В СИЗО со своим уставом
Иркутянин обвиняется в создании и руководстве бандой
В областной суд поступило на рассмотрение уголовное дело в отношении криминального лидера по прозвищу Чёрный, который состоял в преступном мире на должности смотрящего за Свердловским районом Иркутска. Органами предварительного расследования он обвиняется в создании и руководстве бандой (ч. 1 ст. 209) и совершении в её составе дерзких и циничных преступлений: вымогательствах, похищении человека, покушении на убийство, причинении потерпевшим тяжкого вреда здоровью и других.
Вместе с Чёрным на скамье подсудимых займут своё место также его заместители по банде, известные в уголовной среде региона как Владя и Никуля, и рядовые члены вооружённой группировки – исполнители криминальных заказов. Преступная организация орудовала в областном центре с весны 2007 года до лета 2011-го, пока лидера и его подручных не закрыли в СИЗО.
Как установило следствие, трое друзей, каждый из которых имел вес в криминальных кругах региона, создали банду для нападений на граждан и организации, рассчитывая таким способом неплохо зарабатывать на жизнь и повышать своё влияние в преступной среде. Чёрный бросил учёбу в Восточно-Сибирском институте МВД ради того, чтобы возглавить криминальную бригаду. Он даже прозвище себе взял по ассоциации с любимым героем сериала «Бригада» Сашей Белым, став Серёжей Чёрным. Ему удавалось успешно совмещать общее руководство группировкой, то есть своим частным «бизнесом», с властными полномочиями смотрящего за Свердловским районом – неформального лидера, поставленного теневым правительством региона координировать и контролировать на подведомственной территории всю криминальную деятельность. Заместители руководителя банды отвечали каждый за своё направление. Сферой деятельности Влада были крышевание как легальных предпринимателей, так и наркодельцов. Кроме того, он наладил бизнес по возврату долгов за проценты. Никуля планировал и контролировал исполнение общеуголовных преступлений: к нему обращались, когда требовалось кого-то устрашить, убить или покалечить. Он же разруливал обычно ситуации с угоном автомобилей и возвратом их владельцам за вознаграждение.
К 2008 году группировка имела уже, по версии следствия, трёхуровневую структуру. Кроме главаря и его заместителей в ней состояла ещё и «пехота»: Диня Слон и Мася Слон, прозванные так за внушительные размеры, и кандидат в мастера спорта по боксу по прозвищу Остап, совмещавший силовые акции с обязанностями телохранителя руководителей организации. Шайка имела на вооружении несколько стволов, купленных и зарегистрированных через разрешительную систему МВД. Чёрный считал это дополнительной мерой конспирации, к тому же легально приобретённые охотничьи карабины «Сайга», многозарядное ружьё «Бекас», травматические пистолеты и револьверы можно было на законном основании постоянно носить при себе. На создание арсенала шли средства из так называемого общака, как и на оплату услуг адвокатов, защищающих интересы бандитов на постоянной основе, покупку многочисленных сотовых телефонов и сим-карт, автомобилей для каждого члена «бригады». Все участники вооружённого бандформирования находились в дружеских отношениях, что не помешало установить в «трудовом коллективе» жёсткую дисциплину и контролировать не только «служебную» деятельность «пехотинцев», но и личное времяпрепровождение каждого из них. Большую часть времени бандиты проводили вместе: после «трудового дня» дружно отдыхали в клубах, качались в спортзалах, отмечали дни рождения и семейные праздники. Рабочими кабинетами руководителей, где обычно проводились «производственные совещания», планировались преступления, намечались объекты нападений, принимались отчёты подчинённых, были бильярдная «Классик», расположенная в торговом центре «Мельниковский», спортивный клуб «Пять звёзд» и «Джем Молл» на улице Сергеева.
За четыре года вооружённой преступной группой под руководством и при участии Чёрного (банду он организовал в возрасте 24 лет), как считает следствие, на территории областного центра и в соседних городах было совершено девять преступлений.
За некоторые из них члены банды и примкнувшие к ней уголовники уже отбыли наказание. Так, в 2007 году Свердловский районный суд Иркутска признал Чёрного и его приятелей виновными в причинении средней тяжести вреда здоровью перешедшего им дорогу посетителя ресторана «Дикая лошадь» центра отдыха «Ерши». В 2008 году тот же суд наказал за самоуправство Влада и Остапа.
Сегодня следствие инкриминирует Чёрному и его заместителям покушение на убийство одного из конкурентов – руководителя другой криминальной бригады города. Тот, как видно из материалов дела, не признавал авторитета положенца, за что и был приговорён к расстрелу. Привести вердикт самосуда в исполнение взялся сам представитель криминальной власти района. Летом 2008 года трое друзей подловили чересчур независимого коллегу на остановке общественного транспорта и выпустили в него из своих охотничьих карабинов множество пуль. Неприятелю однако удалось скрыться, а дуры-пули угодили в случайного человека, стоявшего на остановке, и перебили ему ноги, причинив средней тяжести вред здоровью. Лидер шелеховских бандитов Гном тоже попал в список жертв Серёжи Чёрного, пожелавшего поднять свой имидж среди уголовников соседней вотчины. Шелеховского «авторитета» прихватили возле Дворца спорта в районе рынка «Меркурий» и переломали руки, ноги и рёбра.
