«Концептуальное решение»
Проблемами теплоснабжения Байкальска занимаются эксперты
ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината может быть включена в состав инфраструктуры особой экономической зоны «Ворота Байкала». По крайней мере, такую возможность рассматривают в ООО «ВЭБ-Инжиниринг», которое курирует работы, связанные с остановкой БЦБК и ликвидацией накопленного им загрязнения. В правительстве Иркутской области тем временем намереваются до конца нынешнего года рассмотреть новые варианты теплоснабжения Байкальска. Помимо строительства новых теплоисточников, возможность которого нельзя сбрасывать со счетов, одним из них может стать установка водогрейных котлов на станции, отапливающей город.
«Мы собрались обсудить серьёзную проблему, которая существует уже не первый год, – сообщил министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Евгений Селедцов, открывая совещание, проходившее 7 октября. – Схема теплоснабжения Байкальска, как вы знаете, завязана на единственный теплоисточник, который работал на производственный цикл и выдавал тепло на город по остаточному принципу». Этим источником была и остаётся ТЭЦ БЦБК, построенная ещё в 1965 году. Она оборудована тремя турбинами и девятью котлами, из которых лишь четыре числятся за теплоисточником, но использовались для варки целлюлозы, ещё четыре предназначены для выработки пара, с помощью одного утилизировали древесные отходы.
Многовато будет
Установленная тепловая мощность станции составляет 563 Гкал/ч (в старых источниках, которые можно встретить в открытом доступе, сказано о 352 Гкал/ч). Электрическая мощность при таких параметрах сравнительно невелика: сейчас действуют три турбины, две из которых выдают по 12 МВт, а одна – 25 МВт. При этом состояние оборудования оставляет желать лучшего, что подтверждают и результаты проведённого в феврале-марте нынешнего года обследования, и тот факт, что с 2003 года надзорные ведомства выдали руководству ТЭЦ 98 предписаний, на исполнение которых, по информации «ВЭБ Инжиниринга», необходимо 960 млн. рублей. Выполнено, кстати, было лишь 35 из них. При этом один энергетический котёл уже пришлось остановить по той причине, что закончился срок действия разрешения на его эксплуатацию. Летом нынешнего года Селедцов заявил: ещё три могут быть в 2014 году выведены из эксплуатации по предписанию Ростехнадзора. Необходимо учитывать, что затраты на экспертизу промышленной безопасности только для одной энергоустановки составляют около 50 млн. рублей.
В условиях, когда градообразующее предприятие остановилось, мощность ТЭЦ оказалась избыточной. Впрочем, даже в те времена, когда БЦБК работал, нагрузка на станцию зимой колебалась в пределах 120–126 Гкал/ч. В ОГКУ «Центр энергоресурсосбережения» подсчитали: 60 Гкал/ч забирал комбинат, 50–55 уходило на нужды города, ещё 10 Гкал/ч требовалось на нужды тех объектов, что расположены на промышленной площадке предприятия и работают в настоящее время. В том, что касается потребностей Байкальска, оценка «ВЭБ Инжиниринга» выглядит скромнее: представитель компании Андрей Булкатов сказал о 43 Гкал/ч. В перспективе объекты особой экономической зоны «Ворота Байкала», в которой пока зарегистрированы два резидента (туристическая компания «Гранд Байкал» и группа «Илим»), могут дать нагрузку, сопоставимую с той, что давал остановленный ныне БЦБК.
Сложность заключается в том, что минимальная нагрузка для трёх пока ещё действующих котлов составляет от 40 до 55 Гкал/ч. Но такой режим их работы оптимальным точно не назовёшь, и потребление ими угля резко возрастает. Данные, которые в августе приводило министерство жилищной политики и энергетики, таковы: когда предприятие работало, в день уходило 243 тонны угля, после его остановки требуется уже 680 тонн топлива. Первая цифра учитывалась, когда был установлен тариф для потребителей Байкальска (кстати, один из самых низких в области: жители города с 1 июля 2013 года платят за гигакалорию 781,25 рубля, для остальных цена составляет 796,7 рубля). Для того чтобы компенсировать эту разницу и не допустить резкого скачка в стоимости тепла, необходимо 250–270 млн. рублей в год. «Это 12% от общего объёма на всю Иркутскую область», – подчеркнул Селедцов. Получить необходимую дотацию планируют из федерального бюджета – на этот счёт уже имеется предварительная договорённость с правительством России, но окончательное решение ещё не принято. Пока же запас угля, который накоплен перед отопительным сезоном 2013-2014 годов (свыше 15 тыс. тонн), был закуплен за счёт кредитной линии Внешэкономбанка.
