От промзоны до Инфарктики
Жорж Перек «Просто пространства»
«Издательство Ивана Лимбаха».
Год издания: 2012.
Книга для хипстеров и эстетствующих интеллектуалов про инвентаризацию пространства. Автор переосмысливает вопрос «Где я?», рассматривает обыденные вещи, как будто в первый раз, словно после амнезии, рассуждает на темы «Что такое деревня», «Кому принадлежат улицы», «Как гулять по городу» и прочие в том же духе. Можно вспомнить, как играли с текстом русские футуристы, – и Перек будет где-то рядом. Есть игра с текстом в постмодернистском ключе, есть вещность шозизма, как у Роб-Грийе, структурализм по заветам де Соссюра. Впервые издана книга в 1974 году, но сейчас произведение переживает второе рождение и новую волну любви благодаря широкой известности автора в узких кругах. Это один из текстов, которые наполовину дописывает читатель, выискивая темы для разнообразных дискуссий в обществе высоколобых и неравнодушных. Во время чтения выписывать цитаты монбланом в молескин и выкладывать размытые снимки обсуждений книги в инстаграм – обязательно.
«В старых домах не было ничего красивее лестниц. В современных зданиях нет ничего более уродливого, холодного, враждебного, мелочного».
Евгений Карасюк «Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер». Год издания: 2013.
Есть такое понятие, как «викиальность», когда наличие статьи в Википедии позволяет считать, что «да, это явление существует, про него же написано». Это реальность, установленная большинством голосов. О многих крупных корпорациях (Sony, Ford, Pixar, McDonald`s, Starbucks etc.) написаны книги, а про Сбербанк ещё нет: надо же наверстать это упущение, залатать супермассивную чёрную дыру в брендинге. У вас товар – у нас купец. Автор найден подходящий, журналист с бодрым пером и портфелем статей о бизнесе. Исследовательская работа проведена масштабная, история о реформировании Грефом главного банка страны рассказана захватывающе. Первые страницы, правда, мироточат сиропом так, что не склеиваются только чудом. Из текста можно узнать, что в детстве Герман Греф пас скот, в бизнесе увлекался японским стилем менедж-мента, а одним из его ярчайших управленческих решений стало сокращение 60 000 сотрудников Сбербанка. Но, читая книгу, ощущаешь себя так, словно ты в романе Пелевина: ну абсолютный же «Институт пчеловодства» из «Generation P» или «Московское отделение японской фирмы Тайра инкорпорейтед» из «Чапаев и Пустота». Кавабата резко задвинул меч в ножны. В воздухе мгновенно сгустилась неловкость…
«Типичный «революционер» просыпался под звуки iPhone последней модели. Надевал дорогой костюм, съедал сытный завтрак в кофейне и садился за руль BMW, купленной на прошлогодний бонус. Он направлялся на работу – туда же, куда и сотрудница Сбербанка, приведённая в чувство при помощи столовой ложки Nescafe. Она подводила заспанные глаза дешёвой тушью и спешила в переполненное метро, надеясь немного вздремнуть в вагоне до нужной станции. Эти двое были из разных миров, но пересекались в одной точке».
Майк Микаловиц «Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер». Год издания: 2012.
Книга о том, как сделать из старт-апа прибыльный бизнес. Не сказать, что «Метод тыквы» – это такое откровение, но Микаловиц – отличный визуализатор, и он умело якорит. Не сознаваясь до последних страниц, что он в курсе о Вильфредо Парето, переименовывает его правило 80/20 в свой «Метод тыквы», рассказывая, как обрубать мелкие и гнилые плоды с плети, на которой хочется вырастить гиганта всем на зависть. Со времён «Майн кампфа» мало что изменилось: автор повторяет разными словами одно и то же и закидывает примерами до тех пор, пока ему не поверишь. И, в общем-то, сказано не так много: делегирование полномочий, отказ от плохих клиентов, отстройка от конкурентов, но мотиватор для бизнесмена получается очень даже неплохой. Описано много кейсов для оптимизации клиентской базы и приведено много примеров. Живо, кратко, впечатляюще.
