«И музу призывал на пир воображенья...»
Вот и дожили вчерашние молодые до юбилеев, всё чаще приходят воспоминания и прямо по-опереточному звучит: «Помнишь ли ты наши мечты?» Увы, не у всех эти мечты сбылись, чего нельзя сказать о главном балетмейстере Иркутского музыкального театра имени Загурского Людмиле Львовне Цветковой, которой 20 августа исполняется... Не будем уточнять эту цифру, ведь наша юбилярша молода, энергична и обаятельна, как и 26 лет назад, когда она приехала из Хабаровска в Иркутск, в наш тогда ещё театр музыкальной комедии, в качестве артистки балета. Конечно, всем было любопытно: какова новая балерина на сцене? Она была хороша, как и её героини.
Лёгким белоснежным облачком парит над сценой юное нежное создание, кажется, что девушка излучает свет. Танец сливается с музыкой, словно растворяясь в ней, – идёт балет Адана «Жизель», партию главной героини танцует Людмила Цветкова. Она балерина лирического плана, с нежным рисунком танца, про который хочется сказать: «Душой исполненный полёт…» На иркутской сцене танцевала Джульетту в «Эпитафии» на музыку Альбинони, Эсмеральду в «Соборе Парижской богоматери» Пуньи, Бесс в «Порги и Бесс» Гершвина, Машу в «Щелкунчике» Чайковского – словом, танцевала она много.
Кто знает, как бы сложилась судьба этой талантливой девочки, если бы не встретились на её пути добрые глаза и ласковые материнские руки, взявшие эту худенькую крошку из детского дома и ни за что не хотевшие с ней расставаться даже ненадолго. Девочку предлагали отдать в хореографическое училище, но ближайшее было в Улан-Удэ, правда, в танцевальном ансамбле Дворца пионеров она участвовала, получала различные награды, однажды поехала в «Артек» – и там опять победа на танцевальном конкурсе. Все стали интересоваться, где она учится. Вот тогда-то и пришло твёрдое решение: нужно поступать в Улан-Удэнском хореографическом училище. Но ей было уже пятнадцать лет, классическому танцу, по меркам хореографии, учиться поздно. Правда, сильный характер победил сопротивление педагогов, в качестве эксперимента приняли. Сомневались все. А выпускалась она с высшей оценкой по классу у легенды бурятского балета народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой. Упорство в достижении целей – одна из основных черт её характера, а ещё огромная самоотдача и трудоспособность. Будучи уже ведущей солисткой балета, Людмила поступает в Московский институт современного искусства.
«Стань танцем, музыка и слово»
Рисунок танца, заданный балетмейстером-постановщиком, порою сковывал фантазию, хотелось самой полёт воображения выразить в движении, вдохновить своими замыс-лами других танцовщиков. По ночам к ней приходила музыка и рож-дались её балеты. Так, услышав впервые музыку Андрея Петрова к балету «Сотворение мира», пленилась ею и подумала: «Поставлю этот балет, будет романтический рассказ о любви и жизни на планете Земля». И такой балет родился на сцене нашего музыкального театра.
В качестве балетмейстера-постановщика и педагога-репетитора пробовала себя уже давно. Работа приносила удовлетворение: в ТЮЗе поставила сказку «Золотой человек», с ансамблем Карпенко – оперу «Служанка-госпожа», была балетмейстером в опере «Паяцы», любит работать с детьми (это, говорит она, у неё от мамы-учительницы). В лицее №47 две постановки: мюзиклы «Оливер Твист» и «Синяя птица», в театральном училище – мюзиклы «Заноза Джейн» и «Кошки», на сцене музыкального театра – оперетты, танцевальные миниатюры, шоу-балет «Чиполлино», а ещё балетные постановки на театральных площадках страны. Какой у неё канкан в новой версии «Сильвы» – блеск!
Совершенно неожиданной для многих зрителей оказалась премьера балета «Серебряная нить, или Там, где заканчивается явь». Идея принадлежит Людмиле Цветковой: в спектакле показано преломление реальной жизни в наших снах. Либретто её, стихи Александра Айдарова, музыка рок-группы театра «Стихия». Новаторская и смелая для театра балетная постановка.
Не менее интересны и все её последующие спектакли. Как и многие любители балета, я впервые для себя открыла танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы в балете «Танго ночи», где музыка и танец слились в единый страстный монолог между мужчиной и женщиной, в любовный поединок в двенадцати историях, рассказанных торжествующим языком танца.
А как блестяще прошёл бенефис балета «От классики до современности»! Балетмейстер выявила потенциал каждого танцора, дала им возможность выплеснуть свои скрытые резервы. Зал аплодировал стоя, на глазах иркутских ветеранов балета были слёзы: их дело продолжалось достойно.
У балетмейстера Людмилы Цветковой есть свой характерный почерк-прочтение балетной классики, в то же время она сохраняет лучшие классические традиции. Это касается всех её балетов, будь то «Ромео и Джульетта», «Золушка» Прокофьева, «Щелкунчик» Чайковского или «Пер Гюнт» Грига (этот балет был особо отмечен профессио-налами из Москвы и Петербурга, приятно удивлёнными, что в далёкой Сибири с небольшой балетной труппой можно поставить такой оригинальный по своей многозначности балетный спектакль). Здесь хореографом была дана собственная редакция как музыки, так и сюжета, где в основе драмы лежит история блудного сына, история со-временного искателя счастья вне родины.
Каждая балетная премьера в театральной жизни города событие. Последние работы – балеты «Кармен» на музыку Бизе и «Гранатовый браслет» по мотивам повести Куприна с музыкой иркутского музыканта Константина Артамонова (это первая постановка в России). Романтическая трагическая повесть о большой любви не может оставить равнодушными зрителей. И мне, перефразируя Белинского, хочется воскликнуть: «Идите в театр! Любите театр! Посмотрите эти балеты!..»
Людмилу Львовну приглашают на постановки в другие театры, её имя знают российские деятели культуры. Она является лауреатом престижного международного конкурса, всероссийского конкурса хореографов, после победы на международном конкурсе в Новосибирске она была приглашена на стажировку в качестве балетмейстера современной хореографии в Париж. В минувшем году удостоена премии губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусств.
Сделано много, конечно, существуют и свои сложности, например укомплектование труппы, но сейчас с уверенностью можно сказать: «В Иркутске есть интересные балетные спектакли, есть балет, возглавляемый Людмилой Цветковой».
А впереди у балетмейстера новые планы, новые удивительные и прекрасные постановки.