На бумаге и в жизни
По поручению областной антинаркотической комиссии в конце прошлого учебного года в 732 школах 42 муниципальных образований региона проведено анонимное социологическое обследование учащихся 8–10 классов.
«Хочу попробовать»
Анкета включала в себя 10 вопросов, которые раскрывали остроту проблемы с наркотиками в подростковой среде, показывали механизм наркозаражения и выявляли возраст «первой пробы». Подобные опросы среди детей и подростков 13–17 лет проводятся в школах второй год подряд, и это позволяет перейти от статистики к изучению динамики в развитии ситуации с распространением наркотиков среди старшеклассников и более эффективно планировать профилактическую работу.
В 2012-2013 учебном году было изучено мнение 49355 школяров Приангарья (опрошено на семь тысяч несовершеннолетних больше, чем в предыдущем году). Большинство ребят (58%) считают, что проблема наркотиков в наших городах и весях стоит не острее, чем везде. Но школьники из городов Зимы и Усолья-Сибирского, а также Боханского района отдают себе отчёт: нар-комания распространяется угрожающими темпами. Выяснилось также, что каждому шестому подростку уже предлагали попробовать наркотик. Но большинство (90,3%) отказались от столь «заманчивого» предложения. При этом число тех, кто готов испытать действие дурманящих веществ на себе, за последний год увеличилось примерно на полпроцента. В целом к так называемой нулевой группе (школьники, которые с наркоманами не общаются и этой темой вообще не интересуются) исследователи отнес-ли 91,4% респондентов. Но 4240 старшеклассников (8,6% опрошенных) положительно ответили на вопрос: «Пробовали ли вы наркотические вещества?» При этом за год число потребителей наркозелья среди учащихся школ региона вырос-ло на 3,2%.
Исследователи условно разделили всех, кто успел на себе испытать действие дурманящих веществ, на три группы. К группе слабого риска они отнесли ребят с позицией «хочу попробовать» и «пробовал, но перестал употреблять» – таких оказалось 2870 человек (5,8%). И это на 834 подростка (0,8%) больше, чем было годом раньше. Группа среднего риска (те, кто написал в анкете: «Употребляю время от времени») включает в себя 1126 ребят (2,3%). В 2012 году таких старшеклассников было 468 (1,2%). В группу повышенного риска вошли 246 учащихся (0,5% респондента) – они честно признались, что употребляют наркотики регулярно. Среди них 160 юношей и 83 девушки. По сравнению с прошлым годом число постоянных потребителей среди школяров выросло на 0,1%. Исследователи предполагают, что эти ребята уже испытывают зависимость от наркотиков.
В зону повышенного риска вошёл прежде всего областной центр. В 2012-2013 учебном году 187 иркутских школьников написали в анонимных анкетах, что употребляют наркотики регулярно. И это тем более печально, что год назад таких признаний было на 179 меньше. Наркозависимые старшеклассники выявлены также в учебных заведениях Ангарского района (17 ребят), города Братска (10 подростков), Усть-Кутского и Слюдянского районов (пять и четыре школьника соответственно). В Усть-Удинском, Черемховском, Чунском, Тайшетском районах и городе Тулуне выявлено при анонимном опросе по три больных наркоманией подростка. Двое учащихся из Бодайбинского района и по одному из Нижнеилимского, Братского, Шелеховского, Эхирит-Булагатского районов также признались в своём пристрастии к искусственному кайфу. В группе повышенного риска оказались, кроме того, шелеховские и усть-илимские школяры.
Легче попасть в болото, чем выбраться из него
Что побуждает детей попробовать наркотик? Ответы на этот вопрос год от года не меняются: «За компанию», «Из любопытства», «От нечего делать», «Просто интересно», «Чтобы получить удовольствие». Некоторые признаются: «Хотелось уйти от личных проблем». Перечень самых популярных мест, где происходит «первая проба», тоже остаётся прежним. На улице, во дворе и в подъезде «познакомились» с наркотиками 37% опрошенных. В гостях у друзей и знакомых приобщились к зелью 17% ребят. На дискотеках и в клубах впервые испытали кайф 14% респондентов, ещё 13% старшеклассников попробовали отраву на природе, за городом.
Механизм наркозаражения подростков давно известен. Учащимся в анкетах был предложен вопрос: «Кто впервые предложил вам попробовать наркотик?» И 67% ответили: «Друзья, с которыми я встречаюсь после учёбы». Или: «Кто-то из знакомых». Мода, нормы поведения группы, социальное окружение подростков – всё это имеет самое непосредственное отношение к вопросу о факторах риска. Министерство образования Иркутской области пришло к выводу, что в приобщении учащихся к наркотикам виновато массовое распространение «дури» за пределами образовательных учреждений. А отсюда и пожелание – усилить профилактическую работу не только в учебных заведениях, но и за их стенами, жёстко пресекать наркоторговлю в регионе в целом, а особенно вовлечение несовершеннолетних в наркосреду. И, конечно, больше внимания уделять организации досуга детей.
