«Лесным» налогам велено расти
Чиновники подсчитали ущерб от нелегальных лесозаготовок
Бюджет Иркутской области теряет не менее 120 рублей с каждого заготовленного кубометра древесины, подсчитали в региональном министерстве промышленной политики и лесного комплекса. По оценке ведомства, нелегальный оборот в лесной сфере составляет порядка 10% от всего объёма лесозаготовок, а ущерб от него – более 10 млрд. рублей. В среднем бюджет недополучает не менее 400 млн. «лесных» рублей ежегодно.
Бюджетная неэффективность, низкое качество переработки, «серые» схемы, значительный объём нелегального оборота, неэффективное использование угодий – всё это известные характеристики лесопромышленного комплекса региона. За прошлый год в бюджетную систему области за счёт лесной отрасли поступило 2,667 млрд. рублей, незначительный рост налогов наблюдался по секторам «лесное хозяйство» и «обработка древесины», на 34% снизились поступления от производства целлюлозы, сообщил замминистра промышленной политики и лесного комплекса региона Денис Сафронов на заседании правительства в четверг. «Среди субъектов Сибирского федерального округа мы уверенно лидируем по объёму заготовки древесины, тем не менее налоговая отдача с одного кубометра незначительна в сравнении с другими регионами», – констатировал замминистра. Лесопромышленный комплекс области представляют около 2 тыс. предприятий разного калибра, в лесу трудится порядка 36 тыс. человек, налоговые поступления отрасли формируются за счёт трёх видов деятельности. Львиная доля компаний любого масштаба работает в сфере заготовки и первичной переработки древесины. Продукцию с высокой добавленной стоимостью дают три предприятия, выпускающие целлюлозу, и несколько компаний, производящих фанеру, ДВП и ДСП.
Основное влияние на производственные показатели лесного комплекса, считают в министерстве, оказывает объём инвестиций. Только в прошлом году «в лес» ушло более 22 млрд. рублей. При этом бюджетная отдача лесного хозяйства – всего 30 рублей на кубометр заготовленного сырья. Показатель крайне низкий, учитывая, что средняя стоимость кубометра круглых лесоматериалов составляет около 1,5 тыс. рублей. Лесозаготовители берут наиболее качественную, экспортную древесину и оставляют на деляне мелкотоварную. Ежегодные потери лесных ресурсов составляют более 30%, а сохранение спроса на рынке позволяет экспортёрам пиловочника получать достаточную норму прибыли, сводя свою деятельность к быстрому заработку, поясняют в министерстве.
В то же время производственные показатели по остальным видам продукции показывают увеличение, а следовательно, и рост бюджетной отдачи до 43 рублей с кубометра. В обработке древесины, напротив, снижается налог на прибыль, что обусловлено увеличением производственных и транспортных затрат, нестабильностью ситуации на рынке. Производство целлюлозы – самый значительный источник поступления налогов из лесной сферы, его доля составляет 49%. Однако этот сектор сильно зависит от мировых цен на целлюлозу, поскольку вся продукция экспортируется.
Значительную часть всех налогов, поступающих от лесного комплекса, представляет НДФЛ, но бюджетная отдача на одного работающего недостаточна. В прошлом году поступление таких платежей от деревообрабатывающих предприятий снижалось, в то время как численность работников, напротив, росла. Этот факт свидетельствует о распространении в данном секторе «серых» схем по оплате труда, делают вывод в министерстве, а также о низком уровне заработной платы. Примерно пятая часть всех занятых в деревообработке – иностранные граждане.
Налог на имущество предприятий лесного комплекса растёт благодаря финансовым вливаниям в отрасль и вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей. Более 50% поступлений обеспечивает производство целлюлозы. Однако в остальном отрасль пополняется оборудованием, которое заведомо морально устарело. Дешёвая китайская техника устанавливается без капитального строительства и серьёзных инвестиций. Как следствие, продукция имеет низкое качество и продаётся по минимальным ценам.
Нелегальные лесозаготовки – ещё один бич отрасли. «Чёрные» лесорубы несут только прямые затраты на заготовку и вывоз древесины, бюджет не получает ни арендную плату за пользование лесными угодь-ями, ни налоги. Нелегальные лесозаготовители не имеют обязательств по выполнению сельскохозяйственных и противопожарных мероприятий. Таким образом, потери бюджета составляют в среднем не менее 120 рублей с кубометра, подсчитали в министерстве, нелегальный оборот – порядка 10% от всего объёма заготовленной древесины, ущерб – более 10 млрд. рублей. В среднем бюджет недополучает не менее 400 млн. рублей ежегодно.
Потенциал лесной отрасли в плане пополнения бюджета колоссален, отмечают чиновники. На заседании правительства Денис Сафронов предложил ряд мер, которые могли бы повысить бюджетную отдачу, однако не уточнил, почему их нельзя было применить до сих пор. Например, изъятие лесных участков у арендаторов, не исполняющих проект освоения лесных участков, ужесточение требований по передаче договоров аренды третьим лицам – перенайму, создание межведомственной рабочей группы, чтобы пресекать «серые» схемы. Снизить оборот нелегального оборота древесины предлагается за счёт использования механизмов биржевой торговли. Кроме того, министерство предлагает внести поправки в федеральное законодательство, регулирующее отношения в лесной отрасли региона, в части возмещения НДС непосредственно экспортёрам и возможности изъятия участков при задолженности по налоговым платежам. Предложения области по совершенствованию законодательства были поддержаны президентом России на заседании Госсовета весной этого года, заметил губернатор Сергей Ерощенко. Задача правительства Приангарья – к 2016 году повысить поступления от лесопромышленного комплекса в региональный бюджет более чем вдвое.