«Мне показалось, что я побывала на Луне»
Спросите себя, что мы празднуем 4 октября? 56 лет назад была открыта космическая эра человечества, запущен первый искусственный спутник Земли. Иркутск не обижен космическими темами. Как правило, журналисты к «космическим» праздникам вспоминают стандартный минимум – переименование Вузовской набережной в бульвар Гагарина, первую учительницу Гагарина Нину Кондратенкову, которая работала в нашем городе, астероид «Ирпедина». Но если заглянуть в архивы, то узнаешь много новых, нигде не озвученных фактов о «космическом Иркутске».
«В 19 часов 03 минуты раздаётся возглас: «Летит, летит»
«Сегодня наш 5 «А» был на лекции «Полёт на Луну». Рассказ был фантазией, но нам он понравился. Мне показалось, что я побывала на Луне. С этого дня мы будем больше знакомиться с рассказами о Луне, и, может быть, кто-нибудь из нас полетит», – этим строчкам более полувека. Написала их когда-то школьница из Иркутска II Нэлла Самодурова. Что с ней стало, как прожила она свою жизнь, мы уже не узнаем. Но осталась эта запись, сделанная 24 февраля 1957 года в книге отзывов Иркутского планетария. Фиолетовые чернила, неровный, но старательный почерк ребёнка. В нём – мечта целого поколения о космосе. И вера – когда они вырастут, люди уже точно будут жить на Луне. Оставалось несколько месяцев до того, как СССР откроет космическую эру – запустит на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли.
Год 2013. Пытаюсь выяснить в одной из соцсетей, какой праздник приходится на 4 октября. День тигра, день учителя, день улыбок, день обстрела Ельциным Верховного Совета – вспоминают мои друзья, хорошие, умные люди. День запуска первого спутника (День космических войск России, как называется он теперь) указывают трое. Значит, помнят. С учётом того, что праздник
4 октября так и остался полуофициальным, а космонавтов мы чествовали всегда 12 апреля, эта память особенно ценная.
Первое сообщение в «Восточке» об этом событии встречается только 7 октября 1957 года, когда в «Правде» уже была дана «отмашка» – вышла большая передовица: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый искусственный спутник Земли… По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли и его полёт можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего солнца при помощи простейших оптических инструментов (биноклей, подзорных труб и т.п.)».
В общем, после этого иркутяне и прильнули к трубам, биноклям. Иркутские поэты сочиняли трогательные стихи: «Мир ещё раз изумился – слухи дивные дошли. Новый спутник появился в стратосфере у Земли!» Или ещё вот так: «Вот Нью-Йорк, вот Иркутск, вот Париж… Ты над миром, как голубь, паришь. Млечный тянется бороздой, Млечный хвалится новой звездой. Предутренняя пора, лишь работает Ангара. Да из космоса на мосту ожидаю я нашу звезду. Расписание выдержав в срок, ты транзитом идёшь на восток. Я трубу на зенит навожу и гляжу на тебя, гляжу…»
Астрономическая обсерватория ИГУ, в отличие от газет, приняла сигналы спутника уже 5 октября в 17.45 – спустя всего несколько часов после утреннего сообщения о запуске. У приёмника дежурил старший научный сотрудник Арктур Язев. «Вначале на плёнке слышны лишь атмо-сферные разряды, помехи, характерный эфирный шум. Но вот прослушивается что-то новое, какие-то прерывистые сигналы…Они нарастают, уже слышна яркая тональная периодичность…» В астрономической обсерватории ИГУ до сих пор хранится один из приёмников, которые принимали сигналы первых спутников.
В первые дни в обсерватории было зафиксировано 43 оборота спутника, визуально наблюдать его не удавалось: несмотря на «барьер» из 15 астрономических труб, плохая погода не дала шанса. «Накапливаются интереснейшие результаты и данные Иркутска – одни из важнейших. Об этом уже сообщила Москва», – тем не менее писала газета. 27 октября погода оказалась лучше и студенты 3 курса физико-математического факультета ИГПУ наблюдали ракету-носитель в небе над Иркутском со стадиона «Авангард». «В 19 часов 03 минуты раздаётся возглас: «Летит, летит», – писал старший преподаватель ИГПИ Алексей Каверин. – Действительно, на юго-западе, на фоне догорающей вечерней зари показывается очень яркое светило желтоватого цвета, созданное разумом труда нашего советского человека…» «Восточно-Сибирская правда» объявила конкурс на лучший рисунок о первом спутнике. Газеты немного лукавили, когда писали: «Самой большой популярностью у иркутян пользуются лекции по декабрьскому Пленуму ЦК КПСС о трудовом законодательстве, об искусственных спутниках Земли и межпланетных путешествиях». Впрочем, насчёт спутников и межпланетных путешествий, очевидно, была правда.