В каком возрасте следует начинать профилактическую работу с детьми – предупреждать их о вреде наркотиков, учить говорить «нет» в ответ на сомнительные предложения? Как показал опрос, начинать надо с младшего школьного возраста, естественно, с учётом психологических и физиологических особенностей малышей. Социологическое исследование показало: 217 ребят (0,4% респондентов) впервые попробовали наркотик в пятом-шестом классах или ещё раньше. Наиболее опасным в плане приобщения к наркокультуре признан возраст от 12 до 15 лет. 1180 учеников (2,3% опрошенных) в прошлом году именно в этом возрасте впервые испытали на себе воздействие психотропных веществ. Подростки старше 15 лет чуть меньше склонны к сомнительным экспериментам со своим здоровьем: попробовать наркотик решились 834 учащихся 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ (1,7% участника опроса).
Как глубоко завязли школяры в наркоболоте? Известно, что попасть в него куда легче, чем выбраться на волю. Судя по ответам в анкетах, 84% подростков успели пожалеть о том, что поддались искушению. Уже второй год такое количество ребят признаются, что желают отказаться от пагубного пристрастия. Очевидно, эти дети нуждаются в помощи, о чём взрослые, возможно, и не догадываются. Но 16% юных респондентов отказываться от искусственного удовольствия не намерены, о чём и сообщили в анонимных анкетах.
О том, какие наркотики предпочитают нынешние школьники, можно лишь догадываться – такой вопрос старшеклассникам не предлагался. Однако ответ на него напрашивается сам при изучении анкет. В 2012-2013 учебном году выявлено больше ребят, которые принимают дозу от одного до трёх раз в неделю. Возможно, это связано с употреблением так называемых синтетических наркотиков – они дают более длительный эффект, а физическая зависимость при их приёме возникает позднее. К сожалению, по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось также число подростков, которые не могут обойтись без дозы искусственного кайфа ни одного дня. А тут уже пахнет зависимостью от тяжёлых наркотиков – опиатов.
Сети расставлены. Что дальше?
Рекомендации, которые дают специалисты после обработки данных социологического исследования, не отличаются оригинальностью: усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних во всех муниципальных образованиях и не забывать при этом о межведомственном взаимодействии.
В настоящее время разработано межведомственное соглашение по реализации механизма социальной реабилитации больных наркоманией. Его участниками являются руководители силовых структур (нар-коконтроля, МВД, службы исполнения наказаний) и областных министерств, ведающих вопросами образования, молодёжной политики, здравоохранения, социального развития, труда и занятости. Первым этапом в реабилитационной работе признано как раз выявление потребителей наркотиков, которых необходимо мотивировать на лечение. Эти шаги должны предварять медицинскую помощь, саму социальную реабилитацию и последующее сопровождение больных, прошедших курс восстановления. В соглашении прописаны обязательства всех сторон на каждом из этапов. Для выявления несовершеннолетних потребителей наркотиков министерство образования региона как раз и взялось ежегодно проводить анонимное анкетирование учеников 13–17 лет. С детьми, оказавшимися в группе риска, как и с их родителями, затем должна проводиться усиленная профилактическая работа: будут составляться индивидуальные программы сопровождения каждого ребёнка, при согласии родителей с подростком предстоит заниматься психокоррекционной работой. Во всех школах региона сегодня созданы наркопосты (посты здоровья), которые призваны выявлять проблемных детей и работать с ними.
Молодёжь из группы риска, покинувшую школьные стены, таким же образом, через анкетирование, выявляют в вузах и ссузах – за организацию этих опросов отвечает министерство по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области. 63 кабинета профилактики социально-негативных явлений созданы в высших и средних учебных заведениях региона.
Но, кроме социального опроса, студенты и школьники будут проходить ещё и медицинское тестирование методом электропунктурной диагностики с помощью комплекса «Лира-100» и вегетативно-резонансного аппарата «ИМЕДИС-Тест». Это позволит выявить среди учащихся потребителей пяти видов наркотиков. Силовикам же предстоит не только выявлять наркозависимых, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних или уже преступивших закон (этим они занимались всегда), но и передавать информацию о детях из группы риска специалистам в области реабилитации.
И наконец, стоит упомянуть о созданной в регионе единой круглосуточной службе телефона доверия по проблемам наркозависимости. Если чей-то ребёнок проскочил через расставленные наркоборцами сети и нуждается в помощи, можно позвонить по телефону 8-800-350-00-95. Хотя, если честно, на помощь многочисленных структур, формально имеющих отношение к организации работы по реабилитации нар-козависимых, вряд ли стоит сегодня надеяться всерьёз. По одной простой причине: система помощи попавшим в беду людям через реабилитационные центры в регионе пока отсутствует.