«У нас законы гуманны»
Число тех, кто подаёт заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Иркутская электросетевая компания», ежегодно удваивается на протяжении последних нескольких лет. 90% заявителей относятся к льготным категориям, то есть к тем, у которых мощность энергопринимающих устройств не превышает 15 кВт. С учётом ограниченных ресурсов ИЭСК присоединение энергопринимающих устройств «льготных» заявителей к электрическим сетям сопряжено с рядом проблем, причины которых по большей части кроются в несовершенстве законодательства. В чём они состоят, выяснял Егор ЩЕРБАКОВ.
Только с начала 2013 года в адрес ИЭСК поступило 13554 заявки на технологическое присоединение к сетям. В общей сложности электрическим сетям, принадлежащим компании, необходимо передать около 1,826 ГВт мощностей. «В прошлом году количество заявок у нас удвоилось относительно позапрошлого года, в этом их число опять возрос-ло в два раза», – сообщает начальник службы развития и технологических присоединений Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов. Лидируют по числу заявителей Южные электрические сети – филиал, в который всегда поступало больше всего обращений. Удивления это не вызывает: в зону его деятельности входят областной центр и прилегающий к нему Иркутский район, которые развиваются наиболее бурно по сравнению с другими территориями региона и в которых на протяжении последних лет наблюдается значительный прирост населения.
Доля заявок, поступающих от «льготников» – тех, у кого заявленная мощность энергопринимающего устройства составляет менее 15 кВт, а находится оно не далее 300 м от сетей ИЭСК в городе и 500 м в сельской местности, – составляет 90% от всех обращений в компанию за технологическим присоединением. «Сейчас сроки выдачи договоров по такой группе заявителей законодательство РФ сократило с 30 до 15 дней, – говорит Вечканов. – А у нас при подобном объёме заявок технологическим присоединением занимаются 33 человека на всю компанию – именно это количество защищено в тарифе на технологическое присоединение. Хотя в практике над этим вынуждено работать множество других сотрудников компании, которые готовят технические условия на присоединение, проверяют их, подключают потребителей». Для сравнения: в примерно сопоставимом с ОАО «ИЭСК» по размерам территории присутствия ЗАО «РЭС» из Новосибирска вопросами технологического присоединения занимается почти в четыре раза больше специалистов.
«Электрификация» полей
Впрочем, проблема нехватки специалистов, по словам нашего собеседника, относится к разряду решаемых. Но в работе ИЭСК, связанной с технологическим присоединением «льготников», возникает немало других сложностей, которые являются практически неразрешимыми. Первая из них заключается в злоупотреблении правом со стороны заявителей, а точнее, посредников, которые их представляют. Вокруг технологического присоединения к электрическим сетям уже сложился свой рынок, участники которого за отдельно взятую плату (обычно от 10 тыс. рублей и выше, хотя льготное подключение стоит лишь 550 рублей) берут на себя подготовку всех необходимых документов и взаимодействие как с сетевыми компаниями, так и со сбытовыми. «Зачастую посредники вводят заявителей в заблуждение, говоря о сложности процедуры, и для рекламы своих услуг очень эффективно пользуются «сарафанным радио», – отмечает Вечканов. – Понятно, что есть люди, которым проще кому-нибудь заплатить, лишь бы самим этим не заниматься. Но в большинстве случаев у нас даже нет прямого контакта с заявителем – в заявках указан телефон посредника. А посредники в большинстве своём несговорчивы».
Бывает и так, что они подают на сетевую компанию жалобы от имени заявителя и без его согласия, хотя у последнего для этого нет оснований. Казалось бы, особой проблемы это не представляет, но есть одно «но» – энергетикам за невыполнение обязательств по технологическому подключению (в первую очередь – установленных законодательством сроков) грозит оборотный штраф. Потребитель при этом никакой ответственности не несёт: за то, что нет энергопринимающего устройства, которое должно быть присоединено к сетям, он разве что обязан будет выплатить относительно небольшую неустойку. «Рядом с Александровским трактом можно встретить уникальное явление – «электрифицированные» поля, – рассказывает ведущий инженер службы развития и технологических присоединений Иркутской электросетевой компании Олег Васильев. – Километров пять едешь – тянутся наши линии, но нет ни одного потребителя. И, наверное, долго ещё не будет». По данным Вечканова, количество заявок, по которым потребители не исполнили свои обязательства, исчисляется тысячами. «Хотелось бы, чтобы в законодательстве появились обоюдные меры ответственности, – продолжает он. – Но у нас законы гуманны, особенно в отношении физических лиц, поэтому мы планируем создать судебную практику, чтобы понудить заявителей или к подключению, или к выплате ущерба, причинённого такими действиями. К примеру, взыс-кивать с него реальную стоимость линии, потому что для нас единственный вариант возврата инвестиций – это тариф на передачу электроэнергии, а в подобном случае никто электричество не потребляет и за его передачу соответственно не платит».
Выпадающие доходы ИЭСК, возникающие в этой ситуации, складываются в немалую сумму: с 1 января 2007 года набежало свыше 4 млрд. рублей. Львиная доля этих денег приходится как раз на затраты по льготному технологическому присоединению потребителей, у которых мощность подключаемых к сети электроприборов не превышает 15 кВт. «Можно сказать, что сегодня тарифа нам не хватает где-то на 30%, – констатирует Вечканов. – Но были периоды, когда он окупал все расходы, однако тогда мы имели резервы».
«Понятно, что человек не сможет физически на всех 50 участках проживать»
При этом энергетики действуют строго в тех рамках, что установлены законодательством. А широкими их не назовёшь при всём желании: так, в правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утверж-дённых правительством РФ ещё в декабре 2004 года, сказано, что для юридических лиц, присоединяемая мощность которых не превышает 150 кВт, и физических лиц, если в их случае мощность составляет менее 15 кВт, срок выполнения всех мероприятий по технологическому присоединению не должен превышать четырёх месяцев. Конечно, при условии, что энергопринимающее устройство находится ближе 300 м к сетям энергетиков в городе и не далее 500 м в посёлке или деревне и не требуется выполнять мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой или подлежащие включению в инвестиционную программу. «Нам, как сетевой компании, по большому счёту не важно, будет там триста метров или триста три, пятьсот или пятьсот пять, – процедуры придётся проводить одни и те же», – замечает наш собеседник.
Выполнение всех обязательных процедур и согласование всех необходимых документов (в первую очередь касающихся землеотвода) с муниципальными властями и земле-владельцами во многих случаях занимают гораздо больший срок, чем отведён по закону. В Иркутской электросетевой компании подсчитали: в среднем на строительство линии классом напряжения 0,4 или 10 кВ уходит до полутора лет. Если же на её трассе оказываются землевладельцы, требующие за свои участки цены во много раз выше рыночных, разбирательства могут длиться годами. Вдобавок нередко получается так, что здание или любой другой объект, который потребитель собирается присоединить к сетям ИЭСК, находится на землях сельскохозяйственного назначения и местная администрация попросту отказывается согласовывать строительство линий электропередачи по ним. При этом продажа подобного рода участков из-за пробелов в законодательстве ничем не ограничена, а норма о том, что они подлежат изъятию в том случае, если в течение трёх лет не используются по назначению, на практике не работает.
«Эти земли не входят в состав земель муниципального образования, не попадают в схемы территориального планирования, на них не выделяют коридоры для строительства ЛЭП и места под установку ТП», – поясняет Вечканов. Порой по этой причине возникают поистине анекдотичные случаи: к примеру, в ИЭСК обратился потребитель, желающий присоединить к сетям компании более 50 участков, на нужды которых отводились льготные 15 кВт. А когда энергетики построили воздушную линию, потребовал её снести и перенести в другое место, так как её наличие существенно снижало стоимость земель при продаже. При этом, заплатив лишь 550 рублей, предприниматель заработал и заработает гораздо больше, ведь земли, к границам которых подведена ЛЭП, стоят дороже. «Никто, конечно, не запрещает человеку владеть пятьюдесятью участками, но очевидно, что он не сможет физически на них на всех проживать и потреблять электричество на бытовые нужды, – прибавляет начальник службы развития и технологических присоединений ИЭСК. – Ясно: это делается ради продажи. Нормальный бизнес, но за чей счёт? А за счёт энергетиков и покупателей таких участков. Ведь будущий владелец земельного участка от подобных действий предпринимателя так же, как и энергетики, страдает, когда покупает земельный участок, стоимость которого увеличилась из-за наличия электросетевой инфраструктуры, которую энергетики для него также обязаны будут сделать за 550 рублей при вышеперечисленных условиях».
Мнение услышали
Разумным решением подобной проблемы, полагают энергетики, стало бы предоставление одному и тому же потребителю возможности льготного технологического присоединения раз в три года по аналогии с налоговым вычетом. С подобным предложением Иркутская электросетевая компания даже обратилась в Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, которое выступало в роли разработчика «дорожной карты» повышения доступности энергетической инфраструктуры, утверждённой председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым 30 июня 2012 года. Со своими инициативами ИЭСК также выходила на губернатора и Законодательное Собрание Иркутской области. В частности, энергетики предлагали отказаться от практики выдачи разрешений на строительство линий напряжением до 10 кВ, чтобы выполнить главную задачу, обозначенную в «дорожной карте», – уменьшить сроки подключения потребителей к электрическим сетям и сократить количество этапов технологического присоединения.
Властям и близким к ним структурам, которые разрабатывают стратегические документы, также предлагали дифференцировать максимальные сроки проведения работ по техприсоединению в зависимости от климатических и географических условий. «Если говорить в целом об инициативе правительства, то она воспринимается позитивно, – подчёркивает Вечканов. – Но, к сожалению, когда «дорожную карту» готовили, то учитывали практику регионов из центральной части России, где концентрация потребителей высока, а расстояния малы. У нас же в Иркутской области между населёнными пунктами порой сотни километров глухой тайги. И это на Кавказе или в Сочи можно строить круглый год, а у нас в городах порой запрещено возводить воздушные линии, а проводить земляные работы и класть кабель нет возможности с октября по апрель».
Доводы иркутских энергетиков в том же Агентстве стратегических инициатив приняли к сведению, однако в каких бы то ни было документах они так и не были учтены. Более того, вступило в силу постановление правительства РФ, которое предусматривает сокращение максимального срока для подключения льготных категорий потребителей с полугода до четырёх месяцев. При этом об изменении законодательства, регламентирующего согласование строительства электросетевой инфраструктуры, речь не идёт. Впрочем, из сложившейся ситуации есть выход: в том случае, если местные власти по тем или иным причинам не дают разрешение на возведение сетей, энергетики могут через суд доказать, что у них не было физической возможности исполнить свои обязательства по технологическому присоединению потребителей. «Судебной практики ещё нет, но я думаю, что она очевидна», – резюмирует Вечканов.