В Иркутском планетарии в те дни сразу же появилась новая лекция – «Искусственный спутник Земли». Спутники в те годы запускались один за другим, и в городе была организована станция оптических наблюдений за искусственным спутником Земли, возглавил которую Александр Мелешко. А в январе 1959 года советская ракета полетела к Луне. «Но вот лектору потребовалось объяснить слушателям траекторию сближения космической ракеты с Луной, пути ракеты к Луне на карте звёздного неба… – зрители замерли в ожидании, а вместе с ними и журналист областной газеты. – Сергей Васильевич Филиппов берёт «Правду» за 12 января, где напечатаны схемы полёта ракеты, вставляет газету в специальный аппарат «Эпидиаскоп», и во много раз увеличенный рисунок появляется на экране… С чувством удовлетворения за нашу советскую науку и технику покидают Иркутский областной планетарий его посетители». В сентябре 1959 года, когда советская ракета достигла Луны, радовалась вся страна, Иркутская область не стала исключением. Впервые передовица была посвящена только Луне! Все, включая шахтёров, кукурузоводов, бетонщиков, писали восторженные строки. Один бетонщик с Братской ГЭС даже обратился в стихах к Герберту Уэлссу:
«На мироздание начата атака:
Сперва Луна, затем Венера, Марс…
Теперь «машина времени», однако,
Рентабельно работает на нас.
Космической ракетой мчит эпоха!
И, проживи Вы лет до ста, вполне
Реальный Вы б смогли роман
отгрохать
О первых русских людях на Луне!»
В тот самый год, когда пришла в Иркутский планетарий пятиклассница Нелла, побывал там и другой посетитель. Возрастом он был куда как старше. Изъявил желание увидеть звёздный дом архиепископ Палладий, его тоже сильно заинтересовал запуск первого спутника. Он просил «оказать содействие духовенству в посещении планетария». Осталась в книге отзывов его скромная запись: «Сегодня впервые я и мои сослуживцы побывали в планетарии, предупредительный приём администрации и дирекции нас пленили, а данные науки не смутили. Спасибо. Архиепископ Палладий». Это был серьёзный шаг для архи-епископа – ведь планетарий размещался в здании бывшей Троицкой церкви. Сегодня нет Иркутского планетария, ушёл из жизни и архиепископ Палладий, а его запись так и хранится в архивах. Кто-то из лекторов, посчитав, что подпись владыки неясная, сделал свою в скобочках «Архиепископ Палладий». На добрую память.
«Звание «Всемирного героя»
Не хотелось бы вновь перечислять космические «фишки», которые связаны с нашим городом. И судьба Нины Кондратенковой, и переименование набережной описаны в прессе не один раз. Но это лишь малая часть, то, что осталось в памяти. А сколько всего ещё лежит в архивах… В те дни в Москву из Иркутска ушли тысячи писем и теле-грамм. Иркутянин Сидор Харитонович Павленко просил Хрущёва выйти с ходатайством в ООН, чтобы Гагарину присвоили звание «Всемирного Героя». Популяризатор астрономии Алексей Каверин тогда был уверен: ещё несколько десятков лет, «и наши далёкие потомки поведут гигантские фотонные корабли за пределы Солнечной системы». В больницы привозили ребятишек: один упал из окна, пытаясь взлететь, как космонавт, другой надел горшок на голову: «А как космонавт без шлема?». Слава богу, никто серьёзно не покалечился. В Серебряковке Боханского района дети построили 7-метровую копию обелиска «К звёздам» из снега с деревянной ракетой на конце. Дети работали на стремянках, привязывались, чтобы не упасть с семиметровой высоты.
А ведь где-то в Иркутске должно храниться множество артефактов, связанных с первопроходцами космоса. Ещё в 1961 году иркутский диспетчер аэропорта Николай Митин писал в газету, что учился вместе с Титовым в селе Налобиха Алтайского края. Когда Титов стал известен на весь мир, Митин совершенно случайно встретил его в Москве и тот передал сибирякам письмо на собственной фотокарточке: «Дорогой Николай! – написал он. – Прошу тебя передать мой искренний привет всем соклассникам и дорогим землякам-сибирякам. У меня навсегда останутся в памяти воспитавшие меня замечательные люди школьных лет. Г. Титов, 20.08.61». Когда Титов в декабре 1961 года выступал в клубе ИВАТУ, будучи в Иркутске проездом из Монголии, иркутские мальчишки прилипли к окнам, протаивая «глазки», – им не хватило места в зале. В 1965 году геологи Нижнеудинской экспедиции обнаружили месторождение марганца. Это случилось в тот день, когда в космос поднялся Андриян Николаев. Месторождение было названо Николаевским. Когда летевший в Монголию самолёт Николаева и Терешковой на час сел в Иркутске, его окружили сотни иркутян.
«Ну вот и гордись, Приангарье, теперь и ты откомандировало в космические дали нашего мужественного земляка, – писала «ВСП» в январе 1969 года. – Теперь понятно, почему позывным словом «Союза-5» стало очень дорогое каждому из нас светлое слово «Байкал» – имя голубого ока Сибири». Так встречали в Иркутске полёт Бориса Волынова. Когда верстался номер с портретами «космического квартета» Союза-5, журналисты молниеносно отыскали иркутский адрес дяди космонавта Абрама Израилевича Волынова. Дядя был смущён таким вниманием. «Благодарю, благодарю, – он легонько высвобождает руку, чтобы достать из пробирочки успокоительную таблетку. – Расшалилось вот, – и прячет ладонь под лацкан пиджака. – А ведь догадывался же, предполагал…» Дядя гостил у Волынова в городке космонавтов и не мог не знать, чем тот занимается, а всё равно неожиданно свалившаяся слава разволновала его. Сам Волынов приехал в Иркутск в 1973-м, когда стал почётным гражданином города. Был немного смущён – увезли его из Иркутска в четырёхлетнем возрасте. Однако дружба с городом тянется до сих пор, последний визит космонавт совершил в Иркутск буквально на прошлой неделе.
Никто сейчас и не вспомнит, что когда-то имя кинотеатру «Баргузин» выбирали через газету, читатели присылали письма с названиями. И «Баргузин» чуть было не стал «Байконуром». Зато три года спустя на другой стороне Ангары встал новый кинотеатр. «По чёткому расписанию начал работать в Иркутске новый широкоформатный кинотеатр на улице Терешковой, названный в честь первой женщины-космонавта «Чайкой», – писали газеты. Сама же Валентина Терешкова переписывалась с иркутскими школьниками.
СМИ часто пишут о том, что в семье директора Астрономической обсерватории ИГУ есть открытка с автографом Гагарина. Между тем когда-то одна из семей Иркутска хранила записку Константина Циолковского. В 1977 году, когда праздновалось 120-летие со дня его рождения, в редакцию «ВСП» пришло письмо от Аркадия Белаковского. Он рассказал, что у него дома сохранилась записка Циолковского. Его отец, Михаил Белаковский, живший в своё время в Калуге, когда-то побывал в доме прославленного учёного. Просьба у него была одна: «написать записочку» – пропуск на юбилейный вечер учёного (билеты уже раскупили). Циолковский не отказал. «1932 г., 9 сентября. Прошу выдать товарищу Михаилу Семёновичу Белаковскому билет для входа на мой юбилей. К. Циолковский. Если можно, пять билетов для партийных». Аркадию Белаковскому посчастливилось дважды лично общаться с Циолковским, иркутянин вспоминал: «Словно живого вижу Циолковского, стоящего на трибуне… А как просто говорил он, каждое слово было понятно рабочим и крестьянам…» Живёт ли сейчас кто-то из рода Белаковских в Иркутске? Возможно, записка так и хранится в семье? Просим откликнуться.