издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под обломками финансовой пирамиды

Полицейский и предприниматель едва не похоронили ангарчанина

Ангарский городской суд вынес приговор сотруднику уголовного розыска ГУ МВД по Иркутской области Борису Шехтеру и директору ООО «СтройЭлитГрупп» Константину Согрину. Они обвинялись органами предварительного следствия в похищении человека, вымогательстве у него денег в крупном размере и незаконном лишении свободы.

Карьера Мавроди не давала спать

Всё началось с того, что приятели придумали способ быстро разбогатеть. Им показалось, что они нашли брешь в маркетинговой программе, очень смахивающей на финансовую пирамиду. Но обдурить её создателей оказалось не так-то просто. В начале прошлого года директор строительной фирмы и старший оперуполномоченный угрозыска развернули бурную деятельность по привлечению клиентов в интернет-магазин, занимающийся продажей инвестиционного золота пробы 999,9. По условиям маркетинговой программы каждый, кто регистрировался на сайте, должен был внести 540 евро за свой заказ в виртуальной торговой точке. Но если клиент приводил за собой 15 человек, ему полагалось вознаграждение – 3255 евро. Шехтер и Согрин купились на обещание организаторов предприятия в любой момент вернуть покупателю внесённые им средства, удержав за труды лишь 40 евро. Подсудимые рассчитывали, воспользовавшись прибылью, забрать вложенные в заказы деньги и рассчитаться со своими инвесторами. 

В марте прошлого года начинающие финансисты приняли на работу по оформлению заказов в интернет-магазине парня, который жил по соседству с Согриным и трудился в его строительной фирме. Тот пригласил своего работодателя с приятелем в кафе отметить день рождения и получил в «подарок» предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться. Именинник, очень скоро получивший статус потерпевшего по уголовному делу, согласился заниматься администрированием в виртуальном магазине. Для парня, хорошо владевшего компьютером, не представляло сложности регистрировать новых клиентов, вносить за них деньги и от их имени вести с магазином переписку. 

Копии паспортов клиентов, их банковские карты, на которые должна была поступать прибыль, а также деньги для взносов он получал от нанимателей. Несостоявшиеся финансовые гении рассчитали, что им нужно привлечь в программу 63 знакомых, а потом оставалось бы только снимать с их банковских карт прибыль, которую решено было по-честному делить на троих. 

С копиями паспортов и банковскими картами знакомых, которые даже не предполагали, что стали клиентами интернет-магазина, проблем у подсудимых не возникло. Они просто говорили, что Согрину надо скрыть деньги от налогов, и обещали за услугу от двух до пяти тысяч рублей. Причину все сочли уважительной, а вознаграждение – не лишним. Штаб финансовой операции располагался в квартире тёщи одного из подсудимых, куда тот пустил жить будущего потерпевшего. На маркерной доске «соучредители» фиксировали свои расходы. Основная финансовая нагрузка легла на плечи инвесторов Согрина, с которыми директор строительной фирмы собирался рассчитаться, как только получит прибыль от нового предприятия. Всего на счета «emgoldex» было якобы переведено 700 тысяч рублей. 

Однако ничего из «гениальной» финансовой затеи Бориса Шехтера и Константина Согрина не вышло: решив расторгнуть с интернет-магазином отношения от имени привлечённых ими клиентов, они получили вежливый, но категоричный отказ возвратить вложенные деньги. После чего события стали развиваться по явно уголовному сценарию. Ответственность за крах финансовой пирамиды её создатели возложили на наёмного работника. Борис Шехтер заявил ему по телефону: «Ответишь головой». Напрасно парень пытался скрыться от полицейского, который 10 лет прослужил в подразделениях по розыску опасных преступников. Капитан полиции оказался прекрасным сыщиком. Это подтвердил и его начальник в судебном заседании, назвав подчинённого «розыскником с задатками». Свидетель также показал, что на столе в служебном кабинете Шехтера стоит компьютер с программой, позволяющей узнать телефоны и адреса любого жителя Иркутской области. Беглец менял сим-карты, но преследователи моментально вычисляли его новые номера и звонили с угрозами. На каждого, у кого потерпевший находил временный приют, тут же выходил «розыскник с задатками». Он объяснял, что прячут они вора, укравшего крупную сумму денег у «серьёзных людей». И обещал уладить неприятности, если ему помогут найти беглеца. 

Не прошло и недели, как Борис Шехтер и Константин Согрин выследили свою жертву в Ангарске. Как рассказал на допросе потерпевший, капитан полиции приставил к его голове пистолет и велел сесть в автомобиль. Там парня пристегнули «браслетами» к ручке дверцы, на глаза натянули шапку, чтобы он не видел, куда его везут. А повезли страдальца за город, в пустынное место. Неподалёку от опоры линии электропередачи молодому человеку пришлось под дулом пистолета копать себе могилу. Полицейский при этом держал ствол рядом с его головой и несколько раз даже выстрелил для острастки в воздух, пока его компаньон излагал требования. От наёмного работника приятели хотели, чтобы он покрыл понесённые ими убытки и выплатил компенсацию морального вреда. Сумма долга, которую повесили на потерпевшего, составила 900 тысяч рублей. 

Подсудимые предусмотрели всё: захватили с собой одежду, чтобы труднее было опознать труп жертвы, отняли у потерпевшего сотовый после того, как он позвонил матери и заверил её, что у него всё в порядке. Пытки закончились, когда молодой человек пообещал занять нужную сумму или взять кредит, чтобы выполнить требования вымогателей. Схему выплат ему предложили «щадящую»: 200 тысяч рублей – через месяц, остальную сумму – в течение года. Но таких денег у парня не было. А мама, у которой он попросил помощи, тут же повела своё взрослое чадо в службу собственной безопасности ГУ МВД РФ по Иркутской области. 

