издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Театр – это наш остров...»

Вампиловцы в долгожданном отпуске. Отдыхать ушли с хорошим настроением: все плановые намётки перекрыты – количество премьер и сыгранных спектаклей, число зрителей, сумма доходов и т.д. Подводить итоги юбилейного сезона просто удовольствие. 85 лет кряду бывший ТРАМ, то есть театр рабочей молодёжи, со временем преобразованный в ТЮЗ имени Александра Вампилова, служит эстетическому и духовному воспитанию иркутян от мала до велика. И почти пятую часть этого срока, а именно последние 18 лет, включая четыре года в качестве главного режиссёра, штурвалом театрального корабля надёжно управляет заслуженный работник культуры России Виктор Токарев.

На островке любви и вдохновения

– Вы как-то сказали, Виктор Степанович, что театр – это другая страна…

– А теперь я склонен говорить себе и актёрам: это наш остров, до него не дошла, слава богу, та разрушительная сила, которая имеет на материке необратимые последствия. В театре люди стараются жить по иным законам, во всяком случае, не отклоняясь, если говорить образно, от вертикали, держа этот духовный ориентир в голове. А в обычной жизни, надо ли тысячу раз повторять, народ пытается выживать, думая о хлебе насущном каждую минуту. И зачастую людей обвинять-то в этом сложно. Они меньше уделяют внимания душе своей.

Вы заметили? Долгие годы после перестройки в нашей стране приоритеты были какие? В первую очередь – экономическое развитие, а про культуру вообще никто не вспоминал. Про образование не так давно стали говорить, а о культуре вообще только в самое последнее время – слава богу, дошла очередь! 

Андрей Тарковский писал Сергею Параджанову: «Человек знает о возможности умереть от голода, а о том, что он может умереть от отсутствия искусства, не знает». По-своему, но столь же убеждённо вторит этой мысли Александр Сокуров, говоря, что только культура может удержать народ от одичания.

– Да ведь говорить – ещё не значит делать.

– Нет, мы ощущаем реальную поддержку, по крайней мере, детских театров. Конкретно она выразилась в чём? Во-первых, в здании на улице Ленина, 23, мы сделали косметический ремонт зрительской части, который по-хорошему всем бросается в глаза. Во-вторых, учредители наши выделяют деньги на техническое переоснащение сцены: механику сцены поменяли, звук, нынче меняем световое оборудование. В прежние годы про нас тоже не забывали, но выделяли более скромные средства. А сейчас всё-таки весьма глобальное перевооружение. И есть программа поддержки на перспективу. Но все замыслы обретут целесообразность при условии реконструкции здания. Здесь ведь катастрофически не хватает площадей. Однако это дело будущего. И, боюсь, не самого близкого. Всё зависит от выделения финансов.

Где эхом отзовётся каждый миг

– Давайте окинем взглядом прожитый сезон – от открытия до закрытия. Чем болели, за что переживали, чему радовались?

– Болели, как и все, в основном гриппом (смеётся). А если серьёзно, в театре с холодным носом, фигурально выражаясь, делать нечего. Переживали, конечно, за то, как нас примет Санкт-Петербург. Успешные гастроли в городе на Неве стали значительным и красивым открытием юбилейного сезона. Затем прошла неделя спектаклей по произведениям Александра Вампилова, посвящённая его 75-летию: «Дом окнами в поле», «Прощай и здравствуй», а также «Мы бежали от заката». Специально восстановили этот спектакль и проехали с ним по области в рамках проекта «Театр Вампилова – молодёжи Приангарья».

И ещё один проект, поддержанный министерствами культуры России и нашего региона и посвящённый 75-летию любимого тоже писателя, под названием «Валентин Распутин. Век живи – век люби». Инсценировав два его рассказа, выпустили одноимённую премьеру и показали спектакль на родной сцене, а затем в Усолье-Сибирском, Ангарске, Шелехове и даже в посёлке Анга Качугского района.

– Этой же постановкой ведь и сезон закрывали, и те, кто попал на это событие, ставшее уникальным, вряд ли его забудут. Сужу как очевидец.

– Согласен, согласен. В тот вечер, 21 июня, к нам на спектакль пришли не частые, но всегда очень желанные гости. Это Валентин Григорьевич Распутин и митрополит Иркутский и Ангарский владыка Вадим. Зал при их появлении дружно встал и устроил им овацию. Артисты страшно разволновались, им предстояло играть своих героев перед самим автором рассказов «Вверх и вниз по течению» и «Век живи – век люби», объединённых в спектакль общей больной темой отношения к окружающему миру. Этот мир Господь создал, а мы не то что не бережно, а потребительски, даже варварски воспринимаем его. Истребляем, разрушаем, губим, и это преступление перед природой, перед самими собой, перед Богом. А ведь вода, цветы, деревья, птицы, когда ты встречаешься с ними, прикасаешься к луговой траве, вдыхаешь полной грудью свежий этот воздух, забирают из тебя всю негативную энергию, которая накапливается в нашей повседневной, суетной жизни. Сразу всё как-то переосмысливается. И для меня оказаться на природе – то же самое, что прийти в храм: по ощущению и состоянию души. Некое очищение возникает.

У Распутина это выстрадано изнутри, он пытается достучаться до нас. И его деревенский подросток Санька, проникшись величием, благостью и красотой тайги, испытал такой шок, что смог лишь прошептать в восторге: «Я это видел!».

– Этой же фразой выразил свои эмоции, вызванные уже художественным зрелищем, владыка Вадим. Сильно прозвучал в его устах отзыв о спектакле повторением цитаты «Я это видел!». Зрители рукоплескали ему.

