Латышские гастроли
Иркутский губернаторский симфонический оркестр выехал за рубеж
Иркутский губернаторский симфонический оркестр в августе выступил с гастролями в Латвии. Это знаковое событие для коллектива – в последние годы зарубежных гастролей просто не было. Иркутяне выступали на самой престижной площадке Латвии – в концертном зале на открытом воздухе «Дзинтари». На гастроли выезжало 80 музыкантов. Художественный руководитель оркестра Илмар Лапиньш рассказал о прошедшей поездке.
– За последние четыре года артисты оркестра впервые выехали за пределы России. Это важно, ведь все четыре года моей работы я хотел, чтобы наш оркестр был таким, чтобы мог достойно представлять Иркутск за пределами страны. При этом мы ведь представляем не только наш город, Сибирь, но и всю Россию – это самое главное. И сегодня можно смело утверждать, что нам это удалось. Артисты сейчас находятся в очень хорошей форме, невзирая на то что в Иркутске нет пока высшего учебного музыкального заведения. И мы должны специалистов искать и приглашать, что создаёт дополнительные трудности и хлопоты. Когда в другой город уезжают иркутяне, это полбеды, ведь они могут вернуться. Хотя часто талантливым ребятам предлагают работу в Москве и Санкт-Петербурге, а то и за рубежом и обещают хорошие деньги. Поэтому иркутяне не всегда возвращаются в родной город. А если бы в Иркутске было высшее учебное заведение, где готовят оркестровых музыкантов, было бы легче. Но всё равно, невзирая на эти трудности, мы идём вперёд.
– А есть ли сегодня острая необходимость в музыкантах, играющих на каких-то конкретных инструментах?
– Да, назрела необходимость в валторнистах. И это не только у нас, такая ситуация во всём мире развивается. Потому что валторна – один из самых трудных инструментов, в том числе физически. И если где-то играет хороший валторнист, его тут же забирают в Москву или Санкт-Петербург. Сейчас у нас на примете есть валторнист, русский парень из Узбекистана, мы ведём с ним диалог. Возможно, что он приедет и будет играть в Иркутске.
– Латвия – ваша родина. Это как-то связано с тем, что вам хотелось привезти именно туда коллектив, которым вы руководите четыре года?
– Не то чтобы прямо хотелось… Скорее, другое – мне хотелось, чтобы первый концерт за пределами России состоялся в хорошем, престижном зале. И это случилось. Мы выступали в самом достойном зале Латвии, это концертный зал «Дзинтари» на открытом воздухе на 2400 мест. Там в своё время выступали оркестры под управлением Мравинского, Светланова, Каца, Берлинской филармонии. Престижная во всех отношениях площадка.
– Как вы подбирали репертуар?
– Это должно было быть интересно и нам, и тем, для кого мы собирались играть. И мы, как русский оркестр, должны были играть русскую музыку. Также важно было показать класс и уровень коллектива. Репертуар утверждали с приглашающей стороной. И всё состоялось. В программе были симфоническая фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, Скрипичный концерт Макса Бруха, играла солистка Дора Шварцберг, она дружит с нами – дважды приезжала в Иркутск. Также в программе были два произведения французских композиторов – «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и «Болеро» Равеля. Второй день мы посвятили просто красивой музыке – Дворжак, Восьмая симфония и музыка Исаака Дунаевского из кинофильмов и оперетт, солисткой выступила Лиене Кинча. Эта программа прошла просто «на ура».
– Вывезти в другую страну 80 человек с музыкальными инструментами, оформить им визы, да к тому же два перелёта – организационно это было наверняка нелегко?
– Очень многое сделала директор оркестра Ирина Касьянова, это её заслуга. Хочется сказать большое спасибо области и лично губернатору, который санкционировал эту поездку и выделил средства на перелёты. Это была хорошая поездка и в том смысле, что с латышской стороны всё было замечательно продумано и организовано. Нас поселили в отличной гостинице «Лиелупе», в 6 километрах от концертного зала, там было очень удобно и комфортно. Ну и со стороны публики был очень большой интерес. Если в первый день на концерте было около 1000 зрителей, то во второй день – аншлаг. Мы были первыми русскими музыкантами, которые приехали в Латвию за последние 20 лет. Для нас провели экскурсию по старой Риге.
– А как в самолёте перевозятся инструменты?
– Большие музыкальные инструменты выдаются на месте – контрабасы, тубы. Для виолончелей приходится покупать отдельные билеты. Сейчас идёт разговор с Китаем на тему проведения нескольких концертов, они предлагают уже свои виолончели. Скрипки музыканты берут в салон, хотя не все авиакомпании позволяют это.
– Вы удовлетворены гастролями?
– Если я буду удовлетворён, то перестану развиваться. Сделан первый шаг на пути к зарубежным площадкам. А латышская пресса писала, что это второй оркестр из Сибири в Латвии и он ничуть не хуже оркестра Каца. Русская и латышская публика отрадно принимала Дунаевского. Всем же хочется, чтобы были мир и согласие. Они и были во время концерта, всё прошло на хорошей ноте. Публика даже восторженно кричала, что для Прибалтики нехарактерно. В январе нас снова ожидают гастроли в Европу.
Сергей Бриномс, профессор Латвийской консерватории:
– Концерты Иркутского губернаторского симфонического оркестра произвели на меня очень большое впечатление. Это был взрыв в хорошем смысле слова. Мы не ожидали увидеть и услышать музыкантов такого высокого уровня. Так что мне очень понравился и сам оркестр, и программа, особенно Исаак Дунаевский. Не так уж часто услышишь в Латвии такую музыку, а классика во все времена остаётся классикой, она не теряет своих качественных показателей и параметров. На мой взгляд, оркестр звучал очень компактно, музыканты играли харизматично, ярко и художественно. Бурный восторг публики, аплодисменты тому доказательство. Хотелось бы снова услышать ваш оркестр на нашей земле.
Андрис Арницанс, профессор Латвийской консерватории, лауреат международных конкурсов, долгие годы сотрудничающий со Святославом Рихтером:
– Нам было очень приятно видеть иркутских музыкантов в Латвии, я отметил, что публика принимала иркутян с большим удовольствием и радушием. Очень удачно была подобрана программа, особенно меня восхитило отделение Дунаевского. Этого композитора мы слышим нечасто, и его музыка была свежей струёй в череде концертной жизни. Дворжак звучал тонко и тепло, был исполнен с особым, трепетным чувством. Музыканты работали на великолепном уровне, заметно, что они чувствуют дирижёра, а дирижёр чувствует своих музыкантов. Илмар Лапиньш – человек северный, прибалтийский, но с удивительным темпераментом, с горячим восприятием музыки, словом, профессионал с большой буквы. Так что гастроли в Юрмале можно назвать удачными, о чём лишний раз свидетельствует восторг публики. И для меня была очень приятной эта встреча с российскими музыкантами.