Лекарство от вредных привычек
«Нам постоянно приходится судиться, чтобы вернуть долги», – не без сожаления признаёт Юрий Тарапатин, заместитель директора ООО «Иркутскэнергосбыт». На этом предприятии, поставляющем в Иркутской области тепло и электричество, уже привыкли измерять в сотнях миллионах рублей суммы, которые не доплачивают потребители. Однако кроме карательных мер против особо злостных неплательщиков – прекращения подачи энергии, судебных исков – решать проблемы с потребителями сбытовики пытаются и мирным путём. Подробности – в материале Анны Павловой.
Нежелание платить по счетам – за тепло и свет – уже смело можно записывать во «вредные привычки». Сегодня в Иркутской области долги за энергоресурсы есть у всех категорий потребителей – начиная от учреждений областного подчинения и до муниципалитетов, включая крупные и не очень города и посёлки. Не отстают от бюджетников и промышленные предприятия. Чаще всего те, чьи экономические дела крайне нестабильны. Но лидируют в этом «чёрном списке» неплательщиков управляющие компании, работающие в жилищно-коммунальной отрасли.
Итак, о должниках по порядку. На начало отопительного сезона из бюджета Иркутской области не выплачено 33,7 млн. рублей. Заметим, что в 2012 году сумма была значительно меньше –16,5 млн. рублей. Самая большая задолженность у региональной казны накопилась по центральным районным больницам – в Братском (6,5 млн. рублей), Чунском (3,9 млн.) и Иркутском районах (1,8 млн.). Именно районные учреждения здравоохранения и добавили минусов должнику – с 2012 года они перешли в подчинение от муниципальных органов власти к региональным. Правда, оплатить за них область не успела по бюрократическим причинам, что вселяет в поставщиков энергии некий оптимизм: бюрократические барьеры пре-одолеть легче, чем побороть вредные привычки.
Куда катастрофичнее выглядит ситуация с другими бюджетниками в лице муниципалитетов. Территории Иркутской области сегодня накопили 66,4 млн. рублей. Однако в сравнении с прошлым годом картина всё-таки веселее – 74,2 млн. рублей долгов. Среди районов в 2013 году особо отличились Нижнеилимский (8,2 млн.), Чунский (9,7 млн.), Черемховский (8,2 млн.), Братский (4,6 млн.) и Аларский (2,5 млн. рублей).
Некогда крупные градообразующие предприятия сегодня тоже приобщились к порочной практике не платить по счетам. Байкальский ЦБК обзавёлся долгом в 63 млн. рублей. Судя по всему, перспективы возвратить деньги самостоятельно у предприятия невелики. Возможно это лишь при поддержке государственного бюджета. Несмотря на огромную задолженность, на крайние меры в виде отключения энергии поставщик идти пока не готов: принимать во внимание приходится социальную значимость градообразующего предприятия, котельная которого отапливает Байкальск.
Зато уже полностью отказано в поставках тепла и частично в электроэнергии «Усольмашу». При сравнительно скромной сумме задолженности – 16 млн. рублей – предприятие предлагает график её погашения, но пока его не выполняет. Коршуновский ГОК расплачивается лишь после уведомления от «Иркутскэнергосбыта» о предстоящем ограничении в подаче тепла и электричества. Сумма задолженности ГОКа сейчас равна 38 млн. рублей. Предписание о частичном ограничении в сентябре поставок энергоресурсов выдано 26 августа.
Однако и этой категории должников далеко до лидеров «нехорошей» статистики: за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли накопилось 1,6 млрд. рублей (в 2012 году – 1,8 млрд.). Основная проблема здесь с котельными, которые имеют общую задолженность в 383,9 млн. рублей. Управляющие компании, берущие в аренду муниципальные котельные, зачастую оказываются неспособными вести хозяйство, и часто не по объективным причинам. Ведь от самого населения оплата производится в полном объёме. Котельные, которые достаются управляющим компаниям, также находятся в неплохом состоянии и дополнительных затрат на ремонт не требуют. Так что винить здесь эксперты отрасли склонны именно недобросовестных руководителей УК: от них зачастую не поступает ни рубля.
«Это самая серьёзная проблема. Компании приходят на рынок, выигрывают право обслуживать поселения, начинают работать, получают у нас электроэнергию, но не рассчитываются за неё. При этом мы оказываемся в совсем не выгодном положении: в соответствии с законодательством не имеем права отключать таких «партнёров» зимой от энергии. Поэтому по окончании сезона через суд расторгаем договор, компании банкротятся. Но в начале нового сезона они с тем же кадровым составом, с тем же руководителем, только с поменявшимся названием самой организации опять выходят на конкурс и побеж-дают», – комментирует Юрий Тарапатин.