– Собственно, благодаря нашим гостям закрытие сезона и стало ярким праздником. Валентин Григорьевич, выйдя после поклонов артистов на сцену, где выстроилась вся труппа, сказал с афористичной краткостью: «Я пишу всю жизнь прозу, а вы умудрились превратить её в поэзию!». Оба выступления стали для нас радостными моментами откровения. Более высокой оценки и ожидать нельзя. Все потом повторяли друг другу слова писателя и владыки Вадима, который взволнованно говорил о незаменимости ТЮЗа в духовно-нравственном воспитании юношества. Многие актёры от гордости за свой театр не скрывали слёз во время его искренней и, можно сказать, проникновенно-нежной речи. А он и в повсе-дневности оказывает нам неоценимую помощь.

Умение радоваться жизни

Сцена из спектакля «Век живи – век люби» Валентина Распутина

– Мы с вами прыгнули, Виктор Степанович, из начала сезона в его конец, пропустив середину.

– Сейчас восстановим её, хотя бы бегло. Знаете строку поэта: «Что мы навеки теряем, навеки взрослея»?

– Догадываюсь, каков ответ, но могу ошибиться. Речь идёт о детстве?

– Верно. «Может ли хватить детства на всю жизнь?» – задаёт вопрос первоклассник из книги «Дети пишут Богу». Если человек с потухшим взглядом, говорить уже не о чем. Он давно изжил в себе ребёнка, а значит, и непосредственность, бескорыстие, чистоту. Душу важно пробуждать к добру и красоте сызмальства, тогда человек вступает в жизнь с умением радоваться её прелестям, отличая хорошее от плохого и сторонясь злой путаницы, когда подлость рядится в достоинство, а чёрное выдаёт себя за белое.

Конечно, воспитание души или, если угодно, её санация – процесс пожизненный, но какая колоссальная ответственность лежит на театре за то, чтобы первая встреча с ним запомнилась на всю жизнь как чудо. Кто смотрел новогоднюю сказку «Щелкунчик», поставленную режиссёром из Питера Александром Шарапко, «Переполох в лесу» режиссёра из Москвы Льва Титова, восстановленных по просьбе зрителей Александром Булдаковым «Бременских музыкантов», тот согласится со мной: эти спектакли дарят истинное удовольствие аудитории любого возраста. Актёрский азарт транслируется в зал, у юных театралов загораются глаза, а у взрослых, что сопровождают их, лица неизменно озаряются улыбками. Зрители приходят в ТЮЗ, ожидая встречу с искусством, и уходят потом в хорошем настроении.

– В этот приезд Лев Титов пополнил репертуар вампиловцев и спектаклем «Я скучаю по тебе…».

– В основе которого пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь» и ряд эпизодов из пьес Розова и Рощина. Эти авторы ориентировали свои произведения на молодёжь, для которой всегда актуальна тема любви и предательства. В юности много энергии, житейская же мудрость приходит с годами, и отношения любящих бывают скоропалительно испорчены, а ошибки непоправимы. Не зря говорится: предупреждён – значит, вооружён.

Под занавес сезона настоящим событием стала премьера «Дуэли», посвящённая грядущему 215-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Необычная для нас работа, совершенно эксклюзивный материал иркутского драматурга Анны Стародубцевой, для пьесы которой очень любопытное постановочное решение предложил Александр Гречман – профессионально талантливый режиссёр со своим оригинальным почерком. Сотрудничать с ним театру будет очень интересно и впредь. А спектакль «Дуэль» мы выдвинули на Всероссийский Вампиловский фестиваль современной драматургии в сентябре. И рассчитываем показать его в Пскове на Пушкинском фестивале, куда были приглашены уже дважды со сказкой «Руслан и Людмила», но финансовые проблемы тормознули нас. Правда, время неудобное – февраль, середина сезона. Но упустить такой шанс было бы обидно. И нынешней осенью нас ждут в городе Березняки Пермской области на международном фестивале «Постефремовское пространство» со спектаклем «Дом окнами в поле» режиссёра Александра Лабыгина.

– Этой же осенью во Владивостоке, где вампиловцы выступали аж в 2002 году, сразу после отпуска предстоят гастроли?

– Там нас, по счастью, помнят и тоже ждут. Наконец, последняя новость, хотя она уже утратила эффект неожиданности для поклонников театра. Речь о новом главном режиссёре Геннадии Гущине, заслуженном артисте России, хорошо известном землякам в качестве актёра и режиссёра драмтеатра имени Охлопкова. И о шести выпускниках его курса в театральном училище, которых мы приняли в штат. Это пять парней и одна девушка. Теперь труппа укомплектована, что называется, под завязку – в ней 40 человек. Дело за главным художником или хотя бы очередным. Ищем. Поиск продолжаем.

Молодых актёров зритель увидит в начале нового сезона. Они сыграют дипломные спектакли «Не в свои сани не садись» Островского и «Тринадцатая звезда» Ольшанского, оба в постановке Геннадия Гущина. Художественный совет театра, а он у нас довольно требовательный и авторитетный, одобрил эти работы. Они пополнят наш достаточно крепкий и сбалансированный репертуар, в котором 24 спектакля для взрослой публики и 22 – для детей.

Форму подачи своих работ стараемся разнообразить. Молодёжь охотно посещает литературный клуб «Элегия», есть малая сцена, камерный зал мы изобрели, разделив пополам большой зал. И вот теперь новый проект под условным названием «сцена для всех» – когда зритель сидит на сцене, мы для него специально сделали подиумы. «Не перестраиваться вдруг, но – совершенствоваться вечно», по слову поэта, что вполне устраивает вампиловцев, я считаю, в качестве девиза, которому мы следуем. А торжественный вечер в честь 85-летия театра состоится 9 октября. Он и ознаменует собой открытие очередного сезона, на которое я заранее приглашаю читателей любимой «Восточки».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры