Охота по-крупному
В Братске пытались снять с выборов сильных кандидатов
Партия «За справедливость!» развернула в Братском округе №10 охоту за крупными политическими игроками. В понедельник в Иркутском областном суде завершились слушания по делу Виталия Шубы, а во вторник-среду смотрели новый иск – против Максима Правдина, который идёт от КПРФ. Тот же истец, Юрий Баженов от партии «За справедливость!», настаивал на прежнем: кандидат зарегистрирован незаконно, только фамилия поменялась – теперь это Правдин. Оба иска суд постановил оставить без удовлетворения. Сторона истца считает, что имеют место некие манипуляции с документами со стороны окружной комиссии и кандидатов. В ОИК ситуацию комментировать отказываются. Виталий Шуба уверен, что документы его штабом были составлены качественно, а некая сторона пытается «высосать из пальца» аргументы для снятия его с предвыборной гонки.
Братский представитель партии «За справедливость!» Юрий Баженов решил снимать всех подряд. Не успел Иркутский областной суд подтвердить правомерность регистрации кандидата-одномандатника по округу №10 Виталия Шубы, как Юрий Баженов подал второй иск. На этот раз он посчитал, что избирательная комиссия незаконно зарегистрировала другого кандидата по округу №10, Максима Правдина (идёт на выборы от КПРФ). Суд в понедельник отказал в иске по делу Виталия Шубы, а в среду аналогичное решение было вынесено по Максиму Правдину.
Как сообщила «Конкуренту» судебный представитель Юрия Баженова Надежда Алексеева, основное нарушение, найденное её истцом в документах Виталия Шубы, – это отсутствие на подписных листах указания, что кандидат идёт не самовыдвижением, а от партии «Единая Россия». «18 июля Виталий Шуба представил в ОИК заявление и справку, заверенную «ЕР», о том, что он идёт от партии власти. Дата сбора подписей избирателей точно такая же – 18 июля. Это означает, что кандидат собирал подписи, не уведомив избирателей, что идёт от какой-либо партии, отсутствие необходимых отметок на подписных листах тому свидетельство. Законодательство о выборах требует указания в подписных листах информации о партийной принадлежности кандидата, иначе подписные листы могут быть признаны недействительными, а регистрация аннулирована». Кроме того, истец настаивал, что в подписные листы были внесены в установленном порядке неоформленные исправления, касающиеся даты сбора подписей (в проведении экспертизы подписных листов истцу было отказано). У Виталия Шубы, по мнению истца, не было уведомления об отсутствии счетов за рубежом (новое требование выборного законодательства), а также с лакунами был заполнен лист сведений об имуществе (из 11 необходимых колонок незаполненными остались 6). Кроме того, этот лист был подписан Шубой, но не имел даты подписи.
Суд продолжался несколько дней, поскольку ОИК не сумела в нужные сроки представить документы. Когда же они появились в суде, оказалось, что в подписных листах, вопреки заявлению Баженова, никаких исправлений нет. Суду было представлено уведомление об отсутствии у Шубы зарубежных счетов, а также лист сведений об имуществе. Когда представители Юрия Баженова прибыли в ОИК и попросили скопировать документы кандидата Шубы, председатель комиссии просто «забыл» скопировать уведомление об отсутствии счетов за рубежом. С листом доходов тоже произошла маленькая ошибка: оказывается, Виталий Шуба поставил свою подпись на лицевой стороне листа, а дату – на оборотной. Оборот истцу как раз и не скопировали.
Что касается главного аргумента – отсутствия в подписных листах сведений о партийной принадлежности кандидата, то ОИК полагает: и здесь нет нарушения. «Окружная комиссия заявила, что не считает принятую ею же справку легитимной, – пояснила Надежда Алексеева. – Комиссия посчитала, что справка выдана лицом, на то не уполномоченным. И документ, имеющий официальную печать ИРО «ЕР», подпись конкретного лица, не может быть принят в качестве доказательства принадлежности Виталия Шубы партии «Единая Россия». В итоге Виталий Шуба, известный единоросс, оказался самовыдвиженцем. А значит, его подписные листы, не содержащие сведений о принадлежности какой-либо партии, в полном порядке. Суд учёл эти доводы и признал регистрацию правомерной. «Мой истец считает, что произошла элементарная подтасовка документов, именно для этого была взята пауза стороной ответчика. Мы, вероятно, будем оспаривать это решение в Верховном суде», – сказала Надежда Алексеева.
