«Где те самые три бюллетеня?»
Неоднозначная история с бюллетенями для тайного голосования разворачивается в Братске. Эти документы должны находиться под охраной в теризбиркоме. Однако шесть из них обнаружились в горкоме КПРФ. Братская ТИК во главе с председателем Еленой Московских нашла виноватого – члена комиссии с правом решающего голоса от КПРФ – и поспешила выразить ему коллективное недоверие. Ещё три таких же бюллетеня могли оказаться в распоряжении братского отделения «Единой России», не исключают представители Компартии.
В Братске в преддверии выборов депутатов Законодательного Собрания области накаляются страсти. В центре политических событий оказались не только кандидаты, но и члены городской территориальной избирательной комиссии (ТИК). 25 августа ТИК сделала весьма громкое заявление. В облизбирком за подписью сразу восьми (из девяти) членов комиссии, в том числе её председателя Елены Московских (представляет «Единую Россию»), поступило обращение. Все работники комиссии решили коллективно выразить недоверие коллеге Ольге Банниковой, представляющей КПРФ, и вместе с этим сообщить публично о беспрецедентном факте – пропаже документов для тайного голосования. По версии обратившихся, именно Банникова похитила шесть бюллетеней, так как, являясь членом комиссии, имела доступ к хранилищу с этими документами. После чего передала бумаги в горком КПРФ, заверяет коллектив ТИК.
Излагать все детали похищения коллеги Банниковой почему-то отказались. Заметили лишь в своём официальном обращении, что сильно опасаются дальнейших нарушений со стороны Банниковой, в том числе при подведении итогов голосования 8 сентября. «Просим Избирательную комиссию Иркутской области принять меры воздействия на члена комиссии с правом решающего голоса Банникову Ольгу Николаевну вплоть до исключения из состава комиссии», – потребовали письменно представители ТИК.
В устной беседе с «Конкурентом» секретарь братской ТИК Татьяна Литвинцева также отказалась распространяться о деталях хищения. Она сообщила, что всю информацию восемь членов комиссии уже изложили на опросе в Следственном комитете, сотрудники которого теперь выясняют подробности. «Мы ездили на опрос 28-29 августа. Пока реакции на обращение со стороны КПРФ и областной комиссии не последовало. Сама ТИК не может что-либо предпринять, ведь нас формировал облизбирком, но какой-то итог должен быть. Ситуация должна как-то развиваться. Члена комиссии должны исключить», – уверена Литвинцева.
Ольга Банникова между тем на заседания избирательной комиссии после инцидента не приходит. Отказывается она, со слов Литвинцевой, и отвечать на телефонные звонки своих недоверчивых коллег. «С тех пор мы её больше не видели», – делится секретарь.
Несмотря на столь однозначное требование – исключить представителя Компартии из состава ТИК, в прокуратуру члены комиссии не обратились. Оказалось, что заявление о нарушении избирательного законодательства подал вместе с бюллетенями депутат-коммунист Госдумы РФ Сергей Юрченко. «Идёт доследственная проверка. Сегодня (30 августа. – Авт.) истекает трое суток, но этот этап, скорее всего, будет продлён до 10 суток», – комментирует «Конкуренту» помощник прокурора Денис Самойлов. В Следственном комитете, куда были переданы материалы из прокуратуры, сообщили, что Банникова также вызвана на опрос.
Совсем по-другому интерпретируют братский инцидент в Иркутском обкоме КПРФ. Второй секретарь обкома Евгений Рульков рассказал «Конкуренту», что ему «достоверно известно»: бюллетени были вынесены с разрешения и по команде председателя ТИК Елены Московских. «После того как территориальный избирком принял от Почты России в присутствии полиции бюллетени, председатель Елена Московских дала разнарядку Ольге Николаевне разложить бюллетени по округам. И попросила для себя три бюллетеня по разным округам для ознакомления. Банникова без задней мысли отдала ей эти документы. Московских ушла из хранилища вместе с бумагами. Но когда Ольга Николаевна разложила документы и позвала Московских, то поинтересовалась у начальницы: «Где те самые три бюллетеня?» – сообщил Евгений Рульков. Ответа на вопрос не последовало. Тогда решила не отставать от вышестоящего руководства и Банникова: она попросила у председателя ТИК разрешения снять ксерокопии с бюллетеней, чтобы с ними смогли ознакомиться и члены горкома. Промолчавшая в первый раз Московских посоветовала Банниковой взять бюллетени из резерва, утверждает Евгений Рульков: «Зачем копии, берите из резерва, их очень много», – сказала Московских. В присутствии полиции Ольга Николаевна взяла шесть штук. А пока она добиралась до дома, с ней опять – по телефону – связалась начальница и попросила срезать правый верхний угол бюллетеня (процедура, которая проводится для погашения неиспользованных бюллетеней после выборов. – Авт.)». Уже на утро Банникова с полученными экземплярами направилась в горком партии, где и встретила депутата Юрченко.
Дозвониться до Елены Московских «Конкуренту» не удалось, но прокомментировать ситуацию согласился её заместитель Евгений Морозов («Справедливая Россия»). По его словам, большая часть членов комиссии участвовала в процессе приёма бюллетеней ТИК. После этого была проведена стандартная процедура: документы поместили в специальное хранилище, поставили сигнализацию, дверь была опечатана, составлен акт приёма-передачи. Затем члены комиссии разошлись. Разложить бюллетени было поручено представительнице КПРФ 21 августа. «Она это делает не первый раз. Оснований не доверять ей у нас не было», – признаётся Морозов. Вместе с тем он добавляет, что не верит и в версию КПРФ: «Зачем председателю выносить бюллетени? В то, что говорят в КПРФ, можно верить, а можно не верить. Во всяком случае, мы, члены комиссии, о таком диалоге (между Московских и Банниковой. – Авт.) не знаем».
Примечательно, что и Евгений Рульков, и заместитель председателя ТИК Евгений Морозов вспомнили о прошедших в 2011 году выборах в Госдуму РФ. Первый уверен, что уже в той кампании Московских «некрасиво» зарекомендовала себя: «Банникову будем защищать. И никакая Московских её не снимет. Я думаю, облизбирком уже знает, что это за штучка». Оппонент вспомнил, что Ольга Банникова тоже «проявляла» себя: «Она приносила в 2011 году жалобу, наговорила на членов комиссии, причём особенно давила именно на Московских».
30 августа, на момент, когда верстался номер «Конкурента», в СК ждали саму Ольгу Банникову. «Если она придёт на опрос, мы сможем прояснить картину», – сообщили в СК.
Облизбирком от комментариев относительно дальнейшей карьеры Банниковой и Московских в качестве члена и председателя ТИК пока воздерживается: «У нас нет полномочий снимать члена комиссии. Он принимает решение либо по собственному желанию, либо подчиняясь суду. Пока идёт разбирательство, дело даже не передано в суд. Ждём результатов».