Допрос под дулом пистолета

После этого ситуацию взяли под свой контроль коллеги Бориса Шехтера. Оперуполномоченные из подразделения собственной безо-пасности областного управления МВД наблюдали за встречей заявителя с вымогателями возле банка ВТБ-24, где должнику предстояло оформить кредит на сумму 200 тысяч рублей. После того как банк в услуге отказал, оперативники спрятали в подкладке брюк потерпевшего диктофон «Олимпус» и проводили молодого человека на стадион «Локомотив». Там состоялся очередной раунд переговоров. Константин Согрин и его жертва вместе посмотрели футбольный матч и отправились в квартиру, где находился штаб прогоревшей «финансовой компании». Их уже дожидался Борис Шехтер, тут же взявший процесс «дознания» в свои опытные руки. Для начала он пристегнул «задержанного» наручниками к батарее, затем «произвёл досмотр» в поисках «жучка». Диктофон не нашёл, но на всякий случай включил прибор для погашения аудиосигнала и приступил к допросу с пристрастием: приставлял дуло пистолета то к колену, то к виску своей жертвы и принуждал дать «признательные показания». Признаться парню предстояло в том, что он обратился за помощью в полицию – до Шехтера уже дошла такая информация. 

Ничего не добившись в этом «следственном действии», капитан полиции, по его словам, отправился к блатным в Шелехов, чтобы посоветоваться, как лучше «убрать» ставшую опасной жертву. Сам он склонялся к тому, чтобы напоить потерпевшего водкой и сбросить в реку. Вернувшись от блатных, Шехтер ещё раз обыскал прикованного к батарее парня и на этот раз нашёл-таки записывающее устройство. Осколки диктофона тут же полетели в унитаз. Освобождение явилось в виде отряда спецназа полиции и ФСБ. Квартиру они взяли штурмом, вломившись через окно, поскольку открывать нежданным гостям дверь хозяева отказались. Наоборот, закрыли вторую дверь и выключили свет. 

Следователи из регионального управления СК России передали в суд вместе с обвинительным заключением множество вещественных доказательств по уголовному делу. Выяснилось, что травматический пистолет, которым орудовал Шехтер, был украден им из бардачка автомобиля приятеля. В машине подсудимых обнаружились и складная сапёрная лопатка, которой потерпевший рыл себе могилу, и одежда, в которую он должен был облачиться, прежде чем лечь в сырую землю. Из унитаза оперативники выудили осколки диктофона, нашёлся и глушитель. Уликами стали также маркерная доска с нарисованной на ней схемой финансовой пирамиды, блокнот Согрина и ежедневник Шехтера, куда те вносили фамилии своих знакомых, оказавшихся, сами того не ведая, клиентами интернет-магазина. Они стали потом свидетелями в процессе, как и оперуполномоченный по особо важным делам из подразделения собственной безопасности ГУ МВД, и друзья потерпевшего, у которых он скрывался от погони. 

Суд счёл вину Бориса Шехтера и Константина Согрина доказанной, несмотря на то что сами они её отрицали. По версии подсудимых, потерпевший украл у них деньги, поэтому и пришлось его разыскивать через знакомых и родственников. Никаких сцен с рытьём могилы и допросами в квартире с помощью пистолета якобы не было. Кстати, саму могилу, прикрытую мусором, следственно-оперативная группа тоже нашла, оформив, как положено, протокол осмотра места происшествия. К уголовному делу были подшиты также протоколы оперативного наблюдения и другие документы, представленные службой собственной безопасности полиции и оформленные в соответствии с требованиями закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Доказательственную базу пополнило также заключение судмед-

эксперта, в котором были зафиксированы синяки на запястье потерпевшего от наручников. Кстати, такую же экспертизу прошли и оба обвиняемых, у которых после задержания обнаружились кровоподтёки на скулах, разбитые губы и прочие свидетельства контакта со спецназовцами. Константин Согрин на допросе поспешил заверить, что никаких претензий к бойцам за это не имеет. Борис Шехтер, напротив, заявил, будто физическая сила применялась к нему для выбивания ложных показаний, которые он так и не дал. 

Показания потерпевшего, которые легли в основу приговора, по мнению суда, полностью подтверждались совокупностью других доказательств, представленных стороной обвинения. Были учтены смягчающие вину подсудимых обстоятельства: их молодой возраст (тому и другому исполнилось 28 лет), положительные характеристики на работе и по месту жительства (Согрина хвалила даже тёща). 

Борис Шехтер, как сотрудник полиции, естественно, получил больший срок – его безупречная служба в органах была признана отягчающим вину обстоятельством. Капитан получил 8 лет колонии строгого режима и лишён права занимать должности в органах внутренних дел. Константину Согрину назначено наказание на срок 7,5 года. Оба признаны виновными в вымогательстве денег в крупном размере (ч. 2 ст. 163), незаконном лишении человека свободы (ч. 2 ст. 127) и его похищении из корыстных побуждений группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия и угрозой опасного для жизни насилия (ч. 2 ст. 126 УК РФ). 

Суд удовлетворил также ходатайство потерпевшего о компенсации ему морального вреда. Правда, тот просил взыскать с подсудимых в солидарном порядке 400 тысяч рублей, а Фемида сочла справедливым урезать аппетиты молодого человека в 10 раз. Когда приговор вступит в законную силу, Борису Шехтеру придётся уплатить 25 тысяч рублей, его подельнику – 15 тысяч. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры