Разбор полётов
Авиабезопасность не терпит даже малейших отступлений от правил
Иркутск давно уже приобрёл печальную репутацию города падающих самолётов. Каждая из шести авиакатастроф, произошедших в небе над столицей Восточной Сибири за последние 20 лет, имела свою причину. Но обычно она была связана с отступлением от действующих в авиации законов, правил и инструкций. «Эти правила, можно сказать, написаны кровью, – говорит старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Владимир Сазонов. – В их основе лежат «разбор полётов» и выводы из многочисленных авиационных происшествий, в том числе катастроф с большими человеческими жертвами».
Высотки на пути самолётов
Ленинский районный суд Иркутска запретил ЗАО «Иркутскпромстрой» возводить 11-этажные дома на земельном участке по улице Красный путь без согласования с собственником аэродрома «Восточный» в Иркутске II.
С иском в суд обратился прокурор Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры, проводившей проверку по жалобе Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «НПК «Иркут», в которой содержалась просьба запретить незаконные строительные работы на приаэродромной территории. При этом было установлено, что в районе улиц Красный путь и Просвещения «Иркутскпромстрой» возводит крупный жилой комплекс. По проекту здесь должны стоять четыре 11-этажные блок-секции 135 серии с офисными помещениями в цокольном этаже. Положительное заключение областного Агентства государственной экспертизы в строительстве застройщиком получено. Имеется у ЗАО и разрешение на строительство, выданное комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска. Земельный участок площадью 6545 квадратных метров принадлежит ЗАО «Иркутскпромстрой» на праве собственности. И всё-таки суд признал стройку на этом участке незаконной, поскольку земля расположена в приаэродромной территории, а в таких случаях для обеспечения безопасности полётов и учёта возможного негативного воздействия оборудования и воздушных судов на здоровье будущих жильцов требуется ещё получить «добро» от собственника аэродрома.
Оказалось, что для ЗАО «Иркутскпромстрой» это требование закона не было новостью. Письменное заявление о согласовании строительства группы жилых домов по улице Красный путь в своё время было направлено Иркутскому авиазаводу. И даже ответ получен. Отрицательный. Сославшись на нормативные документы и акт обследования препятствий в районе аэродрома «Восточный» Иркутска II, авиазавод отказал в согласовании строительства. И в обоснование приложил расчёты своих специалистов. Одна из проблем в том, что «Иркутскпромстрой» использует высотную технику: как раз на осевой линии взлётно-посадочной полосы установлен башенный кран высотой 50 метров. Это препятствие для воздушных судов создаёт угрозу для безопасности полётов. Высота крана, используемого на стройке, превышает взлётную поверхность на 18,4 метра, а посадочную – на восемь. Чтобы не мешать манёврам воздушных судов, кран должен быть «подрезан» как минимум до 31,6 метра.
Чтобы предотвратить катастрофу, собственнику аэродрома пришлось вносить изменения в аэронавигационную обстановку – ввести ограничения полётов. После долгих переговоров «Иркутскпромстрой» укоротил, насколько мог, высоту строительного крана, но взлёт в этом направлении всё-таки пришлось закрыть. Собственник аэродрома считает, что проведение строительно-монтажных работ в районе улиц Красный путь и Просвещения может причинить вред воздушным судам и даже привести к авиационной катастрофе с человеческими жертвами. В памяти иркутян ещё сохранились картины трагедии, произошедшей в декабре 1997 года. Тогда после взлёта с заводского аэродрома на жилые дома упал военно-транспортный самолёт АН-124 «Руслан». Многие жильцы в тот день сгорели заживо. В число жертв попали и воспитанники детского дома, расположенного в Иркутске II. Так есть ли смысл рисковать человеческими жизнями ради того, чтобы выстроить высотные дома на пути самолётов?
В судебном заседании и прокурор и представитель ОАО «НПК «Иркут» исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их. В то же время ответчик – представитель ЗАО «Иркутскпромстрой» – на заседание не явился, хотя был извещён о времени его проведения. Так что решение Фемиды было заочным. Суд проанализировал акт осмотра строительного объекта, составленный Восточно-Сибирским территориальным отделом Управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безо-пасности по СФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. И пришёл к выводу, что строительство жилого комплекса по улице Красный путь ведётся в нарушение действующего законодательства. Так, Воздушный кодекс РФ однозначно требует согласовывать с собственником аэродрома размещение любых объектов, которые могут угрожать безопасности полётов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного в порту. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, введённые постановлением правительства, также запрещают проектирование, строительство и реконструкцию промышленных, сельскохозяйственных объектов, многоквартирных или индивидуальных жилых домов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. В данном случае – с генеральным директором ИАЗ – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» – Александром Вепревым.
Суд сделал вывод, что незаконное строительство в районе улицы Красный путь может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан и негативно повлиять на обеспечение безопасности полётов воздушных судов. Исковые требования прокурора Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры удовлетворены – теперь строительно-монтажные работы в Иркутске II не смогут быть продолжены, пока этого не позволит старший авиационный начальник.
Сели в лужу
Поводом для проверки в аэропорту северного города стало выложенное в Интернете прошлой осенью видео под названием «Экстремальный взлёт в Бодайбо». Ролик действительно шокирует. В кадре – размокшая грунтовая полоса, на которой колёса пытающегося взлететь воздушного судна оставляют глубокие рытвины, словно здесь только что проехал тяжело гружённый самосвал, грязь летит из-под шасси во все стороны, заливает иллюминаторы.
Сотрудники Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры и Управления госавианадзора по СФО Ространснадзора посетили авиапредприятие ЗАО «Ленсиб» нынешней весной, когда условия эксплуатации взлётно-посадочной полосы в Бодайбо были примерно такими же, как на видео. Обнаружены многочисленные нарушения требований законодательства об авиационной безопасности. К примеру, по периметру порта с внешней и внутренней сторон ограждения проверяющие увидели залежи оборудования и материалов, а кое-где – кучи обычного мусора. На самой взлётной полосе аэродрома тут и там виднелись лужи. Не обновлялась дневная маркировка путей движения воздушных судов и спецавтотранспорта. Отсутствовала ночная светомаркировка на препятствиях. Не было обозначено цветом расположение искусственных покрытий на лётном поле. Выяснилось, что предприятие не имеет оборудования для отпугивания птиц с территории аэродрома.
Кроме того, учёба и повышение квалификации сотрудников, от действий которых зависела авиационная безопасность, проводились зачастую формально. У водителя не оказалось талона на право обслуживания самолётов. Членам экипажа не предлагали снять верхнюю одежду и предъявить её для досмотра с помощью специальных средств. Да и необходимой информации для пассажиров в порту проверяющие не увидели: ни плакатов с правилами перевозки спецсредств, радиоаппаратуры и электронно-вычислительной техники, ни сообщений о нормах провоза ручной клади. Помещение для оружия и боеприпасов, переданных пассажирами для хранения на время полёта, расположено прямо в пункте досмотра.
На первый взгляд, многие выявленные нарушения кажутся просто придирками прокуратуры. К примеру, требование для сотрудников авиационной безопасности пройти полный курс текущей учёбы вместо сокращённого вдвое. Но история катастроф свидетельствует о том, что мелочей в этом вопросе не бывает. Достаточно вспомнить сентябрь 1981 года, когда в районе аэропорта Железногорска-Илимского столкнулись Як-40 с пассажирами и вертолёт Ми-8. Погибли 40 человек. А в ходе расследования уголовного дела выяснилось, что катастрофа произошла по вине диспетчера, который был прикомандирован из другого аэропорта и стажировался на новом месте 20 часов вместо положенных по правилам 280.
В ответ на представление прокуратуры руководство ЗАО «Ленсиб» приняло меры по устранению большей части нарушений законодательства. Во всяком случае, лужи с лётного поля исчезли, маркировка на полосах движения воздушных судов появилась, специалисты устранили пробелы в своих профессиональных знаниях, да и плакаты с необходимой информацией объявились в нужных местах. Лишь некоторые недочёты устранить пока не представляется возможным – для этого необходимо реконструировать аэропортовый комплекс, что, кстати, заложено в программу развития транспортной системы России на 2010–2020 годы.
Пьяная шутка
Ещё одна прокурорская проверка проведена по вызвавшим большой резонанс видеосюжетам. В августе на центральных каналах телевидения прошла информация о задержке в международном аэропорту Иркутска рейса SU-1563 компании ОАО «Аэрофлот».
Оказалось, что вылет в Москву пришлось задержать из-за неаде-кватного поведения пьяного пассажира, который не реагировал ни на замечания бортпроводников, ни на требования командира воздушного судна. Пьяный москвич не успокоился, пока его не сняли с рейса, передав в руки транспортной полиции. Вместе с нарушителем порядка самолёт покинули двое его дружков. Один из них при этом во всеуслышание брякнул: «Тогда проверяйте салон».
Такое заявление было воспринято экипажем как угроза безопасности полёта. Командир воздушного судна сообщил о ней в диспетчерскую службу аэропорта и настоял на повторном досмотре салона самолёта и багажа пассажиров. Людей пришлось возвратить в здание аэровокзала, вылет рейса был задержан на 106 минут. Сотрудники службы авиационной безопасности с помощью кинолога и служебной собаки ещё раз проверили весь самолёт, но ни взрывного устройства, ни взрывчатых веществ не обнаружили.
В отношении шутника возбудили дело об административном правонарушении. За невыполнение законных требований командира воздушного судна москвич был наказан штрафом в размере двух тысяч рублей. Сумма, конечно, мелкая, но к материальным издержкам распоясавшегося пассажира добавилась ещё стоимость пропавшего билета. Возвращать её не стали, поскольку нарушитель был сам виноват в расторжении договора перевозки.
Однако после проверки инцидента Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой наказан был не только пьяный пассажир. Виновным в совершении административного правонарушения признан также сменный начальник службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Иркутск», ему тоже пришлось заплатить штраф. К дисциплинарной ответственности привлечены и сотрудники производственно-диспетчерской службы аэропорта – они не восприняли информацию командира судна об угрозе безопасности полёта как ЧП и не передали её ни в территориальное подразделение управления Ространснадзора, ни в линейный отдел МВД России на воздушном транспорте, ни в ФСБ. Между тем в инструкциях, утверждённых приказом по аэропорту, чёрным по белому написано: любые угрозы в адрес воздушного транспорта, даже высказанные в шутливой форме, должны всегда восприниматься всерьёз, со всей полнотой ответственности, а информация обязана немедленно уйти в правоохранительные органы и спецслужбы. Мы живём в такое время, когда последствия неправильно понятой шутки могут оказаться слишком тяжёлыми.