издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шалом по-иркутски

  • Записала: Алёна МАХНЁВА

Чуть меньше месяца осталось до нового года по еврейскому календарю, согласно которому 6 сентября наступит 5774 год от сотворения мира. О еврейских традициях, появлении в Иркутске синагоги и о том, почему на улице Карла Либкнехта нельзя парковать машины с вечера пятницы до вечера субботы, вместе с любителями городской истории на этой неделе узнал «Сибирский энергетик» во время очередной прогулки по старому Иркутску.

Собрание еврейской мудрости

За воротами иркутской синагоги, самой старой из ныне действующих в России, во вторник собралась пёстрая толпа экскурсантов. Каменное здание было построено по проекту архитектора Кудельского после большого пожара 1879 года. Город отстраивался, в том числе и на пожертвования еврейской диаспоры. Пережив советский период, синагога была отреставрирована в постперестроечное время. Узнать, что собой представляет изнутри дом собраний еврейской общины, собравшихся пригласил главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер.

– Всем шалом, я рад всех видеть в нашем доме. Вообще, название «синагога» дословно переводится как «собрание», поэтому здесь собираются не только для молитвы, но и по разным другим причинам. Это место – центр, который соединяет евреев. В этом зале мы проводим не только молитвы, но и разные праздники, концерты и другие мероприятия, – рассказывает раввин. – Если вы прогуляетесь по нашему зданию, то увидите, что здесь есть компьютерный класс и бильярдный стол. У нас есть разные программы для разных возрастов, от рождения и до кладбища – к сожалению, мимо этого тоже никто не пройдёт. Важно сказать, что Иркутск – один из немногих городов, в которых и в советское время не только действовало уже существующее еврейское кладбище, но и открылось новое. 

– Первое, что бросается в глаза в синагоге, – двухсветный зал, – продолжает Аарон Вагнер, обращая внимание слушателей на балкон. – В синагогах во время молитвы женщины сидят на втором этаже, мужчины – на первом. Самое простое объяснение такое: молитва – это время, когда человек должен сосредоточиться, а если рядом с мужчиной садится женщина, бесспорно, она будет его отвлекать. Если не будет отвлекать – это вопросы уже к нему, – мягко шутит раввин. – Есть и более глубокие причины, но остановимся на этой – простой и практичной. 

Разные смыслы имеет и моген давид – шестиконечная звезда. Самое главное, что нужно знать, что этот символ не несёт никакого религиозного смысла и ассоциируется с евреями только последние 150–200 лет. 

– Шестиконечная звезда составлена из двух треугольников, стрелок, которые показывают нам путь. Один – снизу вверх, второй – сверху вниз. Это должно быть и в человеке – духовное и материальное, тогда человек может называться Человеком с большой буквы, – говорит раввин. – Это то, чего я желаю всем нам. По еврейскому календарю ровно через месяц наступает новый год, с сегодняшнего дня можно друг друга поздравлять.

В синагоге люди собираются не только для молитвы

Заботы о материальном и духовном здесь не противоречат друг другу. Перед входом в зал несколько рукомойников. Рядом – дверь в столовую, где община отмечает дни рождения и другие праздники, есть и благотворительная столовая, где кормят пожилых людей, объясняет лектор.

– Мойки – это практичный способ помыть руки и перед столовой, и перед молитвенным залом. Чтобы человек хотя бы для приличия сполоснул руки, если он идёт заниматься таким серьёзным делом – на молитву. 

В самом зале одну из стен украшают чугунные колонны, они были найдены замурованными в бетон во время реставрации здания. Но самая главная часть синагоги – арон а-кодеш, ковчег. 

– Внутри него находятся свитки, главная книга – Тора, написанная на пергаменте. Это самый священный уголок в синагоге, он находится на своём историческом месте. Очень важно, что свитки вернулись туда, где они были изначально, – говорит Аарон Вагнер. – В здании есть и миква – ритуальный бассейн с чистой дождевой водой. Во время восстановления строения нашли фундамент старой миквы, так что новая находится на том же месте, где была до революции.

На входе в синагогу и на всех дверных косяках вы увидите мезузу (в переводе с древнееврейского – «дверной косяк»), пергаментный свиток в футляре с самой главной еврейской молитвой. Вера в единого Бога – основа всего. Если человек не верит в это, возникает вопрос, насколько он вообще может считать себя евреем. 

Раввин Аарон Вагнер рассказал любителям иркутской истории
о некоторых еврейских традициях

Иркутская синагога уникальна во многом. Например, на улице перед зданием установлен дорожный знак, запрещающий парковку с вечера пятницы по вечер субботы. Его поставили из уважения к людям, соблюдающим шаббат. Но важнее – особенная община, которая существует в Иркутске уже не первый век.

– Задаваясь вопросом, почему именно в Иркутске сохранилось это здание, я для себя нашёл очень простой ответ: община была очень состоятельной и занималась благотворительностью как в городе, так и за границей, – говорит Аарон Вагнер. – В архивах есть документы, подтверждающие, что иркутская община помогала детскому дому в Палестине, отправляли отчёты и фотографии даже в Филадельфию и Европу. 

Должен рассказать об одной личности, малоизвестной в Иркутске. Это великий человек, раввин Натан Олевский, до 1932 года служивший в этой синагоге. В 1930-е годы его пригласили работать в Москву – в синагогу в Марьиной роще, единственную построенную и открытую при советской власти. Через тридцать дней он отказался от поста главного раввина Советского Союза, сказав: «Не могу читать за них молитву». Тогда заставляли во всех храмах читать молитву за советскую власть. В Иркутске он написал несколько книг, вёл огромную переписку с ведущими раввинами в Вильнюсе и Израиле. Эти письма в 1998 году были изданы, но в последние годы эти книги невозможно достать. 

