Любовный многоугольник
Сто двадцать участников арт-мастерской «Театральное пространство Байкала», организованной Молодёжным театральным движением академического драматического театра имени Охлопкова, ещё раз убедились, что Байкал – это место, где раскрываются душевные порывы, где наиболее полно проявляются творческие возможности.
Арт-мастерская не была похожа на театральный фестиваль, объединяющий в лучших постановках профессиональные или любительские коллективы. Арт-мастерская, проведённая в Большом Голоустном среди сибирской природы, продуваемая байкальскими ветрами, была школой, где каждый становился и учеником, и учителем своего творчества, человеком, подчиняющимся порядку, организованному коллективным разумом.
На Байкале собрались молодые люди, увлечённые театральным искусством, и не только те, кто выходит на сцену, чтобы исполнить ту или иную роль. Мастерская объединила дизайнеров и графиков, фотографов и журналистов – словом, тех, кто создаёт афиши, делает снимки и пишет о спектаклях, помогая тем самым их продвижению к зрителям.
Эту увлечённую молодёжь собрал вместе конкурс ТеатРRoject, проведённый Молодёжным театральным движением среди творческих факультетов вузов Иркутска. Общее представление о будущей профессии его организаторы направили в профессионально ориентированное русло, что позволило материализовать абстрактное воображение в конкретные образы театрального искусства.
Организаторы арт-мастерской в первый день её работы разделили всех участников на три группы, предоставив возможность каждому стать помощником для другого коллектива, создателем атмосферы, в которой незнакомые друг с другом молодые люди в короткий срок становились соратниками и друзьями.
Мастерская – это в первую очередь учёба. Велась она по многим направлениям. Молодые люди учились основам режиссуры у актрисы и режиссёра Надежды Славной, актёрской импровизации у немецкого педагога Саши Прайса. С участниками ТеатРRoject фотохудожник из Москвы Ольга Чумаченко делилась секретами мастерства, художник-график из Иркутска Татьяна Скородумова говорила о создании театральных плакатов, журналисты вели дневники всей работы молодёжного форума.
День был заполнен работой, учёбой, отдыхом, а вечером прошли просмотры и обсуждения спектаклей. Прежде чем их участники совершили путешествие со своих сцен к сцене Большого Голоустного, они прошли жесточайший отбор, проводившийся в Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Иркутске, посёлках Чуна и Усть-Ордынский, других населённых пунктах нашей области. Отбор проходил не только по качеству сыгранных спектаклей, но и по актуальности тем для современного молодого зрителя. Пьесы разных драматургов в этих спектаклях интерпретировались режиссёрами и исполнителями в духе времени, в котором были представлены.
Например, повесть Тендрякова «Ночь после выпуска» была написана и инсценирована для театра в 70-е годы прошлого столетия. Сыгранная театром «Предместье» Иркутского государственного технического университета, она обрела современное звучание, ибо тема дружбы и предательства никогда не устаревает.
О чём бы ни говорили любительские коллективы в своих постановках, в большей или меньшей степени они говорили о любви. Тонким и пронзительным стал спектакль «Стеклянный зверинец» по Уильямсу, представленный театром «Бусинки». До абсурда было доведено равнодушие людей в спектакле «Dawn Way» Багаева, поставленном театром «Цилиндр» юридического института ИГУ, когда на одном и том же месте проезжающие машины сбивали человека. На самом деле их владельцы сбивали своего ангела-хранителя, пренебрегая заповедью любви к ближнему.
Любовь многогранна – эту тему можно развивать до бесконечности. И она развивалась на примере рассказов Чехова, с юмором и глубоким смыслом сыгранная в спектакле «Истории Антоши Чехонте» театром «Событие» Иркутского медицинского университета.
Апофеозом темы любви стал спектакль «Варшавская мелодия» Зорина в постановке театра-клуба-студии «Диалог», в котором время словно остановилось. Оно не властно убить чувства мужчины и женщины. Верность любви, пусть и несчастливой, проходит через пространство и время. Остаётся задаться вопросом: «Бывает ли любовь счастливой?» Большинство молодых людей верят, что первое чувство вечно и непроходяще. Заблуждение, делающее их счастливыми.
Счастливыми были и все участники арт-мастерской «Театральное пространство Байкала». Молодёжное театральное движение академического драматического театра при поддержке министерства культуры и архивов, министерства физической культуры, спорта и молодёжной политики Иркутской области, ООО «Газпром добыча Иркутск» дало возможность молодым людям, любителям театрального искусства, проявить себя в творчестве, почувствовать притяжение сердец, наполненных любовью к разумному, доброму, вечному.