Вечная очередь
Ольхон стал для туристов настоящим местом паломничества. Правда, паломничество это давно перестало быть приятным, если учесть многочасовые очереди на остров и обратно, которые, судя по росту турпотока, будут только увеличиваться.
«Этот вопрос сейчас неактуален. Актуален он будет в сезон», – собеседник «Иркутского репортёра» в дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области призывает вернуться к теме в следующем году, когда уже будут утверждены планы и подтверждены цифры. Приходится возразить, что конец сезона – самое время обсудить наболевшее и попробовать изменить ситуацию. А изменять есть что.
«1 сентября мы простояли в очереди на паром пять часов, – возмущается иркутянка, впервые за 69 лет выбравшаяся посмотреть местную достопримечательность. – В воскресенье мы в отличном настроении приехали к парому, в очереди было машин пятнадцать. В 12.00 прошёл паром «Дорожник», в 12.20 – «Ольхонские ворота». Мы прикинули, что, когда они снова вернутся на остров, мы сможем уехать. То есть максимум через два часа, но, изучив расписание, обнаружили, что следующий рейс у большого парома только в 17.20. Как же так? Воскресенье, все возвращаются, а перерыв пять часов. Кто составляет такое расписание? Жара, укрыться от солнца негде, детей толком покормить нельзя, ужасные туалеты, очередь растянулась чуть ли не до самого Хужира». Женщина описывает до боли знакомую картину. Чем-то подобным может поделиться едва ли не каждый, кто отправлялся на остров в сезон на собственном авто. Причём если вы ждали пять часов, вам, можно сказать, сильно повезло.
«В это время паром ходит по сентябрьскому расписанию, – поясняют в дирекции. – А люди на что жалуются? Мы дополнительные рейсы пустили, ночевать никто не остался». Я возражаю: летом романтические ночи на переправе были делом обычным. Дорожники парируют: парома всего два, ночью они ходить не могут, а днём и так работают на пределе технических возможностей. «Проблема будет усугубляться, – продолжает наш собеседник. – Баз настроили, а своим транспортом людей никто возить не собирается. Грузовые перевозки тоже ложатся на переправу, а её возможности не безграничны».
Как сообщили в Восточно-Сибирском речном пароходстве, количество рейсов и так постоянно растёт: в начале 2000-х в год выполнялось всего 1500, в 2013-м их было 4381. И хотя в нынешнем году в связи с необходимостью докования и дефектации теплохода «Ольхонские ворота» число плановых рейсов упало до 3990, по проекту расписания на 2014–2017 годы, который сейчас находится на рассмотрении, предусматривается выполнение более 5000 рейсов в год.
Впрочем, и этого недостаточно для комфортного прохождения водного отрезка. Вероятно, проблему могло бы решить появление дополнительного парома и, соответственно, дополнительных рейсов, однако на это у дирекции автодорог попросту нет финансирования.
Обеспечить его могли бы сами люди, которые с учётом перспективы провести в ожидании много часов готовы платить едва ли не любые деньги, однако до сих пор ответ на это один: коммерческие перевозки невозможны, поскольку паромная переправа – это продолжение автомобильной дороги общего пользования регионального значения Баяндай – Еланцы – Хужир и альтернативного способа проезда автотранспортом, кроме переправы, не существует. Появление третьего, дополнительного парома, правда, теоретически возможно, однако явно не в руках государства.
Существует, впрочем, альтернативный способ решения проблемы. Весной «Конкурент» писал о планах Прибайкальского национального парка уже в этом году сократить антропогенную нагрузку на остров и ограничить количество туристов, одновременно находящихся на острове. Эта мера вкупе с появлением на Ольхоне доступного общественного транспорта, а в МРС охраняемой стоянки могла бы избавить многих от необходимости простаивать в очередях.