Изменчивая вода
Для Ангаро-Енисейского каскада ГЭС нынешний год выдался противоречивым. На Енисее маловодье сменилось паводками редкой повторяемости, приток в водохранилища Братской и Усть-Илимской станций оказался в пределах нормы, а для Байкала лето было маловодным. В последнем случае ситуацию сломил пробудившийся Юго-Восточный муссон, вызвавший череду наводнений на Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая и частично затронувший бассейн Селенги.
Как говорит заместитель главного инженера по гидротехнической части ОАО «Иркутскэнерго» Александр Огнев: «Это есть нормально и у гидроэнергетиков называется «асинхронность стока», данное явление обеспечивает эффективную работу Ангаро-Енисейского каскада». Дело в том, что Байкал и Братское море являются водохранилищами многолетнего регулирования, наполнение которых в основном обеспечивают летние и осенние паводки, тогда как Усть-Илимское, Красноярское и Саяно-Шушенское – водохранилища сезонного регулирования, куда водные ресурсы поступают по большей части во время таяния снегов и осеннего половодья. Добавьте к этому существующие электрические связи и получите высокую эффективность работы Ангаро-Енисейского каскада.
Вода пришла с востока
«Если сравнить приток в Байкал со среднемноголетним, то можно говорить, что для бассейна озера 2013 год выдался маловодным», – констатирует Александр Огнев. Действительно, за восемь месяцев в него поступило на 7,8 кубокилометра воды меньше, чем обычно. Темпы заполнения озера, выступающего в роли водохранилища Иркутской ГЭС, до конца лета были невысоки: по данным гидрометслужбы, с 3 мая, когда оно началось, до 30 августа уровень воды в нём поднялся с 456,04 м по Тихо-океанской системе высот (ТО) до 456,7 м ТО. Объяснение простое – установившаяся летом засушливая погода, не баловавшая осадками.
Однако в сентябре ситуация изменилась – неожиданно много воды принесла Селенга. Причиной тому «хвост» обрушившегося на Дальний Восток России юго-восточного муссона, который задел территорию, где протекает Селенга. Так, с 3 по 10 сентября в Наушках, что в Кяхтинском районе Республики Бурятия, действовал режим чрезвычайной ситуации из-за подъёма уровня воды в Селенге в результате обильных и продолжительных осадков на территории Монголии. Между тем в последние годы трансграничная река, которая даёт половину притока в Байкал, была маловодной. Это длилось 16 лет – с 1996 по 2011 год, исключение составил лишь 1998 год. «Столь продолжительное маловодье за весь период наблюдений ранее не отмечалось, – рассказывает заведующая сектором прогнозирования природообусловленных факторов энергетики Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН Тамара Бережных. – Оно явилось следствием ослабления Юго-Восточного муссона не только в бассейне Селенги, но и на территории Северо-Восточного Китая, а также бассейна Амура». Но в 2013 году этот муссон активизировался, что вызвало катастрофический паводок, который охватил практически весь Дальний Восток в августе-сентябре. Росгидромет поясняет, что вызванные им наводнения возникли из-за совпадения нескольких факторов. К мощным осадкам Юго-Восточного муссона добавились циклонические ливни, образовавшиеся в той ситуации, которая сложилась в
июле над Тихим океаном, Сибирью и Китаем. Над Тихим океаном завис огромный блокирующий антициклон, который создавал только одну траекторию движения циклонов – в бассейн Амура. В итоге на дальневосточной реке возник экстремальный паводок, что случается раз в несколько столетий, а в Байкал, на территории вокруг которого всё лето синоптики отмечали засуху, в сентябре начала поступать вода.
По информации Енисейского бассейнового водного управления, датированной 20 сентября, уровень воды в озере составил 456,78 м ТО. Это не дотягивает до прошлогоднего максимума, составившего 456,91 м ТО. Тем не менее точно такая же отметка была достигнута на пике наполнения Байкала в 2011 году. При этом два года назад маловодье затронуло весь Ангарский каскад гидравлических станций, а сейчас для Братской и Усть-Илимской ГЭС ситуация выглядит более благоприятной. Так, объём притока воды в Братское море в мае, июле и августе был ненамного ниже нормы, а в июне даже превышал её. Боковая приточность за восемь месяцев оказалась меньше среднемноголетней только на 0,8 куб. км. Несмотря на это, до 10 сентября Братское водохранилище продолжало наполняться и достигло отметки 399,56 м ТО. Наполнение Усть-Илимского водохранилища происходило до 17 сентября, когда уровень воды достиг отметки 295,84 м по Балтийской системе высот (БС).
«Эта прибавка, скорее всего, никоим образом не связана с необходимостью заполнения водохранилища Богучанской ГЭС, – подчёркивает Бережных. – Её достаточно лишь для обеспечения работы станции зимой». В самом деле, в начале сентября пресс-служба ОАО «РусГидро» заявила о том, что Росводоресурсы установили для новой, четвёртой ГЭС Ангарского каскада такой режим работы, который позволит продолжить заполнение её водохранилища. При одном условии – если случится осенний паводок. Однако, как сказано в сообщении, «по информации ГУ МЧС России по Красноярскому краю, даже с учётом дождей, которые ожидаются во вторую и третью декады сентября, уровень осадков составит 6–14 мм, что меньше среднемноголетних значений». Кстати, сейчас уровень будущего рукотворного Богучанского моря держится возле отметки 188 м БС: к примеру, 20 сентября он составлял 188,01 м БС.
Выработка без проблем
Как бы ни обстояло дело с дальнейшим заполнением водохранилища БоГЭС и вводом в строй всех машин станции (сейчас в эксплуатацию введено пять гидроагрегатов из девяти), от остальных ГЭС можно ожидать повышенной в сравнении с прошлым годом отдачи. Уже в конце августа на Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС было накоплено 21,4 млрд. кВт-ч гидроресурсов, а это на 586 млн. кВт-ч больше, чем год назад. При этом на Енисее «большая вода» нынешним летом сменила экстремальное маловодье прошлого лета. Так, водохранилище Красноярской ГЭС к 22 сентября заполнено до отметки 241,9 м БС, что существенно выше показателей 2012 года – на целых 9,9 м. При этом гидроресурсов было накоплено почти в три раза больше, чем год назад: 6,564 млрд. кВт-ч против 2,296 млрд. кВт-ч. Уровень воды в верхнем бьефе Саяно-Шушенской ГЭС к 23 сентября достиг 538 м БС, тогда как прошлогодний максимум, достигнутый 1 октября, составлял 537,53 м по Балтийской системе высот. Поэтому загрузка тепловых электростанций как во всей Объединённой энергосистеме Сибири, так и в отдельных её частях предстоящей зимой будет не такой высокой, как во время осенне-зимнего максимума нагрузок 2012-2013 годов.
«В предыдущие годы, когда уровень Байкала ни разу не достигал 457 м (максимального значения, прописанного в Постановлении Правительства РФ №234, которое устанавливает допустимые отметки при осуществлении хозяйственной деятельности на прилегающих к озеру территориях), никаких проблем с выработкой электроэнергии не возникало, – отмечает Бережных. – Потому что потребности в электричестве растут не так, как хотелось бы». Старший научный сотрудник ИСЭМ СО РАН Владимир Савельев добавляет: в энергосистеме Иркутской области в нынешнем году электропотребление сокращается. «Оно упало в первом полугодии, снизится и по итогам года», – говорит учёный.
Статистика, которую приводит региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области, подтверждает его правоту: с января по август объём потребления электроэнергии в нашем регионе сократился на 0,8% в сравнении с восемью месяцами 2012 года и составил чуть более 35,307 млрд. кВт-ч. По данным ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», он незначительно рос лишь в январе, марте и апреле, тогда как в остальные месяцы стабильно снижался. В Иркутском РДУ это объясняют в первую очередь снижением электропотребления со стороны крупных промышленных предприятий, а в отдельные месяцы свою роль играла также более тёплая, чем год назад, погода. В свою очередь, в «Схемах и программах развития электроэнергетики региона на 2014–2018 годы», принятой в конце апреля, содержится прогноз, согласно которому объём потребления электроэнергии в 2013 году довольно скромно возрастёт: прибавка составит 0,35%.