Главной статьёй дохода криминального предприятия Чёрного, по мнению следствия, было вымогательство. Причём бандиты не мелочились. Их жертвами часто становились бизнесмены, которым было что терять. Так, например, в 2008 году предприниматель Б., имеющий пилораму в Эхирит-Булагатском районе, вынужден был отдать рэкетирам полмиллиона рублей «в качестве процентов» за то, что он якобы пользовался чужими денежными средствами. На самом деле один из заказчиков отказался от готовой продукции, а Б. вернул ему 200 тысяч рублей предоплаты. Но бандиты слушать оправдания не стали. Потерпевший в конце концов решил, что жизнь дороже.
Вымогатели действовали жёстко, они способны были преодолеть любую преграду на своём пути к большим деньгам. Весной 2011 года бандиты, по версии следствия, решили установить контроль на Центральном рынке Иркутска, обложить ежемесячной данью работавших там предпринимателей. Однако те категорически отказались от крышевания бандитов и обратились за помощью в охранное агентство «Фараон». Чёрный и его люди принуждали охранников расторгнуть договоры с клиентами на оказание услуг, и неизвестно, чем бы закончилась эта борьба, если бы не последовавший вскоре арест руководителей организации. Оставшаяся без командования «пехота» вынуждена была свернуть боевую операцию.
Задержали банду Чёрного после совершения её членами другого дерзкого преступления. Один из должников предложил смотрящему план, суливший хорошую выгоду. Суть его заключалась в экспроприации экспроприатора. Бандиты принялись вымогать крупную сумму у дельца, который, по слухам, неплохо «зарабатывал», оформляя в банках кредиты на подставных лиц. Теперь ему пришлось принять участие в подобной операции уже в качестве жертвы. Потерпевшего, который сначала от сотрудничества отказался, силовики из банды увезли в один из своих «служебных кабинетов» и предъявили требование – оформить кредит на несколько десятков миллионов рублей. Естественно, в пользу банды Чёрного. По мнению следствия, в совершённых обвиняемыми действиях присутствует состав преступлений, предусмотренных ст. 163 (вымогательство) и ст. 126 УК РФ (похищение человека).
С июня 2011 года руководители и члены вооружённой группировки прописались в иркутском следственном изоляторе №1. Но и здесь они попытались навести собственные порядки. В результате многотомное уголовное дело пополнилось ещё одним эпизодом. Чёрному предъявлено обвинение в дезорганизации деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества. Следствие не может припомнить, чтобы кому-то прежде вменялся этот состав, предусмотренный ст. 321 УК РФ.
За тюремной решёткой криминальная карьера заместителей руководителя банды резко пошла вверх. Мафия региона, посовещавшись, назначила Никулю на должность смотрящего за СИЗО, а тот уже данной ему властью придал своему другу Владу статус положенца транзитно-пересылочного отделения корпуса, в котором содержатся ранее судимые. Естественно, и Чёрный не остался при этом в стороне: ему портфеля при раздаче должностей в тюрьме не досталось, но, по мнению следствия, он и за решёткой продолжал рулить своими подчинёнными по банде. Трое лидеров разработали собственные правила, по которым предстояло теперь жить населению учреждения. Они разослали в камеры свой «кодекс», требовавший от сидельцев всячески нарушать порядок содержания под стражей: не заправлять койки, грубить сотрудникам, не вставать, как положено, при их появлении, выходить из строя, разговаривать при передвижении по изолятору и всё в том же духе. В случае применения к нарушителям мер со стороны администрации учреждения следовало поддержать товарищей голодовками, беспорядками и бунтом. Тем, кто откажется выполнять установленные положенцами правила, грозило наказание.
Когда двое заключённых поставили администрацию СИЗО в известность о новых порядках, заведённых в тюрьме, смотрящие решили, что «стукачи» должны сильно об этом пожалеть. Среди своих «подданных» они распространили требование – применять к предателям физическое насилие при каждой возможности. Только этот план потерпел крах – начальник следственного изолятора Игорь Мокеев не позволил уркаганам рулить вверенным ему учреждением.
Уголовное дело по банде Чёрного – по-видимому, «последним могиканам» пошедшей на спад организованной преступности региона – содержится в 44 томах. На скамью подсудимых сядут семь человек. Шесть из них, как считает следствие, состояли в рядах устойчивой вооружённой группировки, ещё один был пособником бандитов.