«Англия обучила, Сибирь возвеличила, а Иркутская земля покрывает»

Во время молитвы человек должен сосредоточиться,
поэтому в синагоге мужчины и женщины садятся отдельно

Историю других представителей еврейской общины Иркутска продолжила директор галереи современного искусства «Дом художника» ИРО ВТОО Союз художников России Надежда Куклина.  

– Первым раввином в этом здании был Медведников, за ним – Хомер, а самый известный в истории раввин – Соломон Бейлин, человек, который написал научные работы о еврейском фольклоре Иркутска. Именно в его книгах читаем, что существовало понятие «иркутский еврей» и «сибирские евреи». В квартале рядом с синагогой находились дома и усадьбы, которые купили в своё время члены еврейской диаспоры. По обе стороны от синагоги находилось более ста домов. Синагога была настоящим центром общины. 

Если представить, что мы выходим из синагоги и идём по улице Карла Маркса по направлению к Ангаре, то справа по ходу нашего движения предстанет бывший особняк домовладельца Полутова. В нём уже после пожара располагалось родовспомогательное учреж-дение врачей Зисманов. Сейчас потомки этой знаменитой семьи работают в одной из больниц города. Основатель династии – Соломон Зисман – один из тех, кто начал в городе оспопрививательное дело и привёз в Иркутск первый рентгеновский аппарат. Его жена Вера Зисман была первым врачом-гинекологом. 

Идём дальше по Большой, остановимся там, где сейчас «Фортуна Плаза». К этому месту имеет отношение другая знаменитая фамилия. Здесь до пожара жил Яков Домбровский, человек очень богатый, наживший своё состояние с нуля. Яков Домбровер, как сначала звучала его фамилия, родился на границе с Польшей, в черте еврейской осёдлости, где родители женили его, не спросив согласия. С нелюбимой женой он прожил недолго и, что было нетипично, сбежал от семьи в Англию. Тесть попытался его вернуть. Как раз в этот период начались польские восстания, и на Домбровера был написан донос, в котором его называли уже Домбровским. Его разжаловали в солдаты, развели с семьёй, и он оказался сначала в центральной части России, а затем в ссылке в селе Оёк. В Сибири его предприимчивость нашла применение – Домбровский изготавливал и продавал ваксу и стал одним из денежных людей. В 1859 году женился на дочери купца Велиховича, получил небольшой капитал, и все вместе они перебрались в Иркутск. Здесь у Домбровского появилось хлебное дело, он участвовал на паях с русскими купцами в создании спиртовых заводов, были и другие предприятия. Благодаря своим талантам и поддержке жены Домбровский со временем стал одним из богатейших людей города, купцом первой гильдии. Вообще, в конце 19 века среди купцов первой гильдии было 74% евреев. Многие из них активно участвовали в благотворительности. 

После смерти Домбровского в 1884 году семья не смогла распорядиться капиталом, и дом пришёл в упадок. Яков Домбровский похоронен на старом еврейском кладбище, что на лисихинской горе. Он сам придумал себе эпитафию, конец которой звучит так: «Жмудия его родила, Англия обучила, Сибирь возвеличила, а Иркутская земля покрывает». 

Врачи, исследователи, золотопромышленники

Шаббатный дорожный знак охраняет покой синагоги в субботу. Рядом с ним – девятисвечник ханукия, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука

Коснусь того, каким образом в Иркутске вообще появились евреи. Формирование еврейской колонии относится к началу 19 века. Многие попали сюда в ссылку и на каторгу. Некоторые – в моменты, когда правительство разрешало евреям с профессиями, нужными для края, переселяться в Сибирь. Так появились в Иркутске известные врачи – Ерешевич, Зисманы, Мандельберг, художники, ремесленники с редкими специальностями. Постепенно создавалась диаспора, она появилась даже раньше, чем религиозная община и первая деревянная синагога, в которой служили члены общины. Первый раввин был назначен только в новую, каменную синагогу в конце 19 века. 

На улице Карла Маркса, бывшей Большой, находилось ещё несколько доходных домов, которые после пожара 1879 года строили еврейские предприниматели. Ещё одно интересное здание, пожалуй, известное всем, – дом Иосифа Файнберга в бывшем Медведниковском переулке (сейчас – улица Халтурина). Оно сдавалось в наём управлению Кругобайкальской железной дороги, потом – штабу Иркутского военного округа, а уже после прихода советской власти под экспозиции и фонды здание использовал Иркутский областной краеведческий музей. Сейчас здесь снова перемены – в здании разместится Иркутское областное художественное училище. 

Файнберг – один из крупнейших золотопромышленников конца 19 века и большой благотворитель. Например, он участвовал в создании одного из ремесленных классов еврейской школы, сделал большой вклад в строительство драматического театра. Здание еврейской школы было построено в 1903-1904 годах на улицах Ямской и Ланинской. Земля была куплена на средства общины.

Не так давно на доме Файнберга появилась ещё одна мемориальная доска, она тоже имеет отношение к еврейской диаспоре. Недалеко от этого места родился режиссёр Михаил Ромм. 

В конце 19 века диаспору представляли следующие выдающиеся имена: Семён Кальмеер, который был гласным городской думы и почётным гражданином Иркутска, во ВСОРГО работал великолепный этнограф Феликс Кон. Члены диаспоры входили во все благотворительные общества и комитеты. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры