«Где сливаются небо и снег»
Летние «Свидания у Вампилова», прошедшие в Культурном центре Вампилова, начинались с открытия фотовыставки. На многих снимках запечатлён Иркутск – город, где учился драматург, где проходило становление его личности и литературного таланта. Создательница выставки относится к именитым персонам нашего города. Эльфрида Невзорова – автор книг и фотоальбомов, действительный член Русского географического общества, член Иркутского фотографического общества, дипломант региональных и международных фотовыставок, автор персональных выставок в России и Южной Корее, лауреат международных фестивалей видеофильмов.
Для Эльфриды Александровны важно запечатлеть не просто лик природы или городской пейзаж в их первозданной красоте, ей необходимо наполнить фотографии смысловой нагрузкой, теми ассоциациями, которые они должны вызывать у зрителей. Подбор работ, представленных в Культурном центре, автором назван «Провинциальные аксиомы» – истины, не требующие доказательств. Незачем доказывать очевидное: нежность и грусть, окружающие провинциального жителя, неспешность бытия…
Невзорова – выпускница филологического факультета Иркутского государственного университета. Всей жизнью связана она с литературой, работой над рукописями иркутских авторов. Она всегда чувствовала в себе творческий потенциал, но первую часть жизни посвятила воспитанию детей, редакторской службе в издательстве Иркутского госуниверситета.
Дети выросли, у Эльфриды Александровны появилось время на творчество, съёмки фотографий и видеофильмов. Небольшую зарисовку об Иркутске она заявила на фестиваль видеофильмов «Рыбий глаз», неожиданно для себя стала лауреатом. Телекомпания «Аист» – организатор фестиваля – отправляла фильмы Невзоровой на аналогичные форумы в Японию, Монголию, Корею, где Эльфрида Александровна также занимала призовые места.
Сегодня она постоянный участник или член жюри международного фестиваля «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске, посвящённого защите окружающей среды. К природе Эльфрида Александровна относится, как к живому существу, активно возмущается фактам бездумного вмешательства человека в структуру её творения. Она не может понять, почему некоторые отдыхающие на природе не убирают за собой мусор, рубят деревья там, где им расти бы и расти.
Ханты-Мансийск – город, возведённый среди болот, сегодня утопает в зелени берёз, высаженных заключёнными в период сталинских репрессий. Люди, вынужденно осевшие на севере Тюменской области, заботились о том, где они будут жить. Невзорова, куда бы ни отправлялась, невольно сравнивает места своих путешествий с Иркутском. Помнит, какое впечатление произвёл на неё город, когда выпускницей средней школы она приехала из Сочи поступать в Иркутский госуниверситет. После города-сада, пышной южной растительности в Иркутске она встретилась с замусоренностью улиц, перевёрнутыми урнами, наплевательским отношением горожан к общему дому, в котором они живут.
С той поры и болит у неё сердце за всё, что происходит с Иркутском, ставшим для неё родным. Возвращаясь из той или иной поездки, она стремится рассказать о заведённых порядках, например, в Гонконге, городах Европы или Азии. Ей говорят: нашла, мол, с чем сравнивать. «Почему бы и нет, – отвечает Невзорова, – сравнивается всегда с лучшим».
То же и с фотографиями. Первую выставку, посвящённую Иркутску, окружающей его природе, она организовала в галерее юридического института ИГУ. Невзорова не любит шаблоны, свои фотографии она поместила тогда в непривычные для снимков багетные рамки. Работы обрели глубину, психологизм, тот подтекст, который хотелось прочитать. Для последующих выставок Эльфрида Александровна всегда находила форму, соответствующую содержанию её работ.
Эльфрида Александровна (кстати, её имя в переводе означает «богиня мира») словно обрела второе дыхание. Ей хочется интересно жить! Многое, что снимает на фото– или видеокамеру, она сопровождает своими комментариями – небольшими рассказами, по жанру относящимися к путевым заметкам. Она не может не поделиться увиденным, прочувствованным эмоционально, понятым сердцем. Так у Невзоровой родилась книга, названная автором «В поисках радости» – того неведомого, таинственного, что открывается только пытливому взору.
Как-то, путешествуя по берегам Байкала, Невзорова была удивлена многочисленностью заброшенных деревень с полуразрушенными домами. Через окно одной из таких развалюх она сделала снимок и поразилась: получилось словно название одноактной пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». Правда, драматург писал тогда совсем о другом пейзаже, но по эмоциональному настроению авторы совпали. С этой работы и начался цикл фотографий, в которых Невзорова искала и находила созвучие с Вампиловым.
Например, на снимке запечатлён сугроб, в подписи под ним использован текст Вампилова: «… роман там, где сливаются небо и снег, – мираж. Поглядите в такое место, пройдите по этой дороге, и вы поймёте, что такое одиночество». В другом пейзаже Невзоровой запечатлены очертания вечернего города, расположенного на противоположной стороне Ангары, в подписи использована фраза драматурга: «Хотелось без конца видеть маленький свет, оказаться на том берегу в темноте…».
Эльфрида Александровна не просто знает Вампилова, она чувствует стиль, эмоциональное настроение его произведений. В своих работах стремится через объектив фотокамеры вглядеться в каждое слово автора. У Невзоровой мы видим на снимке тополь, сквозь ветви которого проглядывает небо, а Вампилов пишет: «Корявые чёрные гиганты, навсегда увязшие в синеве…».
Как надо любить драматурга, знать его произведения, чтобы соединиться с ним в образности мышления, зазвучать в той же тональности и пронзительной нежности в фотографиях, навеянных литературным талантом Вампилова. Как надо любить жизнь, чтобы каждым своим поступком прожить её осознано и гармонично.