«По факту, если вы хотите вырастить серьёзный бизнес, бизнес Метода Тыквы, необходимо, чтобы вы не делали никакой работы. <…> Если вы наконец собираетесь перестать работать на свой бизнес, а вместо этого заставить свой бизнес работать на вас, вы должны сделать так, чтобы ничего из получаемого клиентом не зависело от того, сделаете это вы или кто-то другой».
Эдуард Лимонов «В Сырах. Роман в промзоне»
«Издательство К. Тублина». Год издания: 2012.
От книги оппозиционного политика ожидаешь большего, чем перечисление малолеток, которые были у него после выхода из тюрьмы в возрасте 60 лет. Ограниченный временем и пространством (середина нулевых, промзона в Сыромятнических переулках, где сейчас «Винзавод»), роман вполне можно было назвать «Мои бабы в период с… по…». И даже пара «вставных новелл» о Фаусте и Каине не расширяет узкотемья, эти истории вторичны, они уже были опубликованы в колонках русского GQ. «В сырах» попала в лонг-лист «Русского букера», но этот мелкий текст про обыденное и частное (женился, родилось двое, снилось мистическое, ни слова о политике) мог бы быть воспоминаниями любого водопроводчика – просто смени титул. Возможно, такие подробные мемуары – просто питательная база для правдивых ЖЗЛ опального политика: получил же недавно Эммануэль Каррер французскую литературную премию за биографию Лимонова.
«Встреча на полутёмном Ленинградском (я в кепке на глазах, чтобы не узнали), проход по перрону до «Волги», охранники вокруг, уселись в машину, ride через тёмный ещё город, и мы у меня. Вино и еда на кухне, затем переход в большую комнату в кровать. Сотрясение кровати… Я целомудренно не стану предавать гласности то, что является личными воспоминаниями, а тогда было личными ощущениями. Скажу только, что худое, жилистое тело подростка было твёрдым, но упоительно было её подчинять».
Абрахам Вергезе «Рассечение Стоуна»
Издательство: «Фантом Пресс». Год издания: 2013.
Отличная книга, которую хотелось бы порекомендовать всем и каждому. Вынесенная на нелепую обложку (правда, она похожа на обледеневшее окно в ночь, хотя речь идёт про Африку?) цитата из газетного отзыва верна: «если за год у вас хватает времени только на один роман, то прочтите этот». Центральная тема – хирургия, медицина. Это чернокожий «Казус Кукоцкого». Те, кому по душе сериалы про докторов «Grey`s anatomy», «Monroe», «House M.D.», – беритесь за книгу, вам понравится. Роскошный сюжет для кино, а в тексте ни одного пустого слова. Фоном идут жара и беднота, Эфиопия и Хайле Селассие, монашки-медсёстры и отсутствие медикаментов. В центре – талантливый, но запойный хирург Стоун и его нежданные близнецы, которых он чуть не угробил во время родов. У каждого врача есть собственное кладбище, Стоун не исключение. Смерть всегда рядом, порой даже умирающего оперирует неизлечимо больной. Однако жизнь продолжается, а Вергезе подталкивает читателя к позитивному восприятию мира, иногда впечатляюще шутит («распятие на шее никак не меньше револьвера – страж невинности да и только»). Этот африканский автор так убедителен, что проверяешь выходные данные: неужели и правда книга издана в 2013 году, неужели не классика?
«В коридоре матушка указала на табличку над дверью ОПЕРАЦИОННАЯ 1. Комната оказалась битком набита Библиями. В ОПЕРАЦИОННОЙ 2 стояли вёдра и швабры.
– У нас осталась только одна операционная, мы называем её Третьей. Можете сурово осудить меня, мис-тер Харрис, но я принимаю всё, что посылает Господь, чтобы служить этим людям. И если филантропы настаивают, я принимаю ещё одну операционную для нашей знаменитости Томаса Стоуна, тогда как мне нужны катетеры, шприцы, пенициллин и деньги на кислородные баллоны. В итоге номинальных операционных целых три штуки, а работает только одна».
Пётр Вайль, Александр Генис «Русская кухня в изгнании»
Издательство: «Астрель», «Corpus». Год издания: 2013.
