издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свои для своих

Иркутск оказался солидно представлен на МАКСе-2013, стартовавшем 27 августа в подмосковном Жуковском. В лётной программе салона выделялись собираемые на Иркутском авиазаводе Су-30СМ и Як-130, а в деловой – МС-21. В числе крупных покупателей оказалась иркутская компания «ИрАэро», заключившая контракт на 720 млн. долларов.

Наши на МАКСе

В программе МАКСа-2013 солидно представлены иркутские авиастроители. «Звездой» лётной программы стал самолёт Су-30СМ. Многофункциональный сверхманевренный истребитель является более развитым представителем семейства боевых самолётов типа Су-30МКИ и адаптирован под требования российских ВВС. Сегодня Иркутский авиазавод, входящий в состав ОАО «Корпорация «Иркут», выполняет контракт на поставку Министерству обороны РФ шестидесяти истребителей Су-30СМ. 

На МАКСе  «сушку» пилотировали заводские лётчики-испытатели: Герой России Вячеслав Аверьянов и его сын Евгений Аверьянов. В ВВС семейные династии не редкость, однако чтобы отец и сын оказались в одной кабине – случай действительно уникальный. «Летать с отцом для меня большая честь, – говорит Евгений Аверьянов. – В первую очередь потому, что рядом со мной находится лётчик высочайшей квалификации, у которого есть чему поучиться».

Достойно выглядел в воздухе и другой самолёт, выпускаемый в Иркутске, – учебно-боевой Як-130. Сегодня эта модель поступает на во-оружение ВВС России, где заменит «старичка» L-39 в качестве «летающей парты». ОАО «Корпорация «Иркут» до конца 2015 года поставит ВВС России 55 учебно-боевых само-лётов Як-130.

Хотя самолёт предназначен для обучения лётного состава, он подходит и для полноценного боевого применения, а по расходу топлива в три раза экономичнее фронтового истребителя МиГ-29. Сочетание этих факторов обеспечило новой машине интерес со стороны зарубежных покупателей: заказы на новый учебно-боевой самолёт поступили из Алжира и Сирии, рассматривают возможность его покупки Венесуэла, Никарагуа, Бангладеш, Индия, Белоруссия и Украина.

На МАКСе этот самолёт не новичок, но на этот раз он выступал в необычно яркой красно-белой окраске и продемонстрировал в небе программу самого высокого уровня. «Вызывающий» вид «Яка» не случаен: это традиционные цвета ОКБ имени Яковлева, которое планирует создать пилотажную группу на самолётах этого типа.

Не только истребители

В деловой программе был заявлен проект перспективного пассажирского самолёта МС-21, производство которого уже началось на Иркутском авиационном заводе. 

К премьере нового лайнера готовится вся отрасль. «Объединённая двигательная корпорация» и ОАО «Пермский моторный завод» представили новейший авиадвигатель ПД-14, который наряду с американским будет устанавливаться на МС-21. 

Холдинговая компания «РТ-Химкомпозит» объявила о том, что переходит к созданию серийного автоматизированного производства конструкций из композиционных материалов. Разработанное оборудование и технологии холдинг планирует использовать при создании современного производства деталей хвостового оперения пассажирского самолёта МС-21, заявил генеральный директор «РТ-Химкомпозит» Сергей Сокол на круглом столе «Перспективные материалы в самолётостроении».

Программа реконструкции и технического перевооружения холдинга предусматривает создание к 2018 году автоматизированного производства комплектующих для хвостового оперения пассажирского самолёта МС-21 и мотогондол авиационных двигателей ПД-14.

ОАО «Корпорация «Иркут» представило полноразмерный макет кабины и передней части салона нового самолёта, а также тренажёр для подготовки пилотов. Макет нового самолёта, в частности, привлёк внимание премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Процедурный тренажёр создан совместно с ОАО НПФ «Системы комплексных тренажёров» и после окончания авиасалона будет отправлен в учебно-тренажёрный комплекс компании «Аэрофлот», которая заключила контракт на приобретение 50 машин МС-21. Практика установки тренажёра задолго до поставки реального воздушного судна «подсмотрена» у зарубежных компаний. Математическая модель полёта самолёта и работы всех систем основана на данных модельных стендовых испытаний. В дальнейшем будет использоваться двухступенчатая система подготовки пилотов: сначала они будут проходить обучение на так называемом «процедурном тренажёре», а закреплять отработанные навыки уже на «полнопилотажном» с динамическим стендом для имитации движений реального объекта.

Деньги вперёд

На МАКСе-2013 подписан большой пакет контрактов на поставку МС-21 лизинговым и авиационным компаниям. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс» 27 августа подписала твёрдый контракт на при-обретение у корпорации «Иркут» 22 МС-21. Это соглашение является реализацией опциона на 50 самолётов, заключённого компаниями в августе 2011 года.  Поставки начнутся с 2019 года. 

Ещё 30 самолётов «Иркут» передаст «ВЭБ-Лизингу». Общая каталожная стоимость этих самолётов – 2,5 млрд. долларов, передача воздушных судов заказчику будет осуществляться в период с 2018 по 2022 год. Приобретаемые самолёты будут реализованы заказчикам в России и за рубежом.

Лизинговые компании, в свою очередь, начали работать с будущими эксплуатантами. Меморандум о намерениях в отношении покупки шести самолётов МС-21 «ВЭБ-лизинг» подписал с авиакомпанией «Трансаэро», ещё на десять самолётов заявлена авиакомпания «ЮТэйр».

Десять самолётов приобрела авиа-компания «ИрАэро». Общая стоимость контракта составляет 720 млн. долларов по каталожным ценам, поставки намечены на 2019–2022 годы. Со стороны ЗАО «ИрАэро» документ подписал генеральный директор Юрий Лапин, со стороны ОАО «Корпорация «Иркут» – президент Олег Демченко. 

В корпорации «Иркут» уверены, что справятся с объёмом поставок. Как заявил президент корпорации Олег Демченко, на Иркутском авиационном заводе уже начато производство первых машин, предназначенных для испытаний: «Мы приступили к производству первых четырёх самолётов для лётных и статических испытаний. Начался монтаж автоматизированной линии сборки на Иркутском авиазаводе. Корпорация «Иркут» приложит все силы, чтобы и в дальнейшем работы по программе шли в соответствии с графиком».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры