«У нас принцип Джобса: очень интересно, но очень трудно»
Служба наладки и испытаний тепломеханического оборудования инженерного центра «Иркутскэнерго» – это кладезь лучших инженеров региона. «У нас серьёзный отбор специалистов. Я всегда предупреждаю молодых сотрудников, что здесь хоть и тяжёлая работа, но очень интересная. На личном примере знаю, какое удовлетворение получаешь, когда подводишь к логическому завершению свой проект», – рассказал об особенностях работы начальник службы наладки и испытаний тепломеханического оборудования инженерного центра «Иркутскэнерго» Алексей Евсеев.
Конкурентное преимущество
В сентябре службе наладки исполнится пять лет. Несмотря на свой юный возраст, она уже может похвастать серьёзными результатами, крупными проектами и громким именем. Сегодня службу наладки инженерного центра «Иркутскэнерго» знают во всей энергосистеме региона и даже за его пределами. Начиналось всё, вспоминает Алексей Евсеев, с очень маленького коллектива. «1 сентября 2008 года в структуре инженерного центра была образована служба наладки и испытаний тепломеханического оборудования. Шесть человек перешли из исполнительной дирекции, именно они теперь являются костяком всего нашего отдела», – рассказал Евсеев.
К своему пятилетнему юбилею служба получит необычный подарок: увеличение коллектива в два раза. «Штат сотрудников у нас постоянно растёт, сейчас насчитывается 35 человек. С 1 сентября этого года он увеличится до 70. Запланирован перевод персонала режимных групп филиалов в состав инженерного центра. Таким образом нам удастся применить единые технические подходы для наладочных и испытательных работ на объектах энергоугольной компании. Даже в филиалах, где режимные группы уже были, перевод в наш состав позволит выйти на новый качественный, технологический уровень», – пояснил Алексей Евсеев. Он добавил: теперь служба за счёт большего числа специалистов может увеличить объёмы работ, что позволит инженерному центру укрепить свои преимущества на рынке.
«У нас опытнейший персонал, который умеет работать с оборудованием энергосистемы региона, знает его недостатки, может оперативно реагировать на сбои в режимах. К тому же по-стоянно растёт парк оборудования, мы следим за новинками и успеваем, несмотря на профессиональную загруженность кадров, обучать их работать на новых приборах. Те же газоанализаторы меняются год от года, фирмы выпускают модели, которые значительно отличаются друг от друга», – рассказал начальник службы.
«Исключительно мужская работа»
Коллектив службы наладки исключительно мужской. Тяжёлые условия труда диктуют отбор сотрудников: физическая подготовка и психологическая устойчивость при приёме на работу ценятся прежде всего. Впрочем, с улыбкой добавил Алексей Евсеев, молодых сотрудников всё-таки удаётся «завлечь». «Молодые специалисты всегда проходят через меня, и я их сразу предупреждаю, что у нас действует принцип Стива Джобса: работать тяжело, но очень интересно. Да, нашим инженерам приходится трудиться при высоких температурах, вибрации, шуме, зато они всегда занимаются своими проектами «с горящими глазами», – отметил наш собеседник. Он добавил, что при поступлении на работу будущих сотрудников предупреждают о регулярных длительных командировках. Служба наладки инженерного центра обслуживает все филиалы энергосистемы региона от Шелехова до Усть-Илимска. Порой инженерам приходится выезжать «в поле» на месяц-полтора.
Алексей Евсеев подчеркнул: не стоит думать, что работа у инженеров «непыльная». Напротив, сотрудники, несмотря на свои заслуги, никогда не сидят в офисе безвылазно. Недавно служба наладки провела мероприятия по настройке экономичного режима работы котлов всех объектов энергоугольной компании, для этого каждый теплоисточник изучался подробно, «до последнего винтика». «Изначально все котлы «Иркутскэнерго» были спроектированы на азейский и ирша-бородинский уголь. Сейчас спектр применяемых углей гораздо шире, к тому же в компании понимают, что из экономических соображений необходимо переходить на собственное топливо, а не закупать его на внешнем рынке. Для этого требуется ряд изменений в структуре работы котлов, при этом каждый случай уникален. Например, раньше на ТЭЦ-6 использовали исключительно ирша-бородинский уголь, сейчас её перевели на ирбейский. Но на это потребовалось почти шесть лет», – рассказал Алексей Евсеев.
По его словам, нередко над проектами приходится работать годами. Именно поэтому так важно, чтобы сотрудники, которые начинали разработку, не потеряли к ней интерес. «Главные черты характера наших инженеров – усидчивость, внимательность, даже в какой-то мере кропотливость, а также желание докопаться до истины и навык не пасовать при трудностях», – отметил начальник. Чтобы оценить сложность работы, хотя бы только физическую, Алексей Евсеев показал многокило-граммовые газоанализаторы, с которыми специалистам приходится подниматься при высоких температурах на высоту до 40 метров. Но все эти недостатки нивелируются, когда видны результаты работы. «Получаешь огромное удовольствие, когда приезжаешь на производство, настраиваешь режим работы и визуально отмечаешь, что картина изменилось, оборудование стало работать совершенно по-другому, например, время безостановочной работы котлов увеличивается с трёх недель до трёх месяцев», – добавил наш собеседник.
«Готовить смену»
Хотя на днях у службы наладки ожидается большое пополнение, всё равно остаётся дефицит кадров, сетует Алексей Евсеев. Сотрудники, как правило, работают группами над проектами, специалистов просто не хватает на все заказы. Именно поэтому с нынешнего года решено готовить молодых специалистов практически со студенческой скамьи.
«Сейчас, когда наше подразделение выросло, начинаем сотрудничать с ИрГТУ и корпоративным учебно-исследовательским центром ИрГТУ ОАО «Иркутскэнерго». Мы готовы работать со студентами с начального этапа обучения, знакомить их с особенностями работы нашего направления, организовать наставничество. К сожалению, специалистов нашего профиля напрямую не готовят. К нам приходят или из института, или уже с производства, но и тех и других всё равно приходится переучивать непосредственно на рабочем месте», – пояснил Евсеев.
Он добавил, что проблемы найти кураторов для молодых специалистов не будет. Коллектив службы наладки очень сплочённый и всегда легко принимает новичков. «У нас проводятся корпоративные мероприятия, которые помогают сдружиться, отвлечься, отдохнуть. Ведь нашим инженерам по-стоянно приходится работать головой, нет возможности переключиться на механические действия. Мне лично помогают отвлечься работа по хозяйству, занятия с дочкой и маленьким сыном. Надеюсь, он когда-нибудь пойдёт по моим стопам в большую энергетику. Некоторым моим коллегам помогает отвлечься спорт. Зная их увлечения, мы в честь юбилея планируем провести волейбольный матч с командой теплотехнической службы «Иркутскэнерго». Хочется пожелать своим коллегам здоровья, успехов в нашем нелегком деле, повышения профессионального уровня и отличного настроения», – говорит Алексей Евсеев.