Новое переиздание гурманской книги талантливого дуэта авторов. Вайль и Генис просто прекрас-ны, о чём бы ни рассказывали – о путешествиях, эмиграции или кулинарии. Умудрились пройти Сциллу и Харибду без единой царапины – и перечислили основные блюда русской кухни, и не опустились до банального сборника рецептов (хотя приготовить по их комментариям проще простого). Рассуждения о том, какой представляется русская кухня иностранцу и какой на самом деле она является, очень вкусно читать. Даже «банальный, как будильник, омлет» или борщ описываются так, что остаётся только немедленно отправиться на кухню и начать готовить. Нравятся телевизионные передачи шеф-поваров Гордона Рамзи и Джейми Оливера? Можно открыть для себя кулинаров-соотечественников: Вайля и Гениса. Хорошее настроение и приятный аппетит гарантированы. Улыбаешься, листая страницы, и сожалеешь, что их так мало. Книга абсолютно противопоказана сидящим на диете.
«Обед, приготовленный приятелем, скажет о нём больше, чем его врач, адвокат и психоаналитик вместе взятые. Еда раскрывает в человеке самое потаённое. Пусть он читает в оригинале Горация, но вы видите его намазывающим икру на чёрный хлеб – и все тщательно скрываемые плебейские корни рвутся наружу».
Александр Громов «Удивительная Солнечная система»
Издательство: «Эксмо». Год издания: 2012.
Громов написал подробную книгу, суммирующую старые и новые факты о Солнечной системе. По первой трети текста плывёшь брассом и захлёбываешься от радости, какую же толковую читаешь вещь. Но скоро начинаешь захлёбываться цифрами и терминами (не каждый день услышишь про эксцентриситет и прочее). Читатель должен быть как минимум выпускником физмата, обладать внушительным количеством мозгов, прилично знать астрономию, физику, химию и прочую магию. Есть хорошая фраза, которую сказал издатель Стивену Хокингу: «Каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей», на что тот среагировал: «Тогда я решил вообще обходиться без формул». Александр Громов поступил иначе. Но определённая доля читателей всё же оценит книгу по достоинству, путь это и крайне узкий круг знатоков.
«Закон всемирного тяготения назвал причину движения планет. Для Кеплера она так и осталась загадкой, и он постулировал существование у каждой планеты специального ангела, обеспечивающего её движение. Тягловый ангел – это, конечно, курьёз, поэтому вряд ли Кеплер относился всерьёз к своей выдумке. История науки знает случаи, когда учёными в рамках мысленного эксперимента вводились мифологические персонажи с теми или иными свойствами (например демоны Максвелла и Лапласа), и, видимо, кеплеровских ангелов надо ставить в тот же ряд».
Бенгт Янгфельдт «Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском»
Издательство: «Астрель», «Corpus». Год издания: 2012.
Прекрасный пример биографической книги. У автора удивительное чувство меры и такта: ему удалось рассказать о человеке-легенде и его творчестве, не заходя в тёмный лес пересказа бытовых подробностей жизни и не падая в бездну терминологии. При этом Янг-фельдт говорит о Бродском и его поэзии так, что на каждой странице порываешься в сотый раз заглянуть в потрёпанный томик со стихами. Кстати, портрет с обложки и остальные фотографии, которыми иллюстрировано эта уникальное издание, тоже дело рук автора. Книга подкупает именно своей теплотой, описанием повседневных мелочей, добрыми воспоминаниями о близком друге, которого и теперь, должно быть, не хватает. Короткие зарисовки о жизни Бродского похожи на рассказ за чашкой кофе, как будто вы вместе с автором разговариваете про общего знакомого. Если хочется восстановить какие-то факты о жизни поэта, стоит обратиться именно к этой книге. А если она – первое знакомство с Бродским, то станет хорошим путеводителем и отправной точкой.
«Но после пятого посещения региона, который он сам окрестил «Инфарктикой», он не вернулся. Когда его кардиолога попросили назвать главный фактор, вызвавший внезапную смерть в ночь на 28 января 1996 года, он ответил: курение. <…> На групповой фотографии, где собрано почти две сотни нобелевских лауреатов (в связи с девяностолетием премии в 1991 году), Иосифа нет. Он был не в состоянии ждать, пока все соберутся, и вышел покурить».