Так УК благополучно «избавляются» от долгов. Подобные схемы работы пользуются популярностью в Слюдянском и Нижнеилимском районах. В 2013 году УК, вновь зашедшие на рынок, но под другим названием, уже принесли ущерб в 105 млн. рублей. С учётом прошедших 2011 и 2012 годов общий долг по таким недобросовестным предприятиям составляет почти 300 млн. рублей.
По мнению экспертов из «Иркутскэнергосбыта», проблему с УК нужно не решать, а вообще исключать. «Если человек так отработал, нанёс ущерб государственному предприятию, его лучше всего лишить права заниматься управлением, внести в реестр недобросовестных», – рассказывает Юрий Тарапатин. Он предполагает, что хорошей альтернативой таким частным управляющим компаниям могли бы стать государственные предприятия, учредителем которых могли бы выступать профильные министерства.
Однако не со всеми должниками сбытовики считают нужным бороться. Мирно решать застарелые конфликты удаётся сейчас в Усолье-Сибирском, где традиционно оплата потребителей (как с компаний, так и с населения) очень низкая. Эксперты отрасли констатируют: ситуацию удалось переломить. И делятся данными: с 67 до 82% увеличилась собираемость в период с 2011 по 2012 год по Усолью-Сибирскому. На июль 2013-го оплачивалось уже 93%. Общая задолженность составляет теперь 237 млн. рублей. Прирост её сокращался, в этом году он составил 12%, тогда как в предыдущем сезоне – 50%. Помогла здесь схема агентских договоров, заключаемых сбытовой компанией с потребителями. Она делает прозрачными сами платежи для населения, повышает доверие к поставщикам. «Агентские схемы впервые мы начали использовать с 2011 года именно в Усолье, где имелись самые большие долги. Теперь схема используется в Железногорске и Усть-Илимске», – комментирует представитель «Иркутскэнергосбыта».
Вместе с тем есть и безвыходные ситуации, когда «Иркутскэнергосбыт» вынужден банкротить должников. Шесть таких компаний с задолженностью 54,57 млн. рублей уже признаны несостоятельными. Ещё на 11, задолженность которых достигла 157,81 млн., уже поданы заявления в арбитражный суд. На очереди 14 новых организаций, накопивших 129,65 млн. долгов, по ним также планируется инициировать процедуру банкротства.
«Отсуживать долги – такая схема эффективна только для одного участника процесса, – признают сбытовики. – Для компании, поставляющей ресурсы». А вот должник оказывается в весьма незавидном положении. К примеру, просроченную задолженность из областной казны приходится возвращать лишь через суды. Бюджет оплачивает суммы по исполнительным листам, плюсом к ним отдельная нагрузка – проценты.
«В итоге есть положительный результат. В августе пошёл хороший расчёт от Нижнеилимского и Черемховского районов, Братска», – сообщил Юрий Тарапатин.
Положительными примерами делятся и сами главы территорий. Мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов рассказал «ВСП», что на сегодняшний день муниципалитету удалось полностью ликвидировать просроченную задолженность по бюджетным учреждениям, возникают лишь текущие неплатежи, которые также в течение года администрация закрывает. Однако сохраняются, хоть и идут на убыль, долги по оплате населения за потреблённую энергию – около 170 млн. рублей. Большая часть суммы накопилась в 1990-е годы, когда в городе прекратилась работа градообразующих предприятий лесопромышленного комплекса.
В Усть-Кутском районе, со слов мэра Владимира Сенина, также возникают проблемы с УК, работающими на теплоисточниках. Однако характер этих проблем несколько отличается от тех, что описывают эксперты из сбытовой компании. Здесь трудности не в сборе платежей с населения или недобросовестности руководителей УК, а в задерж-ках выплат выпадающих доходов этих самых УК из областного бюджета. Так, финансирование по прошлому году было открыто из региональной казны для УК только в апреле 2012-го. В 2013 году пять месяцев компаниям вообще не финансировались выпадающие доходы. «Причём для них эти невыплачиваемые суммы составляют до 73% доходов. Руководители компаний в такой ситуации просто были вынуждены бросить эту работу в убыток, обанкротиться и уйти», – сообщил мэр.