А вот у «Единой России» теперь нет ни одного кандидата по округу №10. Победитель праймериз Сергей Белокобыльский, напомним, вынужден был уйти с предвыборной гонки, когда на округе появился Виталий Шуба. Теперь и он самовы-движенец. «Да, мне сейчас нельзя использовать партийную символику, тем не менее я остаюсь честным партийцем, одним из тех, кто стоял у истоков партии в регионе», – заметил Виталий Шуба. Он заявил, что считает претензии истца несостоятельными, а работу собственно штаба – достаточно качественной. «Понимаете, если кому-то необходимо вести борьбу не в открытую, а вот такими, не очень хорошими, способами – это его право, – сказал Шуба. – Мы тщательно всё перепроверяли, качественно готовили документы. От ошибок никто не застрахован, они могут случаться и не по вине штаба. Но если у кого-то стоит задача снять кандидата во что бы то ни стало, в ход идут аргументы, высосанные из пальца. И здесь как раз такой случай. Суд выиграл не я, а окружная комиссия, зарегистрировавшая меня в соответствии с законодательством. Суд это подтвердил. А всё остальное – досужие размышления».
Максима Правдина Юрий Баженов попытался «зацепить» всё тем же новшеством избирательного законодательства – уведомлением об отсутствии зарубежных счетов. «У этого кандидата действительно не было такого документа, – утверждает Надежда Алексеева. – И подтверждение было выдано. Однако по просьбе ОИК суд взял перерыв, а на следующий день из Братска в неопечатанном конверте через уполномоченного Максима Правдина в суде был передан некий документ от ОИК, а именно то самое уведомление об отсутствии зарубежных счетов. Оказалось, и на этот раз комиссия «забыла» вложить в список документов тот самый, спорный». В итоге суд принял решение отказать Юрию Баженову и во втором иске и оставить за Правдиным право участвовать в предвыборной гонке. Поскольку на обжалование по делу даётся пять дней, а суд до пятницы ещё не обнародовал текст решения, то обращение в Верховный суд по Правдину, в отличие от «дела Шубы», остаётся под вопросом. Может просто не хватить времени, пояснила Алексеева. Виталий Шуба заявил, что готов отстаивать свою точку зрения и в Верховном суде. «Как показывает практика, в большинстве подобных случаев Верховный суд оставляет решение областного суда в силе», – заметил Виталий Шуба.
Второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков ознакомился с претензиями Баженова. «Баженов утверждает, что ряд сведений, в частности об отсутствии счетов за рубежом, Правдин не указал, – сообщил Евгений Рульков. – Я имел разговор с кандидатом, Максим Правдин пояснил: все документы были поданы в избирком вовремя и в необходимом количестве, а иск Баженова явно надуманный». И Виталий Шуба, и Евгений Рульков затруднились предположить, в чьих интересах действует Юрий Баженов. «Я не знаю этого человека», – сказали оба. «В Братске он точно неизвестен, это явно технический кандидат», – добавил Виталий Шуба. «Ходили слухи, что снятие Виталия Шубы могло быть выгодным КПРФ, но, как показали дальнейшие события, Максим Правдин попал под «обстрел» того же истца, – заметил Рульков. – Как видите, обвинения оказались фальшивыми». Очевидно, Баженов действует в интересах сил, которым выгодно освобождение округа от сильных кандидатов. Среди версий, озвученных наблюдателями, есть версия и о том, что определённый интерес такая ситуация может представлять для Александра Демидова («Родина»), который имеет достаточно финансовых ресурсов, но явно проигрывает в популярности.
«Мы считаем, что в 10-м округе пройдёт по списку Ирина Рычкова, победа будет и за одномандатником Максимом Правдиным, – сказал Евгений Рульков. – Конечно, Виталий Шуба серьёзный соперник, но надо помнить: не всегда его кампании проходили гладко». Коммунисты также припомнили Шубе, что тот использует областной парламент как трамплин в Совет Федерации. Виталий Шуба – кандидат в Братске известный. Для регистрации в ОИК нужно было собрать 434 подписи, штаб собрал около двух тысяч. Сам Шуба, традиционно осторожный, о своих шансах предпочитает не говорить, однако именно его называют основным претендентом на победу.