ТЭЦ в правовом поле
Но меры, предпринятые ключевым кредитором БЦБК, не решают всех существующих проблем в системе теплоснабжения Байкальска и тех сложностей, которые неминуемо возникнут в будущем. Помимо единственного теплоисточника, построенного почти 50 лет назад в первую очередь для нужд комбината, существуют ещё городские тепловые сети, изношенные донельзя. Заведующий лабораторией трубопроводных и гидравлических систем Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Николай Новицкий, под руководством которого были подготовлены рекомендации по нормализации работы системы теплоснабжения Байкальска, рассказал, что в силу высоких потерь до потребителей не доходит до 20–30% проектной нагрузки. Дело не только в плохом состоянии трубопроводов, но и в нарушении практически всех параметров режима работы сетей: давление в них превышает предел по раздавливанию отопительных систем, напора недостаточно, температурный график сильно отличается от проектного, равно как и скорость течения горячей воды.
«У нас были предложения, учитывающие лишь существующие мощности, – заметил Новицкий. – К примеру, это минимальная перекладка сетей (полторы-две сотни метров), покупка дополнительного насоса для головной насосной станции (НГВ-1 или НГВ-2), чтобы установить его на обратную магистраль. Но, к сожалению, того оборудования, которое есть в рекламных проспектах, [у поставщиков] в наличии нет: его начинают изготавливать только по заказу, потом поставляют и монтируют». Реализовать подобное мероприятие до наступления зимы не представляется возможным, но эксперты настаивают, что сделать это надо к следующему отопительному сезону. Они также рекомендуют довести до конца проект по строительству тепломагистрали, объединяющей первую, третью и четвёртую насосные станции. Его в конце девяностых годов разработал СИБГИПРОБУМ, предложивший построить трёхкилометровый трубопровод диаметром 500 мм. Впоследствии был возведён лишь километр трубы.
Селедцов добавил, что необходимо найти «концептуальное решение», связанное с модернизацией существующей ТЭЦ БЦБК либо строительством новых теплоисточников. Перечень альтернатив действующей станции не претерпел особых изменений за то время, что прошло с мартовской конференции «Повышение эффективности систем теплоснабжения на примере Байкальска». Он по-прежнему предполагает либо возведение небольших угольных теплоисточников, либо достройку электрической котельной, либо монтаж установок на генераторном газе (а в перспективе, возможно, и на природном) и, наконец, применение альтернативных технологий вроде теплонасосных установок и плёночных нагревателей. Последний вариант, подчеркнул Селедцов, рассматривается лишь в качестве дополнения к традиционным вариантам схемы теплоснабжения.
Достройку электрической котельной, которую в 2009 году начало возводить ОАО «Иркутскэнерго», посчитали нецелесообразной: экономически обоснованный тариф на ней составит 2,5–3 тыс. рублей. К тому же сроки действия экспертизы по этому проекту уже истекли, вдобавок возросла стоимость технологического присоединения к электрическим сетям. Появление небольших угольных теплоисточников, о которых говорили ранее, на практике неосуществимо. «По Федеральному закону «Об охране озера Байкал» любое промышленное строительство [на побережье] запрещено, – напомнил собравшимся заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер «Иркутскэнерго» Евгений Новиков. – Но федеральный закон не понуждает закрывать действующие предприятия, поэтому, если мы хотим работать в нормальном правовом поле, нужно делать ставку на то, что должен остаться единый источник теплоснабжения – ТЭЦ БЦБК». Впрочем, министр жилищной политики и энергетики Иркутской области отметил, что по итогам одного из совещаний у заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича Министерству регионального развития РФ было дано поручение подготовить поправки к перечню разрешённых на Байкале видов деятельности, чтобы в нём была учтена возможность строительства теплоисточников.
Так или иначе, новые варианты теплоснабжения Байкальска в правительстве Иркутской области планируют рассмотреть до конца нынешнего года. Одним из наиболее вероятных представляется установка водогрейных котлов на ТЭЦ БЦБК – эту идею в марте выдвигал Евгений Фёдоров, возглавлявший тогда «Иркутскэнерго». Аналогичную рекомендацию выдали по итогам обследования станции. А 8 октября генеральный директор «ВЭБ Инжиниринга» Дмитрий Шейбе сообщил, что станцию, канализационные очистные сооружения и водозабор Байкальска планируют включить в состав инфраструктуры особой экономической зоны «Ворота Байкала». По его словам, уже существует договорённость об этом с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко и Министерством экономического развития РФ.