособия, отвели помещения на втором и третьем этажах технопарка НИ ИрГТУ.
«Пассивный» дом в разрезе
Экскурсия для слушателей курсов повышения квалификации, участниками которой за компанию стали корреспонденты «Сибирского энергетика», начинается в зале на третьем этаже. Информация на стендах посвящена эффективным технологиям в большой энергетике и строительстве. Здесь, к примеру, можно узнать, что для горожан в Иркутской области киловатт-час электроэнергии обойдётся в 82 копейки, а львиную долю выработанного в нашем регионе электричества потребляют промышленные предприятия.
Один из партнёров НИ ИрГТУ, в частности, демонстрирует, какие трубы можно использовать при прокладке сетей тепло- и водоснабжения, чтобы сократить до минимума потери энергоресурсов. Здесь и труба с пенополиуретановой изоляцией, которую применяют достаточно широко, и короткий отрезок трубопровода с греющим кабелем – в наших краях подобное пока считается экзотикой. Несколько шагов, и мы у наглядного пособия в прямом смысле этого слова: на стенде рядами выстроились светодиодные лампочки и классические лампы накаливания, маркированные по мощности.
«Сразу скажу, что одна из них – это всего лишь образец: вы знаете, что лампочки на сто ватт уже запрещены, – рассказывает заведующий кафедрой инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения НИ ИрГТУ, директор инновационного центра «Энергоэффективность» Михаил Толстой. – Но я поразился, когда в магазине увидел «теплонагреватель различного назначения» – ту же самую лампу накаливания. Они и на сто пятьдесят ватт бывают, и на двести». Говоря это, Михаил Юрьевич нажимает на кнопки под светодиодным источником света, который потребляет лишь семь ватт мощности, и лампой накаливания на 75 Вт. Они загораются, и тут же включается амперметр, показывающий, какая сила тока требуется для обеих ламп. Для светодиодной хватает 18 мА с небольшим, тогда как при включённой лампе накаливания цифры колеблются вокруг 130 мА.
Мы же переходим к макету офисного здания в разрезе, где в миниатюре показана начинка современного «пассивного», или «умного», дома. Подсветка выхватывает крошечную модель рекуператора тепла – устройства, которое отбирает с улицы холодный воздух и нагревает его за счёт тёплого воздуха, исходящего от внутренних помещений. В подобном здании, только выполненном в натуральную величину, максимально используется и естественное освещение. К примеру, в подвал ведёт шахта с многочисленными отражателями, так что туда попадает солнечный свет. Искусственное освещение при этом потребляет минимум энергии – в системе используются светодиоды.
О том, как в подобных домах сохраняется тепло, рассказывает следующий стенд. На нём стоят три плексигласовые коробочки, наполненные различными теплоизоляционными материалами – эковатой или целлюлозным утеплителем, более традиционной минеральной ватой и пенополистиролом. От каждой отходит трубка, в которой покоится небольшой ворсистый полый шарик. Стоит подать снизу горячий воздух, и два из них – в тех прозрачных кубах, где лежит целлюлозный наполнитель и минеральная вата – устремляются вверх. Недостаток минваты виден сразу: шарик вращается в струях горячего воздуха. А полистирол, в чём можно убедиться самому, воздушный поток не пропускает.
«Мечта» ещё долго будет мечтать»
«Здесь продемонстрированы технологии, которые в большей степени можно использовать в быту, – говорит Толстой, открывая дверь зала на втором этаже. И тут же показывает на потолок: – Обращаю внимание: здесь для освещения используются светодиоды». Под их светом выстроились наглядные пособия, представляющие ничуть не меньший интерес, чем то, что выставлено этажом выше. Сразу в глаза бросается макет небольшого дома с вертикальными ветрогенераторами на крыше. Если обойти его с другой стороны, можно увидеть модели солнечных панелей и теплового насоса – того оборудования, которое позволяет существовать автономно от централизованных электрических и тепловых сетей.
Михаил Юрьевич тем временем демонстрирует большой сенсорный экран, на который можно вывести всевозможные материалы по энергосбережению: новости, обзоры законодательства, советы, полезные в быту и на предприятии. Заложены в компьютер и обучающие программы для школьников. К примеру, на мониторе можно увидеть мультфильмы с призывами экономить электричество и другие ресурсы, которые были сняты творческим объединением «Экран» ещё в восьмидесятые годы. Наверное, современных детей подобной анимацией не удивишь, но лозунги и советы, звучащие в видеороликах, актуальности не потеряли и по сей день.
Другие наглядные пособия, впрочем, куда современнее – это образцы привычной нам бытовой техники разных классов энергоэффективности: пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, электроплиты… Рядом красуются огромные холодильники Indesit и Bosch – одинаковая высота, один и тот же объём, сопоставимые функции. Разница только в том, что первый за год потребляет 496 кВт-ч электричества, что соответствует классу энергоэффективности B, а второй, с наклейкой A++, – лишь 219 кВт-ч.
– Для большей наглядности мы обычно показываем две плиты, – объясняет собравшимся директор ИЦ «Энергоэффективность». – Это «Мечта» (хорошее название) и «Сименс». Данные об их электропотреблении через специальные датчики и приборы учёта выводятся на сенсорный экран. На первом этапе можно видеть, что «Сименс» потребляет несколько больше энергии, но вы не успеете оглянуться, как вода в кастрюле вскипит, тогда как «Мечта» ещё будет долго…
– …мечтать, – шутливо подсказывает кто-то из аудитории.
– Да, мечтать. И потреблять электроэнергию.
Пока происходит разговор, на экране возникает график с двумя линиями. Зелёная демонстрирует, как работает плита Siemens, красная – сколько электричества требуется отечественной «Мечте». Действительно, сначала резко растущая кривая свидетельствует не в пользу импортной техники, но затем она постепенно уходит вниз, тогда как красная линия стабилизируется и образует «полку». Рядом мелькают цифры: сколько киловатт-часов и рублей вы сэкономите до 2014 года, если поменяете старую печку с обычными электрическими конфорками на современную плиту со стеклокерамической рабочей поверхностью. Можно заметить ещё один параметр: насколько сократятся выбросы в атмосферу оксида углерода от ТЭЦ, дающих, в отличие от работающих в основном на нужды заводов гидравлических станций, энергию для жилья. Ещё до того, как пришли слушатели, проводили пробный эксперимент, и оказалось, что экономия с учётом действующих в Иркутской области невысоких тарифов составит 126,28 рубля. Если, конечно, вы будете использовать только одну конфорку исключительно для того, чтобы вскипятить немного воды.
Солнце, воздух и вода
Далее представлена техника, позволяющая экономить не в быту, но на работе, – техника для «зелёного» офиса. На обычном столе размещены компьютер, монитор и принтер, соответствующие последним мировым стандартам в области энергоэффективности, лампа со светодиодами всего лишь на три ватта, а также часы и калькулятор, работающие от солнечных батарей. Плакат, висящий рядом на стене, рассказывает, как можно существенно снизить не только расход ресурсов, но и затраты на содержание офиса. Для этого нужно сделать несколько простых вещей: пользоваться обычной посудой вместо одноразовых тарелок и стаканчиков, перейти на электронный документооборот и печатать необходимые бумаги на двух сторонах листа, разделять мусор перед утилизацией.
Наконец, при посещении демонстрационной аудитории можно узнать, как без особых усилий экономить воду, что немаловажно даже в городе, расположенном в 70 километрах от Байкала. Мы подходим к обычному, на первый взгляд, умывальнику. Правда, привычный смеситель на нём дополняют загадочные кнопки и огоньки, а под раковиной можно увидеть узкие баки с прозрачными стенками, на дне которых лежат голубые поплавки. «Сейчас горят пять лампочек, означающие те процедуры, которые вы обычно выполняете: наносите зубную пасту, чистите зубы, бреетесь и так далее, – сообщает Толстой. – Это демонстрация того, что происходит, когда вы просто включаете воду и ничего не делаете». Поплавок в баке, который начинает заполняться, довольно бодро устремляется вверх. Во втором случае, когда вода подаётся порциями, достаточными для того, чтобы, скажем, ополоснуть руки или намочить зубную щётку, расход воды существенно меньше. Визуально – раза в четыре.
Точку в экскурсии ставит демонстрация солнечного коллектора, который служит для нагрева теплоносителя, идущего на нужды отопления или горячего водоснабжения. «В нашем регионе, естественно, система должна быть двухконтурной, – подчёркивает лектор. – В роли теплоносителя в коллекторе выступает этиленгликоль или спирт, который поступает в теплообменник, откуда выходит уже теплоноситель для системы отопления помещения или здания». На стене в технопарке пока висит техника немецкой фирмы Viessmann, впрочем, специалисты из самого НИ ИрГТУ разработали собственный вариант солнечного коллектора, отличающийся повышенной эффективностью.